Пять не слишком известных в России, но знаменитых фильмов, достойных рейтинга 18+

Скандальные эксперименты мэтров мирового кинематографа с эротикой и порнографией возмущают общественность, зато становятся культовыми среди кинокритиков и киноманов. Самые шокирующие фильмы последних десятилетий — в фотогалерее Forbes.
Почему в России министерство культуры запрещает смотреть байопик про Стива Джобса и все оскаровские фильмы 2016 года тем, кто моложе 18 — в обзоре Юрия Гладильщикова.
Что происходит в некоторых фильмах киномэтров, снятых для серьезной взрослой аудитории, — тест Forbes.
«Сало, или 120 дней Содома» Пьера-Паоло Пазолини, Германия-Италия-Франция, 1975
Классический фильм не для всех про извращенную сексуальную республику, появившуюся в одной из итальянских провинций в конце Второй мировой. Показано – все. В том числе и то, чего вы никак не ожидали и предвидеть не могли. В Москве на больших экранах фильм продемонстрировали первый и последний раз в конце 1980-х, в свободные годы перестройки, в залах для культурной элиты: в Центральном доме кинематографистов и Центральном доме литераторов. В первом случае (по поводу второго свидетельств нет) во время одной из главных сцен зал опустел наполовину – публика, состоявшая из кинопрофессионалов, в ужасе бежала прочь, стараясь не глядеть на экран.
«Порнократия» Катрин Брейя, Франция, 2003
Другое название фильма (в том числе оригинальное французское) – «Анатомия ада». Один из главных анекдотов, связанных с Катрин Брейя: в конце 1960-х, когда ей было 17, она опубликовала во Франции роман L'homme Facile, который запретили продавать лицам до 18 лет. Потом она не раз нарушала правила – в том числе вышедшим у нас в более свободные годы фильмом «Романс X». И обрела статус главной феминистки современности, что ерунда, поскольку Брейя всегда равно жестко оценивала и мужчин, и женщин. «Порнократия» — ее самый нецензурный фильм, в котором мужчина и женщина пытаются познать друг друга без остатка и ограничений. Сенсацией стало то, что Брейя позвала на главную мужскую роль порнозвезду Рокко Сиффреди, уже мелькнувшего в ее «Романсе X» и заимствовавшего свой роскошный псевдоним у героя Алена Делона из мафиозного боевика 1970 года «Борсалино».
«Остров» Ким Ки Дука, Южная Корея, 2000
Один из первых фильмов дико популярного на фестивалях и даже у нас в первой декаде 2000-х, но теперь подзабытого Ким Ки Дука. Тут юноша, желая покончить с собой, заглатывает рыболовные крючки и тянет их из себя за леску вместе с внутренностями, а девушка в любовном отчаянии всаживает себе эти крючки в одно известное женское место и с силой дергает за ту же самую леску. Во время премьеры фильма на кинофестивале в Венеции в зале случился обморок. Просмотр пришлось остановить: вызывали скорую.
«Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, Франция-Бельгия-Испания, 2013
История взросления юной девушки, рассказанная нетрадиционно. Потому что девушка не просто проходит через проблемы общения со сверстниками, но и обретает опыт первой любви. Эту любовь – с другой девушкой – фильм демонстрирует во всех подробностях. Подробные постельные сцены в стиле мягкого порно длятся по нескольку минут. При этом это действительно невероятное кино, и психологически, и технически (как изумительно работают кинокамеры!). Самое интересное, что Абделатиф Кешиш, уже обретший режиссерскую славу к моменту съемок «Адель», вообще-то араб. Но именно он решился на один из самых смелых фильмов современности. «Адель» получила «Золотую пальмовую ветвь» в Канне, причем в год, когда жюри возглавлял не кто-нибудь, а Стивен Спилберг, для которого моральная ответственность и воспитание подрастающего поколения отнюдь не пустые звуки. Но даже Спилберг не смог не отдать «Пальму» Кешишу.
«Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга, Канада-США, 1996
Совсем уже невероятный фильм, снятый Дэвидом Кроненбергом, давно, еще после «Мухи» и «Видеодрома», обретшим славу главного исследователя человеческих мутаций. Основа — роман столь же безумного автора Дж. Г. Балларда. Особое сообщество фанатов инсценирует моменты гибели кинозвезд в автоавариях, чтобы после каждой инсценировки, тщательно сломав свои и чужие ребра и бедра, заняться любовью прямо на капоте искореженного автомобиля, доводя партнера до экстаза и – иногда – до смерти. Один из главных скандалов Каннского фестиваля за всю его историю: после просмотра ползала возмущенно кричали «Бу-у!», ползала восторженно аплодировали.