К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Взлет дракона

Нефритовая печать императора Цяньлуна, Sotheby's Hong Kong. $ 12,3 млн
Нефритовая печать императора Цяньлуна, Sotheby's Hong Kong. $ 12,3 млн
Десять лет назад китайский рынок искусства едва стоял на ногах, сегодня он крупнейший в мире

Ноябрьским вечером 2010 года маленький зал аукциона Bainbridges в лондонском пригороде Райслип заполнили китайцы. Четыре десятка коллекционеров, агентов и дилеров терпеливо ждали начала торгов за лот номер 800, большую фарфоровую вазу периода китайского императора Цяньлуна. Вазу, найденную в вещах умершей в соседнем пригороде старушки, консультанты аукциона сначала сочли подделкой, затем изменили мнение, и Bainbridges выставил ее на торги с огромной для небольшого аукциона начальной ценой £800 000–1,2 млн. На рубеже £30 млн осталось семеро претендентов, отметку £40 млн преодолели двое, которые в схватке друг с другом довели цену до финальных £51,6 млн ($86 млн). С последним ударом аукционист Питер Бэйнбридж, испытывавший острые сомнения в реальности происходящего, сломал свой молоток.

Рывок на вершину

Итоги торгов наделали много шума, но вызван он был главным образом тем, что новый рекорд китайского искусства установили на маленьком заштатном аукционе, а не на Christie’s или Sotheby’s, как это бывает обычно. Десятки миллионов долларов платили за китайский антиквариат и раньше — рекордный уровень просто передвинулся еще выше. Новые рекорды, вероятнее всего, лишь вопрос времени, поскольку китайский арт-рынок растет быстрее, чем любой другой. Весной этого года французская консалтинговая фирма ArtPrice, ведущая подсчет аукционных продаж изящного искусства по всему миру, объявила Китай крупнейшим рынком в мире. По версии ArtPrice, в 2010 году на долю Китая пришлось 33% проданной на аукционах живописи, инсталляций, скульптур, рисунков, фотографий и книг против 30% у США, 19% у Великобритании и 5% у Франции.

 

Двойные императорские курильницы. Christie's Hong Kong. $16,7 млн

 

Европейский фонд изящных искусств (European Fine Art Foundation, TEFAF), ежегодно публикующий доклад обо всех мировых продажах предметов искусства (включая частные сделки и продажи декоративного искусства), отвел Китаю более скромное второе место. По данным TEFAF, за последние 5 лет продажи китайского антиквариата выросли почти впятеро: с €2,1 млрд в 2006 году до €9,89 млрд в 2010 году. Объем же мирового рынка за эти годы не изменился: и в 2006-м, и в 2010 году он оценивался примерно в €43 млрд. Но если пять лет назад доля Китая составляла 5%, то в 2010 году — уже 23%, что сделало Китай вторым по величине рынком антиквариата после США (34%), утверждает TEFAF. И потенциал его далеко не исчерпан, считают эксперты. «Китайская экономика растет на протяжении ряда последних лет, но сегодня предметы искусства покупают только немногие богатые китайцы, а в течение следующих 10 лет к ним присоединится средний класс, который пока об этом не думает», — считает автор докладов TEFAF, глава компании Art Economics Клэр Макэндрю.

