Девятнадцатого октября 2012 года в порту Лагоса на борт небольшого судна Myre Seadiver поднялся офицер ВМС Нигерии и спросил, есть ли у экипажа оружие. Капитан ответил утвердительно: 14 автоматов АК-47, 22 самозарядных карабина Benelli MR1 и более 8500 патронов. В тот же день команда и судно были арестованы властями Нигерии по обвинению в контрабанде оружия.
Судно Myre Seadiver принадлежит компании Moran Security Group из Белиза, ходит под флагом Островов Кука, команда состоит из 15 российских моряков. Myre Seadiver — одно из четырех судов Moran Security Group, которая с 2010 года защищает гражданские суда от пиратов у берегов Африки. Шестеро из 15 арестованных — охранники, которых высаживают с оружием на грузовые суда на подходе к водам, где орудуют пираты. После ухода судна в безопасные воды охрана снимается и пересаживается на собственный корабль. Для пополнения запасов, заправки топливом и смены команды суда Moran Security заходят в африканские порты, и тогда береговой агент компании извещает о визите власти. На берегу оружие описывают, предъявляют уполномоченным службам и пломбируют. «Мы в Нигерии все сделали по закону: оружие официально оформлено, процедуры выполнили и получили разрешение на заход в порт», — рассказывает Борис Чикин, один из пяти основателей Moran Security Group. Чикин с друзьями (их имен он не называет) создали частную военную компанию (ЧВК, или PMC — Private Military Company) в 2010 году. До этого партнеры долгое время служили по найму в западных компаниях аналогичного профиля — охраняли объекты и сопровождали конвои в Ираке, обеспечивали безопасность морских транзитов в Индийском океане.
С ростом числа нападений пиратов на морские суда вырос спрос и на борьбу с ними. В опасных водах появились французские, британские и американские PMC. О своей готовности начать работать заявили и российские частные военные компании — орловский «Антитеррор» и Fort Defense Group. Но только Moran Security Group нашла заказчиков на сопровождение судов, в том числе «Совкомфлот», «Мурманское морское пароходство», «Объединенный морской флот».
О каких деньгах идет речь? Один день сопровождения (условная единица) судна стоит примерно $5000-6000. В 2012 году, по словам Чикина, сотрудники Moran Security Group сопровождали и охраняли суда 3000 дней, значит, годовая выручка — $15 млн.
По данным NATO Shipping Centre, в 2010 году на гражданские суда было совершено 134 нападения, 44 судна были захвачены. Присутствие на бортах грузовых теплоходов вооруженных охранников уменьшило добычу пиратов. В 2011 году они напали на 147 судов, а вот захватить им удалось лишь 22, в 2012-м пиратство почти утихло — 23 нападения, 7 захватов судов.
Судно Myre Seadiver, обогнув Африку, пришло в Нигерию из Индийского океана, где работало в опасных водах. Наряду с Аденским заливом Гвинейский залив — еще одно место скопления пиратов, но российские охранники оказались здесь лишними. «Весь антипиратский рынок создавали под себя британцы, и чужих они на него не пустят, — говорит владелец одной из российских ЧВК. — Нашим планам по работе на море история с Myre Seadiver сильно навредила. Теперь ко всем российским ЧВК будут относиться как к чему-то несерьезному».
Нигерийский суд 25 февраля освободил 15 моряков Myre Seadiver под поручительство посольства России и установил залог $500 000 за освобождение судна. До следующего суда моряки будут находиться на территории посольства.