20 крупнейших интернет-магазинов
1 Юлмарт
Выручка: $1021 млн
Год основания: 2008
Сайт: Ulmart.ru
Число сотрудников: 6500
Цифра: 10 млн пользователей участвуют в программах лояльности
Владельцы: Создатели — питерские предприниматели Алексей Никитин и Сергей Федоринов. В 2008 году компания «Комбриг» Никитина выкупила у обанкротившейся Ultra Electronics интернет-систему и открыла первый магазин «Юлмарт». Через два года «Юлмарт» привлек инвесторов: сейчас 60% акций принадлежит бывшим совладельцам «Ленты» Дмитрию Костыгину и Августу Мейеру, а 40% — Никитину и Михаилу Васинкевичу. Федоринов занимает пост гендиректора.
Бизнес: Продает «все, что втыкается в розетку», заказать товар можно по каталогу на сайте, по телефону или через терминалы в магазинах.
За год: Более 400 000 заказов было доставлено клиентам напрямую.
2 Ситилинк
Выручка: $868 млн
Год основания: 2008
Сайт: Citilink.ru
Число сотрудников: 3000
Цифра: 277 258 человек в сутки — средняя посещаемость сайта
Владельцы: «Ситилинк» — розничный проект дистрибьютора компьютерной техники Merlion (выручка — 121,1 млрд рублей, №40 в рейтинге крупнейших частных компаний Forbes — 2013). Бенефициары не раскрываются, известно, что один из них — совладелец Рост-банка Олег Карчев. В своем единственном интервью казанскому порталу «Бизнес-Online» он признавался, что у Merlion три акционера: «У каждого блокирующий пакет, точное распределение — закрытая информация».
Бизнес: Компания позиционирует себя как «электронный дискаунтер» — заказ можно сделать по телефону, через сайт или электронные терминалы в центрах «Ситилинк» и «Ситилинк-мини».
За год: Компания открыла 90 новых пунктов приема и выдачи заказов.
3 Wildberries
Выручка: $530 млн
Год основания: 2004
Сайт: Wildberries.ru
Число сотрудников: 4500
Цифра: 2,5 млн покупателей
Основатели, владельцы: Преподаватель английского языка Татьяна Бакальчук решила заработать на перепродаже одежды из немецких каталогов Quelle и Otto: в 2004 году вместе с мужем Владиславом она открыла интернет-магазин модной одежды. Сегодня Wildberries — крупнейший в стране интернет-магазин одежды и обуви. Согласно отчетности в СПАРК, 100% ООО «Вайлдберриз» принадлежит Татьяне, но в компании утверждают, что у него три владельца — Татьяна и Владислав Бакальчуки и Сергей Ануфриев.
Бизнес: На сайте магазина представлено около 100 000 моделей и более 1000 брендов. У него более 150 пунктов самовывоза и бесплатная доставка товара по всей России.
За год: В июле интернет-магазин вышел в Казахстан.
4 Ozon
Выручка: $350 млн
Год основания: 1998
Сайт: Ozon.ru, Sapato.ru
Сотрудники: 2270
Цифра: 1,5 млн авиа- и железнодорожных билетов продал Ozon.travel за год
Владельцы: Холдинг был основан петербургской софтверной компанией RekSoft и издательством Terra Fantastika, однако сейчас основными владельцами являются портфельные инвесторы — Baring Vostok Capital Partners, Index Ventures, ru-Net, Rakuten, Intel Capital, Holtzbrinck и Cisco. В конце 2013 года появилась информация, что Baring Vostok ищет покупателя на блокирующий пакет.
Бизнес: Ozon продает в интернете 2 млн различных товаров, а также выступает онлайн-агентством по бронированию билетов и гостиниц в России. Валовый оборот холдинга в 2013 году вырос в 1,5 раза, до $750 млн.
За год: Ozon завершил интеграцию интернет-магазина обуви Sapato.ru, который стал торговать и одеждой. Компания объявила о намерении инвестировать в программу лояльности 1 млрд рублей в течение 2-3 лет.
