Управление биз-несом методом «удаленного доступа» — через цепочки подставных фирм и доверенных лиц — имеет свои преимущества. Но и несет немалые риски, силу которых оценил израильский предприниматель, а в 1990-х знаменитый участник российских «алюминиевых войн» Михаил Черной. Общая сумма исков, по которым бывший партнер Олега Дерипаски по «Сибирскому алюминию» и совладелец крупнейшей на постсоветском пространстве в 1990-е металлургической империи Trans World Group судится со своими бывшими доверенными лицами, превышает $3 млрд.
В августе Черной проиграл первый из череды судебных процессов. Еще в конце 2008 года он подал иск к американскому бизнесмену Фрэнку Ньюману и юридическим фирмам Pettman Smith и Child & Child. Сумма иска — £8 млн, которые, по мнению Черного, он потерял из-за «халатности, нарушения обязательств и доверия со стороны ответчиков».
История началась в 2004 году, когда Черной попросил своего партнера по нескольким проектам Фрэнка Ньюмана помочь его жене и дочерям купить квартиру в Лондоне. Сам Черной не мог приехать в Великобританию: ему не давали визу. Ньюман помог Анне оформить сделку по покупке апартаментов в районе Бромптон. Черного особенно впечатлило, что Ньюман смог сбить цену с первоначальных £9,6 млн до £8 млн (в материалах суда указывается, что рыночная стоимость апартаментов на тот момент не превышала £6,4 млн). Через год Черной заплатил еще £16 млн за две роскошные квартиры в районе Найтсбридж. Квартиры приобретали офшорные фирмы, бенефициаром которых был Фрэнк Ньюман, а уже затем их собственником становились лихтенштейнские трастовые фонды Черного.
В 2006 году Черной решил заняться лондонской недвижимостью уже как бизнесом. В 2005-м он вложил около £7 млн в реконструкцию апартаментов в Найстбридже и гостиницы Draycott House. В 2006 году — все по той же схеме, через Фрэнка Ньюмана — он покупает за £10,5 млн дом на Арлингтон-стрит в районе Мейфэр. Но в августе 2007 года Ньюман заявил Черному, что больше не хочет работать на него, ссылаясь на проблемы с сердцем и болезнь отца. «Черной отреагировал плохо… он даже предложил, чтобы я переехал в Израиль, где мне могут предоставить лечение, и продолжал обслуживать его интересы в Испании и Великобритании», — заявил Ньюман в суде. Он вновь и вновь просил об отставке — Черной отказывал. В 2008 году апартаменты на Арлингтон-стрит продаются за £18 млн, Ньюман заявляет Черному, что сумма сделки — £13,3 млн, а большую часть прибыли от сделки, около £4,5 млн, требует перевести на свой личный счет в Испании. Формально он имел на это право: именно он в то время оставался собственником фирмы, владевшей недвижимостью на Арлингтон-стрит. В суде Ньюман заявил, что считает эти деньги своим вознаграждением за посреднические услуги, поскольку все эти годы он оказывал их Черному бесплатно, на дружеской основе. Кроме того, он заявил о своих правах на меньшую из квартир в Найтсбридже. Узнав об этом, взбешенный Черной подал иск в суд.
Но в сентябре 2010 года Черной и Ньюман неожиданно заключили мировое соглашение. Целиком его условия не разглашаются, но и обнародованная судом часть выглядит странно: Черной выплатил Ньюману £1,06 млн, отказался от претензий на квартиру в Найтсбридже, а все взаимные претензии стороны договорились снять. Оставшиеся же в иске претензии Черного к юридическим фирмам суд отверг. Результат выглядит поражением Черного.
В апреле 2012 года в том же Высоком суде правосудия будет рассматриваться гораздо более важный для Черного иск — к совладельцу и главе «Русала» Олегу Дерипаске, еще одному бывшему доверенному лицу. Черной заявляет, что Дерипаска должен ему $3 млрд, и в случае неуплаты грозит начать тяжбу за 40% «Русала». В июле 2011 года суд разрешил Черному давать показания по видеосвязи: в 2009 году испанский суд объявил его в розыск по обвинению в отмывании денег и участию в организованной преступности. Из-за испанского ордера Черной последние два года не покидает пределы Израиля.
По видеосвязи ему придется выступать и в Верховном суде Нью-Йорка, где скоро будет рассматриваться совершенно фантастический иск, предъявленный на этот раз самому Черному. Выходец с Украины Александр Гликлад, проживающий в США, заявил об обладании неким векселем, подписанным Черным в 2003 году. По этому векселю Черной якобы должен Гликладу $270 млн. Адвокат Черного заявил в суде, что на самом деле эти $270 млн израильский бизнесмен ссудил Гликладу (по неофициальным данным, на покупку акций «Кузбассразрезугля» в интересах Черного), но по ошибке поставил свою подпись в графе «векселедатель» вместо графы «получатель». Ошибка, по словам адвоката, объясняется тем, что документ был подписан в одном из венских баров «после употребления огромного количества водки», сообщает газета Jerusalem Post. «Позиция Михаила Черного в данном деле заключается в том, что он никогда не был должен Гликладу никаких денег», — заявили Forbes представители Черного.