Что не так в родной организации, лучше всего знают ее сотрудники. Начав реформировать Сбербанк, президент банка Герман Греф стал собирать рацпредложения внутри компании. Поначалу сотрудники подавали предложения в письменной форме, их рассматривали специальные комиссии на уровне зампредов правления. Дело продвигалось медленно, пока кто-то из сотрудников не предложил перейти на автоматизированную платформу.
В качестве платформы была выбрана система «Биржа идей», разработка компании «Текора». В основе — модная сейчас технология краудсорсинга (от английского crowd, «толпа»). Суть метода в привлечении больших масс людей к решению конкретной проблемы с помощью технологических средств. Сейчас «Биржа идей» доступна каждому работнику банка через корпоративный портал. Проект был запущен в декабре 2009 года, и сейчас в системе 160 000 пользователей — более 70% трудового коллектива Сбербанка.
Через простой веб-интерфейс сотрудники могут подавать предложения, обсуждать и рейтинговать чужие идеи. Специально созданные центры инноваций в центральном аппарате и в регионах (всего в них работают около 50 человек) отбирают лучшие предложения, проводят их экспертизу.
Наибольший эффект, как выяснилось, дает массовое внедрение мелких усовершенствований. Например, предложение начальника отдела вкладов и расчетов Читинского отделения Алексея Зезюлина объединить девять приложений к Уставу банка, включив все правки в общий текст, позволяет сэкономить до 1800 рублей при подготовке каждой нотариальной копии. Общий эффект по банку составил свыше 32 млн рублей в год. Автор рацпредложения получил 440 000 рублей премии. Правда, для реализации идеи потребовалось решение совета директоров, наблюдательного совета и собрания акционеров. Процедура замены сберкнижки раньше занимала 10 минут и требовала участия двух сотрудников, сейчас за 30 секунд справляется один: вместо подписей и контрольных процедур старая сберкнижка просто пробивается дыроколом. Группа инкассаторов предложила технологию применения средств радиоконтроля для инкассаторских машин — эффект 200 млн рублей.
Затраты на приобретение и установку системы «Биржа идей» (17 млн рублей) окупились уже в первый год работы — экономия составила около 1 млрд рублей. Банк ожидает, что к концу 2011 года общий эффект от применения рацпредложений составит не менее 7 млрд рублей. Для сравнения: в качестве вознаграждения за идеи Сбербанк выплатил креативным сотрудникам около 8 млн рублей.
[processed]