5 Biglion
Выручка: $334 млн
Год основания: 2010
Сайт: Biglion.ru
Сотрудники: 1500
Цифра: 5000 заказов в сутки на товары
Владельцы: Основные владельцы — Владимир Виноградов и Олег Савцов с женой Ириной. Они основали компанию, уйдя с позиций топ-менеджеров холдинга РБК — Савцов был заместителем гендиректора, Виноградов возглавлял сервис RBK Money. Миноритарные акционеры — инвестфонды ru-Net Леонида Богуславского и Tiger Global Management.
Бизнес: Biglion создавался как клон популярного зарубежного скидочного сервиса Groupon, на котором пользователи покупали купоны на скидку, а сайт получал комиссию с поставщиков услуг. Несколько лет назад Biglion начал продавать с дисконтом электронику и товары для дома.
За год: Доля торговли в выручке компании выросла с 30% до 50%.
6 Холодильник.ру
Выручка: $310 млн
Год основания: 2003
Сайт: Holodilnik.ru
Число сотрудников: 755
Цифра: $10–15 млн инвестиций, по оценкам экспертов, получил магазин в 2013 году
Основатели, владельцы: До 2013 года главе компании Валерию Ковалеву принадлежал 71% «Холодильника», еще 29% — Дмитрию Фомичеву (СПАРК). Сейчас 100% компании передано в кипрский офшор Gelance Enterprises Ltd, а доли владельцев не раскрываются. В 2013 году миноритарную долю компании приобрел инвестфонд «Медиа капитал».
Бизнес: Компания начинала с офлайновой торговли бытовой техникой в 1993 году, сейчас это приносит лишь 30% выручки. Большая часть выручки приходится на Москву и Санкт-Петербург, однако в 2013 году компания начала активную региональную экспансию.
За год: На отдельном сайте Superholodilnik.ru представлены 3D-изображения 10 000 товаров.
7 Технопоинт
Выручка: $260 млн
Год основания: 2011
Сайт: Technopoint.ru
Число сотрудников: н. д.
Цифра: 90 000 посетителей сайта в сутки, по данным LiveInternet
Владельцы: «Технопоинт» создан владельцами розничной сети электроники DNS из Владивостока, ранее увлекавшимися компьютерной сборкой. По данным СПАРК, основными владельцами «Технопоинта» в одноименных юрлицах, образующих региональную сеть, являются гендиректор ресурса Сергей Мещанюк, топ-менеджеры DNS Дмитрий Алексеев и Юрий Карпцов.
Бизнес: Компания «Технопоинт» продает цифровую и бытовой технику «со склада» (хранение товара плюс терминал), принимая заказы на сайте или через терминалы. В ассортименте 18 000 наименований товара. Стратегия: самые низкие цены в городе.
За год: «Технопоинт» открыл склады в 22 городах, начав экспансию с Дальнего Востока.
8 Enter
Выручка: $207 млн
Год основания: 2011
Сайт: Enter.ru
Число сотрудников: 2300
Цифра: 3,7 млн заказов за год — в 2,7 раза больше, чем в 2012 году
Владельцы: Президент группы компаний «Связной» Максим Ноготков и Сергей Румянцев, генеральный директор Enter, ранее руководивший розничной сетью МТС.
Бизнес: Enter торгует непродовольственными товарами (48 000 наименований) — от бытовых мелочей до мебельных гарнитуров, совмещая онлайн- и офлайн-продажи. Заказы по интернету приносят больше 60% выручки. На регионы приходится 51% продаж. Enter открыл 128 офлайн-точек площадью 10 000 кв. м.
За год: Enter открыл собственный склад площадью 62 000 кв. м, вышел в Южный и Приволжский федеральные округа.
9 220 Вольт
Выручка: $206 млн
Год основания: 2002
Сайт: 220-volt.ru
Число сотрудников: 900
Цифра: Около 700 человек одновременно нанесли татуировку-логотип «220 Вольт» в рамках рекламной кампании — это вошло в Книгу рекордов Гиннесса
Владельцы: «220 Вольт» является дочерней компанией ТД «Северо-Западный», который занимается оптовой продажей строительного инструмента. Владельцами торгового дома через промышленно-строительную группу «Система» в равных долях значатся Людмила Андреева и фирма «Меркуриз Уорлд Лимитед» (Нормандские острова).
