12. «Такса»
Wiener-Dog, США, режиссер Тодд Солондз
О чем это. Четыре новеллы с известными актерами (Эллен Берстин, Дэнни Де Вито, Грета Гервиг, Жюли Дельпи), объединенные тем, что в кадре на заднем плане постоянно присутствует флегматичная обаятельная такса. В редких случаях она — катализатор действия, но чаще просто сидит и молчит.
Что в этом хорошего. Поначалу думаешь, что это фильм о том, как собака переходит из рук в руки, от хозяев к хозяевам. Но подобный случай в фильме лишь один. Скорее можно допустить, что мы имеем дело с похожими таксами в разных жизненных обстоятельствах. Мрачный вывод: люди почти всегда хуже собак. Хотя бы потому, что заводят собак, даже не задумываясь о том, что у тех – особая психология, которую надо бы уважать. И отчего-то априори уверены, что имеют право решать собачью судьбу: где собаке жить, гулять, что есть, иметь ли щенят etc.
Впрочем, фильм Солондза, пожалуй, о равном несчастье быть собакой и человеком.
Солондз – один из редких наследников Вуди Аллена. Разница в том, что он, в отличие от Аллена, сосредоточен не только на интеллигенции, любит ситуации на грани фола, которых Аллен, даже если они очень смешные, старается избегать, и относится к человечеству с куда большим пессимизмом. Его всегда считали молодым, тем более что на вид он — Гурвинек, но вообще-то ему уже 57. Возможно, именно возрастом Солондза объясняется то, что героиня-такса присутствует в жизни людей четырех поколений: маленького мальчика, женщины средних лиц с полным отсутствием личных перспектив, стареющего преподавателя сценарного дела, у которого тоже никаких перспектив, но уже творческих, и совсем уже старушки.
Ударная находка фильма – антракт: после первых двух новелл вам предложено сходить в буфет, а на экране следует клиповая вставка, в которой очень крупная такса (крупная потому, что выведена на передний план) проделывает неспешное краткое путешествие по всем американским широтам и заведениям — от прерий, где вдали скачут мустанги, до заснеженной Аляски и от офисов до стрип-клубов. Антракт забавен сам по себе, но заодно позволяет Солондзу изменить стиль двух следующих новелл.
Резонанс. Свой главный приз «Такса» получила пока лишь на фестивале американского кино во французском Довиле, который, впрочем, считается важным для раскрутки заокеанских картин в Европе.