К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Золотая молодежь

фото Сергея Мелихова для Forbes
фото Сергея Мелихова для Forbes
Как Зелимхан Муцоев готовил сыновей к самостоятельной жизни.

«Спасибо Амирану и Алику Муцоевым за потрясающую поездку», — написала Пэрис Хилтон, выкладывая в свой Instagram фотографию с братьями в подмосковных Мытищах. 3 ноября 2013 года певица и светская львица заложила именную звезду на втором этаже торгового комплекса «Июнь», входящего в группу их компаний «Регионы». В течение двух месяцев Хилтон посетила и другие построенные Муцоевыми объекты, раздавая автографы в Санкт-Петербурге, Уфе, Красноярске.

Пока летели в Красноярск, младший из братьев, Амиран, доказывал Пэрис, что ее представления о Сибири, сложившиеся по американским фильмам, не соответствуют действительности — перед вылетом он позвонил местным менеджерам и убедился, что погода хорошая. Как назло, за время полета она резко испортилась, Красноярск встретил метелью и снегом по колено. Да и номер в лучшей красноярской гостинице сильно отличался от апартаментов сети Hilton, основанной дедом звезды. «Она долго возмущалась, — смеется Амиран. — Но зато прочувствовала весь наш колорит». Турне по городам России Пэрис, кажется, понравилось — по возвращении в Москву она по личной инициативе бесплатно спела на корпоративе ГК «Регионы».

Распределение полномочий

Группа компаний «Регионы» — бизнес-проект сыновей миллиардера Зелимхана Муцоева, развитием которого они занимаются с 2004 года. Сейчас группа владеет торговой недвижимостью общей площадью более 1,1 млн кв. м (сети торговых центров «Июнь» и «Сибирский городок»). Доход от аренды в 2013 году, по оценкам Forbes, составил $440 млн, Муцоевы занимают седьмое место в рейтинге рантье. Сейчас ГК «Регионы» входит в число лидеров рынка торговой недвижимости как по площади помещений в управлении, так и по географическому охвату, отмечает Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов»: «По объему площадей действующих объектов в регионах (исключая Москву и Санкт-Петербург) компания уступает только «Таширу» и IKEA». По его словам, действующие объекты сетей «Июнь» и «Сибирский городок» можно оценить в сумму порядка $3 млрд. А по оценке аналитика «Сбербанк CIB» Юлии Гордеевой, весь бизнес может стоить сейчас около $2,5 млрд.

 

Зелимхан Муцоев сосредоточился на работе в Госдуме. Сейчас он заместитель председателя комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, раньше входил в комитет по международным делам.

До «Регионов» Муцоев девелопментом не занимался — интерес к недвижимости проявили именно сыновья, обратившись к дяде, Амирхану Мори, за инвестициями в офисный центр. Бизнес-план защитили, деньги получили, проект окупился. Партнером Муцоева по группе компаний «Регионы» стал его давний знакомый, владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков. Что управлять компанией будут дети, предполагалось изначально — сыновья бизнесменов тоже были знакомы между собой. Через год «Система» из проекта вышла. «К сожалению, мы вместе пробыли недолго и разошлись по причине того, что у нас в стратегии не было направления строительства и эксплуатации торговых центров, — объясняет Владимир Евтушенков в интервью Forbes. — Вместе с тем я считаю, Зелимхан и его сыновья сделали очень крупный бизнес за короткое время и практически на пустом месте».

 

Алик и Амиран Муцоевы

Без партнера-корпорации с ее процедурами и согласованиями бизнес сразу пошел быстрее. «Любая покупка чего-то могла затягиваться на несколько месяцев. После того как мы стали семейной компанией, бывало, что сделку заключали в течение двух дней», — говорит Амиран Муцоев. Амиран возглавляет компанию «Регионы-Девелопмент», которая ищет и покупает участки, договаривается с властями, строит здания. Алик Муцоев — вице-президент компании «Регионы-Менеджмент», она разрабатывает концепцию торгового центра под конкретный участок, занимается подбором арендаторов и управлением готовым объектом.

Сторонних консультантов не привлекают. Как отмечают оба брата, возможность обсудить какие-то вопросы, заглянув друг к другу, сильно ускоряет процесс. «Много разных ситуаций возникает. Но мы же с нуля все сами делали, уже привыкли», — добавляет Амиран.

 

Их дядя Амирхан Мори, председатель наблюдательного совета ГК «Регионы», подключается только по стратегическим вопросам: покупать ли тот или иной участок, входить ли в проект. «В текущих вопросах он нам полностью доверяет, потому что мы все это создавали сами. Дядя знает, что я не вынесу на совет директоров проект, который может быть рискованным или убыточным», — говорит Амиран.