Бизнес: Под брендом «220 Вольт» объединены розничная сеть и интернет-магазин: в компании утверждают, что выручка от онлайн-торговли превосходит выручку от розницы. Магазин специализируется на продаже электроинструмента, садовой и строительной техники, осветительных приборов, туристических товаров, систем безопасности. В ассортименте — более 6000 наименований.
10 Утконос
Выручка: $200 млн
Год основания: 2000
Сайт: Utkonos.ru
Число сотрудников: 3000
Цифра: 30 000 наименований товаров в каталоге
Владельцы: Структура собственности закрыта, однако известно, что «Утконос» контролируется владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым (№11 в списке богатейших российских бизнесменов Forbes). Проект начинал развивать Сергей Разумов, бывший топ-менеджер «Северстали». Ему, по данным СПАРК, принадлежит 24% акций распределительного центра «Утконоса».
Бизнес: Торговля продовольствием и потребительскими товарами по интернет-каталогу. В 2013 году компания полностью отказалась от офлайн-торговли, закрыв последние 49 точек приема и выдачи заказов. В ходе реорганизации продажи «Утконоса» упали, и по итогам 2013 года выручка оказалась на треть меньше, чем в предыдущем году.
За год: Отказ от розничных точек привел к сокращению штата «Утконоса» на 40%.
11 KupiVIP
Выручка: $190 млн
Год основания: 2008
Сайт: Kupivip.ru, Shoptime.ru
Число сотрудников: 1100
Цифра: Не менее $125 млн намерен привлечь основатель ресурса Оскар Хартманн в случае проведения IPO
Владельцы: KupiVIP создан Оскаром Хартманном, скопировавшим идею открывшейся в 2001 году французской интернет-компании Vente Privee. У KupiVIP более 10 портфельных инвесторов, в том числе Intel Capital, Accel Partners, Mangrove Capital Partners, Acton Capital Partners, ЕБРР и др.
Бизнес: KupiVIP.ru выставляет на продажу одежду, обувь и аксессуары из старых коллекций известных брендов со скидками в рамках кракосрочных акций. Холдинг объединяет шопинг-клуб KupiVIP.ru, онлайн-бутик KupiLuxe.ru, интернет-магазин ShopTime.ru и другие проекты.
За год: Шопинг-клуб предложил покупателям американские бренды с доставкой напрямую из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка.
12 Pixel24
Выручка: $150 млн
Год основания: 2009
Сайт: Pixel24.ru
Сотрудники: н/д
Цифра: 2218 оценок клиентов на «Яндекс.Маркете», около 7% из них негативные
Владельцы: Pixel24 — «темная лошадка» как для инвесторов, так и для экспертов. На сайте магазина указано, что он ведет свою деятельность как ООО «Ф-Стор». Согласно СПАРК, его владельцами являются в равных долях Алексей Фролов и Сергей Чечеткин.
Бизнес: Магазин Pixel24 специализируется на электронике. Большую долю в ассортименте занимают фото- и видеотехника и аксессуары. В Москве у Pixel24 действует один пункт самовывоза и курьерская доставка.
За год: Интернет-магазин подключился к системе кредитования «КупиВкредит», что позволяет клиентам оформлять кредит до 200 000 рублей в онлайн-режиме.
13 E96
Выручка: $144 млн
Год основания: 2006
Сайт: e96.ru
Число сотрудников: 400
Цифра: 145 000 наименований продукции в 300 категориях можно выбрать на сайте
Владельцы: E96 основали екатеринбургские предприниматели Борис Лепинских и Дмитрий Пивоваров. Осенью 2012 года 51% интернет-магазина купил венчурный фонд IQ One Ульви Касимова, у основателей осталось 49% в равных долях. В 2014 году планируется присоединение компании к «Ютинет.Ру», где IQ One также владеет контрольным пакетом.
Бизнес: Компания делает ставку на продажи крупногабаритной техники и базируется в нескольких регионах — Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Перми, Уфе, Новосибирске и Ростове-на-Дону.
