Владелец ММК Виктор Рашников меняет управленческую модель.
Увольнения и перестановки в топ-менеджменте ММК — обычное дело; пожалуй, ни на одном из крупных металлургических предприятий России основной собственник не расстается с ведущими сотрудниками с такой легкостью, как Виктор Рашников. Для него ММК не просто собственность, а вся жизнь: он пришел на комбинат 44 года назад слесарем, в 1997 году стал гендиректором, собрал контрольный пакет (сейчас Рашникову принадлежит 86%), отстоял его в борьбе, в частности с нынешним хозяином УГМК Искандером Махмудовым и создателем группы «Мечел» Игорем Зюзиным. «Человек управляет бизнесом в той манере, в которой делал это всегда, — отмечает старший партнер Ward Howell Георгий Абдушелишвили. — Это скорее авторитарный стиль, нежели демократический».
В апреле «в связи с достижением пенсионного возраста» с поста первого вице-президента по стратегическому развитию и металлургии ОАО «ММК» ушел 52-летний Рафкат Тахаутдинов, державший в страхе начальников цехов. «Лучше него вопросы производства не знает никто», — рассказывает один из бывших топ-менеджеров комбината. Сам Тахаутдинов в разговоре с Forbes был немногословен, сказав, что хочет «прийти в себя». Тахаутдинов не номинирован в совет директоров комбината, как и Владимир Шмаков, в январе этого года покинувший пост вице-президента по продажам ООО «Управляющая компания ММК».
Именно это ООО, созданное пять лет назад, где Рашников занимает пост президента, пока остается единоличным исполнительным органом публичной компании ОАО «ММК» и центром принятия решений: распоряжается всеми финансовыми потоками предприятия и курирует работу с персоналом.
Кадровая проблема — одна из ключевых на «Магнитке». «У Рашникова нет команды, нет преемников», — говорит один из источников на комбинате. Неудивительно, что в такой ситуации 62-летний владелец ММК назначает на ключевые посты родственников. Младшая дочь Ольга в январе стала директором по финансовым ресурсам и контролю ОАО «ММК», старшая дочь Татьяна уже несколько лет курирует экспортные продажи, занимая пост исполнительного директора MMK Trading AG со штаб-квартирой в швейцарском Цуге. До недавнего времени в группе работал младший брат Сергей — экс-гендиректор основного поставщика металлолома на комбинат компании «Профит» (в кризис она куплена ММК).
Но родственников на все управленческие позиции не хватит. Как сохранить стабильность и мотивацию команды? Рашников планирует запустить опционную программу для топ-менеджеров, которой до сих пор на комбинате не было. В совет директоров ММК выдвинут инвестиционный банкир, член совета директоров «Атона» Бернард Сачер и бывший вице-президент General Motors в России и странах СНГ Дэвид Херман. На приближающемся годовом собрании ОАО «ММК», скорее всего, расторгнет договор об управлении с УК ММК: сам Рашников собирается полностью сосредоточиться на стратегическом развитии группы. «Идет последовательная и болезненная работа — смена одного менеджмента другим», — говорит Абдушелишвили из Ward Howell.