С отцом Алик и Амиран тоже советуются — раз в неделю вся семья обязательно собирается за столом. А офис ГК «Регионы» неслучайно расположен в гостинице «Москва», напротив Госдумы, где Зелимхан Муцоев с 1999 года проводит все больше

и больше времени. «Нам отец нужен в шаговой доступности», — говорит Алик.

Плавный вход

Зелимхан Муцоев, уроженец Тбилиси, в десять лет остался без родителей. Когда родились старшие сыновья, он работал водителем грузовика и заочно учился. «Не могу сказать, что мы по советским меркам были обеспеченной семьей. А когда пошел в бизнес, я очень боялся, что уделяю детям мало внимания», — рассказывает миллиардер.

Первым бизнесом стало хозрасчетное предприятие по пошиву одежды, которое он организовал вместе с родным братом Амирханом Мори. Потом вместе перебрались в Москву — Зелимхан возглавил Ассоциацию внешнеэкономических связей малых и средних предприятий, которая помогала бизнесменам продавать товары в разных республиках СССР.

В большом бизнесе Зелимхан Муцоев засветился в 1998 году, став совладельцем Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ) в Свердловской области. Одного из крупнейших в Европе производителя труб контролировал екатеринбургский бизнесмен Павел Федулев (сейчас отбывает срок — 20 лет колонии, арестован в 2006 году по делу о силовом захвате рынка в Екатеринбурге, позже добавились обвинения в организации заказных убийств, других рейдерских захватах и хранении оружия). «Ситуация на заводе была аховая. Вплоть до того, что от предыдущего собственника, который где-то с середины 1990-х завод контролировал, была команда снимать и продавать плиты с забора», — вспоминает предприниматель Иван Неофитиди, в то время совладелец компании «Свердловскнефтепродукт», которая продавала трубы ПНТЗ нефтяникам за нефтепродукты, которые реализовывала в своей сети АЗС. С Муцоевым он познакомился, когда тот уже приобрел акции завода и собрал в Москве совещание по его дальнейшей судьбе. На нем присутствовали депутат Госдумы Геннадий Бурбулис, председатель наблюдательного совета завода, и миноритарные акционеры, решившие объединиться вокруг Муцоева.

 

Первые несколько месяцев ушли на то, чтобы не допустить банкротства завода, процедуру которого запустили местные бизнесмены. «Не было ни стрельбы вокруг завода, ни конфликта какого-то. Люди Федулева на советах директоров присутствовали, голосовали в рамках своего пакета», — вспоминает Неофитиди, ставший с приходом новой команды исполнительным директором (был в должности до конца 1999 года).

По сравнению с разборками тех лет в Первоуральске «все было довольно мирно, по-бизнесовому, все через деньги решалось», — подтверждает источник Forbes, сотрудничавший в  те годы с одной из криминальный структур Екатеринбурга. Зелимхан Муцоев по национальности курд, а «курдская диаспора в Екатеринбурге всегда была представлена сильно»,  говорит собеседник Forbes. Курды имели большой вес и в криминальном мире. По словам источника Forbes в правоохранительных органах, «большой круг лиц, включая славян, которые были «смотрящими» во многих районах области, был ориентирован на Тимура Свердловского», считавшегося племянником «вора в законе» Аслана Усояна, более известного как Дед Хасан, курда по национальности. Сейчас обоих нет в живых.

Муцоев сразу заручился поддержкой рабочих, ликвидировав задолженность по заработной плате (один эпизод из дела Федулева: взятка $50 000 начальнику местного Пенсионного фонда, чтобы тот закрыл глаза на неуплату взносов в ПФР на протяжении двух лет). С появлением Муцоева, по словам Неофитиди, производство выросло с 15 000–18 000 т в месяц до 60 000 т. «Губернатор заводу стал помогать, многие проблемы проще стало решать. Помню, Муцоев устроил нам в Москве встречу с совладельцем «Евраза» Александром Абрамовым по поставке заготовок с Нижнетагильского металлургического комбината. Дал распоряжение о предоплате, и они смогли делать необходимый объем», — вспоминает бывший исполнительный директор.

«Детей я старался в «войны» не посвящать», — говорит Муцоев. Хотя именно на заводе его сыновья реализовали свой первый бизнес-проект — еще будучи студентами, поставляли небольшие партии ферросилиция, ферромарганца, феррохрома. Никто не знал, что за фирмой «Грумант-с» стоят Муцоевы-младшие, с заводом общались менеджеры. «Посредники работали с наценкой 30–40%, мы же довольствовались 5–10%», — вспоминает Амиран.