За год: Выручка компании выросла на 70%.
14 Lamoda
Выручка: $140 млн
Год основания: 2010
Сайт: lamoda.ru
Сотрудники: 2000
Цифра: 525 376 рублей стоил самый большой заказ из 187 вещей в корзине
Владельцы: В декабре 2010 года немецкие предприниматели Нильc Тонзен, Флориан Янсен, Буркхард Биндер и Доминик Пикер создали для россиян интернет-магазин Lamoda (ООО «Купишуз»). Они являются управляющими директорами, их доля в компании не раскрывается. В Lamoda также инвестировал ряд фондов — Access Industries, JPMorgan Chase & Co, группа PPR и др.
Бизнес: Lamoda специализируется на продаже одежды, обуви и аксессуаров, на ее сайте представлен 1 млн товаров от 1000 брендов. У Lamoda есть собственные складской комплекс в Московской области и служба доставки, которая работает в девяти городах России.
За год: В июне Lamoda привлекла $130 млн инвестиций от фонда Access Industries Лена Блаватника, а в начале 2014 года — €10 млн от IFC, входящей в группу Всемирного банка.
15 Все Инструменты.ру
Выручка: $135 млн
Год основания: 2006
Сайт: vseinstrumenti.ru
Сотрудники: 850
Цифра: 25 000 наименований инструмента в ассортименте
Владельцы: Интернет-магазин «ВсеИнструменты.ру» был создан тремя студентами МФТИ — Александром Гольцовым, Николаем Гудовских и Виктором Кузнецовым, они до сих пор являются совладельцами. С 2011 года долю в результате нескольких раундов инвестиций получила компания Zoom Capital Вадима Курина и Грегори Беренштейна.
Бизнес: Интернет-магазин специализируется на строительном инструменте, климатическом оборудовании, садовой технике. Пункты выдачи товаров и магазины «ВсеИнструменты.ру» открыты в 53 регионах России.
За год: В подмосковной Балашихе открыт дисконт-центр, где со скидкой продаются товары без упаковки, с дефектами или выставочные образцы.
16 Сотмаркет
Выручка: $111 млн
Год основания: 2005
Сайт: Sotmarket.ru
Число сотрудников: 900
Цифра: 10 000 звонков ежедневно обрабатывают операторы «Сотмаркета»
Владельцы: «Сотмаркет» появился, когда одиннадцатиклассник Всеволод Страх купил партию USB-кабелей и начал торговать ими через собственный сайт — заказы отправлял почтой, на вырученные деньги постепенно расширял ассортимент. В 2012 году венчурный фонд IQ One предпринимателя Ульви Касимова купил 51% «Сотмаркета».
Бизнес: Интернет-магазин, специализирующийся на розничной торговле электроникой, аксессуарами и мелкой бытовой техникой. 85% продаж приходится на регионы. В ассортименте 120 000 товаров.
За год: Касимов объявил о планах по объединению «Сотмаркета» с другими активами, занимающимися интернет-торговлей, — «Ютинет.Ру» и «E96».
17 Vasko.ru
Выручка: $90 млн
Год основания: 2004
Сайт: Vasko.ru
Число сотрудников: 150
Цифра: До 3 часов уйдет на VIP-доставку товара
Владельцы: Проект Vasko.ru основан выходцами с рынков «Митино» и «Горбушка». Их одноименная офлайновая компания занималась продажами бытовой техники с 1991 года. По данным СПАРК, владельцем юридического лица «Васко» является гендиректор Владимир Ахлестин, а нового юридического лица «Стратегия» — Юрий Иванов.
Бизнес: Компания занимается продажей через интернет электроники, бытовой техники, мебели, товаров для дачи и др.
За год: Открыты пункты выдачи заказов в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
18 Нотик
Выручка: $79 млн
Год основания: 1999
Сайт: Notik.ru
Число сотрудников: 110
Цифра: Более 1500 моделей ноутбуков, планшетов и смартфонов в наличии
Владельцы: Магазином в равных долях владеют гендиректор Андрей Шатров и Юрий Жижин.