В истории арт-рынка уже были случаи появления «новых денег», которые меняли уровень цен и даже некоторые базовые ориентиры. В 1960-х годах это были арабские нефтяные деньги, в конце 1980-х — деньги японцев, заработавших состояния на буме недвижимости. С последними часто сравнивают новых китайских коллекционеров, но это неверно, отмечает Макэндрю. «Японцы покупали в спекулятивных целях, это было частью стратегии защиты накоплений от инфляции, и, как только японский рынок недвижимости рухнул, они исчезли с рынка и больше на нем не появлялись», — поясняет она. Японцы очень любили европейское изобразительное искусство, их деньги вывели на космическую высоту цены на импрессионистов и модернистов, а с уходом японцев эти цены обрушились на долгие годы. Китайцы же очень мало интересуются европейским или американским искусством, предпочитая покупать китайское, — в этом их огромное отличие от предыдущих богатых неофитов на арт-рынке. Даже российские бизнесмены, в больших объемах скупавшие русское классическое искусство, недолго оставались патриотами. «Российские коллекционеры сейчас покупают в восемь раз больше иностранного искусства, чем российского, — рассказывает Forbes президент Christie’s Europe and Middle East Юсси Пилкканен. — Примечательно, как быстро они к этому пришли, я такой скорости еще не видел, это произошло на отрезке примерно в 5 лет». Китайцы же упорно не хотят интегрироваться в международный антикварный рынок с его складывавшимися столетиями приоритетами.

Покупай китайское!

 

Первые торги на территории современного Китая аукцион Christie’s провел в 1986 году в тогда еще британском Гонконге: первые и единственные за год торги собрали $1,79 млн. По итогам 2010 года гонконгское отделение аукциона наторговало на $708 млн, за первую половину 2011 года — на $470 млн. Китайцы всегда доминируют на этих торгах: на их долю приходится от 75% до 85% всех купленных предметов, которые, в свою очередь, также в основном созданы в Китае. «Китайские покупатели все еще достаточно сильно сконцентрированы на своем национальном искусстве», — говорит управляющий директор Christie’s Россия Мэтью Стивенсон.

Три наиболее популярные категории антиквариата у китайских клиентов Christie’s — это китайская живопись, декоративно-прикладное искусство и современное искусство стран Азии (две последние также большей частью относятся к Китаю). А из всего «международного» искусства китайцы предпочитают то, что чаще относят к предметам роскоши, — драгоценности, часы и дорогое вино, в основной своей массе игнорируя самый популярный и востребованный на мировом рынке раздел, западное изобразительное искусство.

Как китайский поисковик Baidu одолел на своей территории глобального гиганта Google, так и китайские аукционы уже одолели китайские представительства Christie’s и Sotheby’s, правящие остальным антикварным миром. По данным ArtPrice, в прошлом году на долю отделения Christie’s в Гонконге пришлось 2,5% всех мировых продаж предметов искусства, отделения Sotheby’s — 2%. Все они уже уступили ведущей тройке китайских аукционных домов — Poly International (7,4%), China Guardian (5,32%) и Beijing Hanhai Art Auction (2,74%).

Чжан Сяоган, «Вечная любовь», Sotheby's Hong Kong. $10,1 млн

 

До середины 2000-х годов уровень цен на китайское искусство обеспечивали главным образом западные коллекционеры, но с началом резкого роста экономики Китая, примерно с 2005 года, расклад на этом рынке очень быстро стал меняться, вспоминает Сюзанна Ян, владелица Yang Gallery, действующей в Пекине и Сингапуре. Она не согласна с популярной на Западе теорией, согласно которой спрос и уровень цен на китайское искусство в решающей степени обеспечен действиями правительства страны, поручившего богатым китайцам покупать национальное искусство. «Я бы сказала, что китайцы всегда очень поддерживали китайское искусство, просто теперь многие из них могут себе позволить покупать его по очень высоким ценам», — говорит Ян.

Рынок современного китайского искусства, изначальная популярность которого является заслугой в основном западных коллекционеров и галеристов, сегодня тоже держится в основном на энтузиазме китайских общин в разных странах мира. В этом его большое отличие от рынка русского искусства, считает искусствовед и куратор Иосиф Бакштейн. «Например, во многих нью-йоркских галереях обязательно есть несколько работ китайских художников, потому что китайская община Нью-Йорка поддерживает и покупает их», — поясняет он. В свою очередь, китайские художники очень быстро интегрировались в систему западных идей, утратив существовавшее еще в начале века доминирование одного стиля или идеологии, добавляет Бакштейн. «Еще в 1990-е годы, я помню, отношение к ним было совсем другое: считалось, что китайские художники, очень мастеровитые, качественно все делающие, находятся вне трендов и тенденций, характерных для западного искусства», — рассказывает он.