 

В 2004 году завод вошел в группу ЧТПЗ Андрея Комарова, многие управленцы из команды Муцоева продолжили там работать — например, исполнительный директор Мелик Мори, один из родственников бывших владельцев. «Когда ЧТПЗ купил Первоуральский новотрубный завод, это было стабильно работающее предприятие. Зная, что собой представлял бизнес на Урале в 1990-е годы, могу сказать, что Зелимхан Аликоевич очень много сделал для декриминализации ситуации вокруг ПНТЗ и выстраивания на предприятии цивилизованной системы управления», — говорит Александр Федоров, председатель совета директоров и совладелец ЧТПЗ.

Подготовка преемников

Представление о том, что такое бизнес, Алик и Амиран получили еще подростками. Практически каждый день возле гимназии при Финансовой академии (оба впоследствии ее окончили) братьев встречала отцовская машина и везла в офис. «Тестов я им никаких не устраивал, а вот беседовали часто, — вспоминает Зелимхан Муцоев. — Мой брат, мой друг Александр Карпов тоже участвовали в этих разговорах. Моделировали различные жизненные ситуации, спорили, обсуждали». Карпова, давнего партнера отца, Муцоевы-младшие зовут не иначе как «дядя Саша», он тоже совладелец ГК «Регионы» и принимает участие в решении стратегических вопросов. «С чем-то к отцу и дяде Амирхану постесняюсь подойти, а к дяде Саше не постесняюсь», — говорит Алик.

Мальчики могли в любой момент зайти в кабинет отца, но при одном условии — если там шла деловая встреча, надо было сидеть молча и слушать до конца. «Меня всегда поражало влияние отца на собеседника. Он общается крайне вежливо. В его кабинете бывали разные люди, одни занимали большие должности, другие были известными бизнесменами, но я даже в детском возрасте мог оценить, как по-разному они общались. Они с ним грубо — а он вежливо, они с ним на ты — а он на вы», — вспоминает Алик. Взрослые разговоры интересовали сыновей все больше и больше.

Кого могли встретить дети в кабинете отца во второй половине 1990-х? «Много было интересных людей», — уклончиво отвечает Алик, не называя имен. Зелимхан Муцоев уже тогда общался со многими коллегами из списка Forbes — о давности доверительных отношений можно судить по масштабам сделок, в которых бизнесмены выступают партнерами. Сейчас сам Зелимхан с состоянием $1,3 млрд занимает 82-ю строчку в рейтинге богатейших Forbes.

 

Пакет акций 43% одного из крупнейших производителей удобрений в России, «Сильвинита», Муцоев купил в 2010 году у владельцев компании вместе с Анатолием Скуровым (№119 в рейтинге богатейших). Сумма сделки оценивалась в $2,5-3 млрд. Год спустя вместе с Сулейманом Керимовым (№19), Александром Несисом (№35) и Филаретом Гальчевым (№24) участвовал в объединении «Сильвинита» с «Уралкалием» (в июне 2013-го он продал акции, по официальной версии, для того чтобы продолжать политическую карьеру).

В конце января 2013 года Муцоев вместе с Гаврилом Юшваевым (№63) выкупил за $3,6 млрд 37,8% акций Polyus Gold у Михаила Прохорова. Год назад он продал свой пакет акций (18,5%) брату Амирхану Мори, чтобы не нарушать запрета на владение иностранными активами для депутатов.

«Мы во всех проектах были вместе, от малых предприятий до Новотрубного завода. Зелимхан решал вопросы стратегического планирования, я в свою очередь занимался привлечением инвестиций, переговорами с зарубежными партнерами, идеологией производственного процесса. Когда он ушел в политику и стал депутатом, круг моих обязанностей существенно вырос», — отмечает Амирхан Мори.

Сыновья говорят, что за судьбой крупных семейных активов никогда особо не следили. «Мы сразу понимали, что никто нам наследство в руки не даст, надо самим что-то делать. Не такие люди отец и дядя» — так Амиран Муцоев объясняет, почему его волнует только бизнес «Регионов». Алик признается, что о сделке по продаже пакета «Уралкалия» узнал из газет.

 

Однако со знакомыми отца они периодически пересекаются в своем бизнесе. Так, например, торговый центр в Сыктывкаре «Регионы» строили совместно с компанией «Финстрой» Олега Бойко (№78 в рейтинге Forbes) на паритетных началах. «Со старшим Муцоевым я знаком достаточно давно, еще с тех времен, когда занимался металлургией, у нас хорошие человеческие отношения, — говорит Бойко. — Когда мы выяснили, что в одном бизнесе, многократно обсуждали возможное сотрудничество, но торговый центр в Сыктывкаре пока был единственным совместным проектом с ГК «Регионы». Сложилось случайно — Амиран купил участок, не зная, кто собственник соседнего, объединение с которым обеспечило бы проекту лучшие перспективы. А узнав, что это структуры Олега Бойко, которого он у отца не раз встречал, вышел на собственника с предложением о партнерстве. Торговый центр на 45 000 кв. м, в который вложено около $60 млн, открылся в августе 2013 года. «Они очень профессиональные

и, скажем так, цепкие, — характеризует Бойко команду Муцоевых-младших. — У них все под контролем, стиль менеджмента детальный, что называется, hands on».