Бизнес: «Нотик» начинал с торговли подержанными ноутбуками через сайт на бесплатном хостинге Bestnotebook.narod.ru. В 2002 году открылся сайт Notik.ru, в 2004-м создана служба доставки. Помимо ноутбуков и планшетов «Нотик» продает моноблоки, телефоны, электронные книги и аксессуары. Магазины компании открыты в 5 городах, партнерская сеть работает более чем в 100 городах.
За год: За год оборачиваемость товаров на складах снизилась с 30 дней до 22, что важно на рынке, где производители могут менять линейку товаров 3–4 раза в год.
19 Ютинет.ру
Выручка: $72 млн
Год основания: 2004
Сайт: Utinet.ru
Число сотрудников: 300
Цифра: Свыше 2 млн пользователей в месяц
Владельцы: Студент Московского экономико-статистического института Михаил Уколов вместе с Олегом Рыбаловым и Давидом Галояном открыли в середине 2000-х интернет-магазин, который через четыре года завоевал 10% рынка ноутбуков в Рунете. В 2010 году 51% купил фонд IQ One Ульви Касимова, а через год компания разместила 9,1% акций на ММВБ. У Уколова с партнерами осталось 44,3%, у IQ One — 46,4%.
Бизнес: Интернет-гипермаркет предлагает 60 000 наименований электроники и бытовой техники.
За год: «Ютинет» выбран базовой компанией для присоединения других активов IQ One — «E96» и «Сотмаркета».
20 Softkey
Выручка: $61 млн
Год основания: 2001
Сайт: Softkey.ru
Число сотрудников: 183
Цифра: 8000 заказов оформляется ежедневно
Владельцы: В 1998 году программист Феликс Мучник, взяв за основу идею американского сервиса Digital River, написал программу для интернет-сервиса, который в итоге превратился в магазин софта. В 2006 году 70% Softkey приобрела IBS Group. Кроме гендиректора Мучника и его партнера Дмитрия Румянцева в составе акционеров — Max Lambor Director LTD.
Бизнес: Softkey — крупнейший в России интернет-супермаркет и дистрибьютор программного обеспечения. В каталоге Softkey — более 15 000 программ.
За год: Покупки в Softkey теперь можно оплачивать через «Элекснет» и PayPal.
За билетом в интернет
Российские travel-сервисы, позволяющие купить билет на самолет или забронировать отель, активно растут, но вынуждены постоянно бороться с зарубежными конкурентами.
$38 млн* 2013 OneTwoTrip, 2011**
$25 млн 2013 Aviasales, 2009
$25 млн 2013 Biletix, 2008
$21,2 млн 2013 Anywayanyday, 2009
$6,75 млн 2013 Oktogo, 2009
$6 млн 2013 Ostrovok, 2011
Общая выручка шести крупнейших российских travel-сервисов за 2013 год едва превысила $120 млн. Это лишь десятая часть выручки «Яндекса» — лидера рейтинга интернет-компаний. Однако эти сервисы активно развиваются, привлекая все больше любителей самостоятельно планировать путешествия.
Travel-сегмент российского интернета не ограничивается представленной шестеркой. Есть другие, менее крупные сервисы. Например, в сегменте продавцов билетов в спину лидерам дышат Senturia и Trip.ru, а среди своих конкурентов метапоисковик билетов Aviasales выделяет Buruki.ru.
При этом российским сервисам приходится выдерживать жесткую конкуренцию с иностранцами. Например, c Booking.com в борьбе за желающих забронировать отель или с Skyscanner, который попеременно с Aviasales лидирует в сегменте метапоисковиков. А продавцы билетов конкурируют с сайтами авиакомпаний.
Свой кусок travel-рынка пытаются отхватить и отечественные интернет-гиганты. У одного из крупнейших российских интернет-магазинов Ozon есть подразделение Ozon.travel, а через «Яндекс» можно выбрать и купить авиабилеты. Однако есть и противоположная тенденция — компания Mail.ru Group отказалась от своего travel-сервиса, сконцентрировавшись на более перспективных для себя направлениях.
*Выручка. **Год создания. Источник: данные компании, расчеты Forbes