Русский акцент на Венецианской биеннале: выставки, вечеринки, миллиардеры
«Апероль шприц» на завтрак, белые кеды на ногах, гвоздь Cartier или Rolex на запястье, темные очки на носу — портрет типичного российского любителя современного искусства. Следуя призыву Биеннале Viva arte viva выставки сменяют ужины, ужины — вечеринки, вечеринки — выставки и пресс-конференции. Нанести свои проекты на арт-карту мира, заявить о себе стремятся во время Биеннале российские художники, выставки и музеи. В оранжевом свете апероля, под звук бокалов с просекко, назвала даты осеннего открытия московская ярмарка современного искусства Cosmoscow: с 8 по 10 сентября. В честь такого события, пока гости выпивали на солнышке во внутреннем дворе отеля Sina Centurion Palace, куратор Антонио Джеуза вел интервью с Таус Махачевой и Ириной Кориной, двумя нашими художниками, участниками основного проекта Биеннале, представившими также свои работы на открытии пространства V-A-C в Венеции. Валерия Роднянская, создатель Shaltai Editions, пользуясь случаем рассказала о новой работе Александры Паперно. Специально для галереи художник создает серию литографий «Саспенс».
В здании университета Ка'Фоскари, там, где идет выставка Валерия Кошлякова, комиссар 6-й Московской медународной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская и исполнительный директор ММоМА Василий Церетели, соорганизатор молодежной биеннале, представили куратора будущей выставки. 6-ая Биеннале пройдет в Москве летом 2018 года, прием заявок начианется осенью 2017 года, тема Биеннале звучит как «Абракадабра». Курировать выставку будет Лукреция Калабро Висконти. Ее кандидатуру выбрало 11 экспертов жюри, пригласило в Москву, где Лукреция выдержала пятичасовое собеседование. Оказалось, что Лукреция изучала историю искусств в Венецию, в Ка'Фоскари, и провела два года на лекциях в той самой аудитории, где прошла пресс-конференция. Для полноты картины не хватало только признания в родстве с Лукино Висконти, но этот миф Лукреция Висконти отвергла — они с режиссером не родственники.
В рамках параллельной программы в палаццо Soranzo van Axel куратор Марина Лошак открыла выставку «Человек как птица. Образы путешествий» — так Пушкинский музей впервые принял участие в Венецианской Биеннале. Это первый международный проект нового направления «Пушкинский XXI», запущенный с целью создания выставочной платформы для самых разных форм актуального искусства. В венецианском проекте участвуют 14 российских и современных художников. Название выставки призывает зрителя расширить свой угол зрения до птичьего, от 120 градусов до 360. Предполагается, что какие-то работы войдут в новую коллекцию музея. Среди авторов — Татьяна Ахметгалиева, Юрий Календарев, Дмитрий Булныгин, Леонид Тишков, группа «Провмыза».
Руководитель проекта современного искуства «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков выступил в Венеции в роли куратора сольного проекта Яна Фабра в рамках параллельной программы Биеннале. «Скульптуры из стекла и костей. 1977-2017» выглядят как продолжение темы, заявленной осенью в Эрмитаже, где прошла первая персональная выставка Фабра в России «Рыцарь отчаяния — воин красоты».
Свои сольные выставки в рамках Биеннале представляют Гоша Острецов «Меня похищали уже сто раз. Археология будущего» в палаццо Nani Bernardo, Вита Буйвид представляет Россию в «Персональных структурах» в палаццо Bembo, Сергей Катран — в палаццо Zenobio, Арсен Ревазов — в Ar33Studio на Сан-Марко.
А по ночам на площади Святой Маргариты V-A-C показывают советское немое кино под аккомпанимент диджеев. И конечно, выставки-вечеринки-выставки. И Beluga, конечно.