«Бизнес-сообщество в России очень узкое. Это не вопрос передачи капитала или связей — если ребенок состоялся, он неизбежно будет с теми же людьми взаимодействовать, что и отец», — говорит Алик.

При этом, как говорит Амиран, административным ресурсом отца они не пользуются — большинство площадок приобретают у частных собственников, поскольку у муниципалитетов и областных властей земли мало.

Совет директоров

В разгар кризиса 2008 года Амиран Муцоев на совете директоров озвучил странную на первый взгляд идею — запускать новый проект, торговый центр в Мытищах на 178 000 кв. м. При этом компания к тому моменту уже вела две стройки, и было очевидно, что полной заполняемости у торговых центров не будет.

 

Павел Мори

Семья, однако, поддержала Амирана. «Я понимал, что надо рискнуть; пока я буду строить, ситуация может измениться. Самолет должен лететь, иначе упадет и разобьется», — говорит он. Благодаря кризису ему удалось договориться с генподрядчиками о снижении стоимости в разы. Треть сметы обычно занимает иностранное оборудование — лифты, травалаторы. «Кризисный фактор» Амиран Муцоев использовал и здесь, купив значительную часть оборудования с 40-процентным дисконтом. «Девелопер постоянно берет на себя риски. Чем проще процедуры управления, тем проще брать риски», — отмечает один из плюсов семейных компаний управляющий партнер Colliers International Николай Казанский.

Любой из членов семьи может вынести на рассмотрение остальных любую бизнес-идею. Это правило распространяется на всех родственников. После того как сорвалась сделка «Регионов» по покупке «Формулы кино», двоюродный брат Амирана и Алика Павел Мори (сын родной сестры Зелимхана и Амирхана) решил, что кинотеатры — интересный бизнес. Просчитав бизнес-модель, он попросил у семьи кредит на открытие первого кинотеатра. Амирану проект понравился, команда тоже. Теперь во всех торговых центрах «Июнь» открываются кинотеатры Mori Cinema. «Никаких льгот не даем. Не платишь — извини. Семейный бизнес не должен жить за счет другого бизнеса. Если ты не готов платить, значит что-то не то в твоей компании», — рассуждает Амиран. «Арендные ставки для нас такие же, как для всех остальных, без скидок на родственные связи», — подтверждает Павел Мори. Только на этот год запланировано открытие шести новых кинотеатров, пять из которых будут с залами IMAX. Не все они открываются на площадках совладельцев.

На семейном совете можно получить и отказ. Например, Амиран с другом Тимуром Тукаевым, отдыхая в Турции, придумали приложение WeLike. Сервис позволяет выкладывать фото и общаться, совмещая функционал WhatsApp и Instagram. Родственники решили в этот проект не входить, Амиран инвестирует сам. «Я хорошо знаю регионы. Пользование айфонами растет, многие не пользовались раньше западными приложениями, поэтому наш сервис популярен, у него уже 750 000 подписчиков. Пока про инвесторов не думаем, будет несколько миллионов пользователей — решим, что дальше делать», — рассказывает Амиран. Он появляется в офисе разработчиков на час раз в квартал, управляет бизнесом его друг.

 

Впрочем, скоро у Амирана и Алика совсем не останется времени на побочные проекты. В феврале 2013 года студия DreamWorks, выпустившая шесть из десяти самых популярных в России анимационных фильмов, включая триквел про Шрека, подписала с ГК «Регионы» соглашение о строительстве крытых тематических парков в России — студия предоставляет права на использование своих персонажей, а «Регионы» финансируют, строят развлекательные комплексы и управляют ими. Переговоры шли больше трех лет.

Амирхан Мори

«Крупные студии дорожат своей репутацией. Поэтому они изучили все: откуда деньги, кто, как и когда заработал. У меня даже соглашение есть, отдельно прописанное, что пока есть этот проект, я не имею права заниматься политикой», — рассказывает Амиран. Под проект привлекают заемные средства — есть соглашение со Сбербанком о выделении 61 млрд рублей. В Санкт-Петербурге строители выйдут на площадку уже в конце этого года.

«Еще несколько лет назад такие проекты казались фантастикой, — говорит Зелимхан Муцоев. — Недавно я встречался с Джеффри Катценбергом (гендиректор DreamWorks и продюсер «Шрека». — Forbes), который пожал мне руку и поблагодарил за ребят. Я был горд».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+