Результат сочетания глобальных идей с китайскими деньгами: 7 из 10 мест в рейтинге самых продаваемых современных художников принадлежат китайцам. А продажи работ таких не известных еще несколько лет назад художников, как Цзэн Фаньчжи и Чэнь Ифэй, сопоставимы с продажами творений столпов современного западного искусства Джеффа Кунса и Ричарда Принса. Правда, ряд скептиков считает, что к этим данным следует относиться максимально осторожно: китайский арт-рынок развивается уж слишком быстро и слишком бурно.

Обман или страх?

 

Предметы искусства нередко выставляют на продажу по заведомо завышенной цене с последующей их покупкой самим художником или его дилером ради взвинчивания цен — на этом ловили даже самых больших звезд современного арт-рынка вроде галериста Чарльза Саатчи и его протеже Дэмиена Херста. Вопрос только в том, каков процент подобных сделок от их общего числа на рынке. На китайском рынке он может доходить до 80%, утверждает независимый куратор Чжу Ци, которого цитирует американский Forbes. А согласно «барометру спекуляций» лондонской фирмы ArtTactic, специализирующейся на исследовании трендов арт-рынка, уровень разного рода спекуляций на китайском рынке современного искусства на 73% выше, чем на западном. Доверия рынку не добавляют периодические скандалы на аукционах с участием китайских покупателей. Упомянутая рекордная продажа китайской вазы, возможно, не состоялась до сих пор.

Ваза времен императора Цяньлуна, Bainbridges, London. $86 млн

Через четыре месяца после аукциона в британской прессе появились первые сообщения, что аукцион Bainbridges так и не получил деньги от покупателя. Состоялась ли сделка позже, неизвестно — на запрос Forbes в Bainbridges не ответили. Но если деньги так и не были перечислены, это уже второй случай за последние три года. В 2009 году китайский клиент, который должен был аукциону Christie’s €31,5 млн за скульптуру в виде бронзовых голов крысы и кролика из дворца императора Цяньлуна, в итоге отказался платить. Помимо очевидной версии о том, что покупатель просто не рассчитал свои возможности, в газетах активно обсуждается преднамеренный саботаж со стороны китайского государства. В 2002 году Китай принял специальную Программу возвращения утраченных культурных ценностей, в рамках которой идет поиск и покупка вывезенных за пределы страны предметов искусства, и агенты правительства могут намеренно срывать продажу подобных вещей сторонним покупателям, рассуждает британская Independent.

 

«На любом рынке в определенное время неизбежно возникает искусственное вздувание цен, но все подобные теории мало влияют на подлинную популярность китайского искусства во всем мире», — отвечает Сюзанна Ян. Представители ArtPrice и TEFAF, в свою очередь, настаивают на достоверности публикуемых ими данных о продажах китайского искусства. «Я думаю, китайский рынок современного искусства в 2007–2008 годах демонстрировал признаки «пузыря», но рынок в целом базируется на мощном спросе и предложении», — говорит Клэр Макэндрю.

Китай впервые занял ведущее положение на мировом арт-рынке с того момента, как кто-либо начал пытаться вести расчеты этого рынка. В XIX и начале XX века на нем доминировала Франция, затем в течение десятков лет первое место делили Великобритания и США. Приведет ли смена лидера рынка изящных искусств к его переделу, смене приоритетов и культурных ориентиров, пока непонятно. По данным компании Art Economics, за один лишь 2010 год объем аукционных торгов китайским искусством вырос втрое по сравнению с предыдущим годом — до €5,96 млрд. Западных экспертов такой результат озадачил, если не напугал, а в Китае его восприняли спокойно, как должное. Уже сейчас соревноваться с ним на арт-рынке способны лишь США, а если рост китайской экономики продолжится теми же темпами, завтра картина этого мира может перевернуться окончательно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+