Бывший школьный учитель не только собрал крупнейшую частную коллекцию техники в России, но и превратил экспозицию в бизнес
Девятого мая 2007 года защитники форта «Красная горка» на берегу Финского залива праздновали и свою личную победу — 105 дней инициативная группа военно-исторического клуба отбивалась от попыток демонтажа военных орудий. Дежурили, перекрывали дороги, собирали подписи под обращением к президенту страны и в прокуратуру, возили журналистов. Восьмого мая командование ВМФ согласилось не демонтировать орудия. Однако победа энтузиастов оказалась пирровой. «Теперь там орудия разобраны, медные детали сняты, все разворовано», — говорит Вадим Задорожный, основатель «Музея техники Вадима Задорожного». Орудиями «Красной горки» он хотел дополнить военную часть экспозиции.
Музей Задорожного расположен в пяти километрах от Москвы. Уже на подъезде за забором видны угрожающего вида батареи ракетных установок «Град», стволы минометов, башенные орудия танков, военные истребители на постаментах. Частный коллекционер сумел собрать десятки танков, бронетранспортеров, артиллерийских систем, судовых орудий. И это притом что закон запрещает частным лицам покупать военную технику. Формально ее приобретает муниципальное образование (Красногорский район Московской области) и передает на хранение в музей.
Под крышей музея — «глянцевая» часть экспозиции. Сверкающие лаком и никелем образцы автомобильной техники, в том числе «хорьхи», «мерседесы», «кадиллаки» и «форды» первой половины XX века. Не меньше блеска и от советской техники — бронированных лимузинов глав государства (от Сталина до Ельцина), выставленных в сопровождении автомобилей и мотоциклов охраны. Над автомобилями парят подвешенные к потолку самолеты начала XX века немецкого, английского и советского производства. Старинные автомобили и мотоциклы занимают два этажа музея, есть еще и подвал, где ждут своего часа машины, только что вышедшие из реставрационной мастерской. Всего в коллекции более ста автомобилей.
Навыки работы с техникой Вадим Задорожный приобрел в начале 1980-х. Студентом Московского областного пединститута им. Н. К. Крупской он подрабатывал, скупая на Украине, где родился, старые и аварийные «жигули», восстанавливал их и продавал в Киеве и в Москве.
По-настоящему в бизнес он окунулся в конце 1980-х, после восьми лет работы учителем истории в средней школе. «Мне нравилось преподавать, но пришлось уйти», — рассказывает бизнесмен. Задорожный открыл антикварные магазины, начал торговать недвижимостью. Сейчас помимо коммерческой недвижимости, отеля и нескольких ресторанов в Москве предпринимателю принадлежат предприятия по лесозаготовке и деревообработке, а также туристическая компания, специализирующаяся на мужских видах отдыха — охоте и рыбалке на Камчатке и в Сибири. «Один прибыль тратит на себя, другой в бизнес вкладывает, я все трачу на музей», — говорит Задорожный. У него нескончаемые телефонные переговоры, деловые встречи, командировки. На что уходит больше времени, на музей или на бизнес? «На чиновников», — иронизирует Задорожный. Ведь музей давно перестал быть для него только хобби — это тоже бизнес.
Его автомобильная коллекция началась в 1999 году с покупки BMW DA3 Wartburg 1939 года выпуска. В то время в России еще можно было недорого, за $2000–3000, купить европейские автомобили, ввезенные в Советский Союз после Второй мировой войны. «В СССР появились лучшие образцы германского автопрома начала XX века. Младшие офицеры ввозили «опель», старшие — «мерседесы 540», генералы брали себе «хорьхи 853», — рассказывает Задорожный.
История музея началась в 2001 году, когда Задорожный оформил свою разросшуюся личную коллекцию автомобилей в «Автомобильный клуб кабриолетов и родстеров». В рамках клуба собиралась команда реставраторов, специалистов по техническому обслуживанию ретроавтомобилей, была создана административная структура. На заброшенном поле началось строительство будущего музея. В 2004 году коллекцию из нескольких десятков автомобилей перевезли из гаражных боксов в промзоне Москвы в новое трехэтажное здание технического центра, через год было построено здание музейного хранилища, а в 2008 году — центральное здание комплекса, куда переместилась основная экспозиция музея. Общий объем инвестиций, по оценкам, составил $20 млн.
Сейчас рядом с экспонатами размещены реставрационные мастерские, сервис по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, подразделение по подготовке автомобилей к ралли и ретропробегам, диагностическая лаборатория и цех реставрации старинных мотоциклов. Кроме того, при музее работает сервис для современных автомобилей. Заказы обеспечивают в том числе и жители близлежащих дорогих дач и коттеджных поселков.
Автомобильная часть музея расположена на первых двух этажах шестиэтажного здания, выше — 12 000 кв. м офисной недвижимости. По данным Penny Lane Realty, арендная ставка в офисе над музеем составляет $400 за кв. м, осенью свободными оставались 1500 кв. м.
Что с расходами? Музей Задорожного не имеет налоговых льгот, которыми пользуются государственные музеи. В год приходится платить $80 000–100 000 только транспортного налога с автомобилей и самолетов. Еще земельный налог, коммунальные платежи, зарплата реставраторам. «Не хватает четкой позиции государства в отношении частных музеев, они такие же объекты культуры, как государственные», — говорит Задорожный.
Для минимизации налогов технику можно оформить как музейную (что с частью экспонатов и сделано), но на этих машинах уже нельзя выехать за территорию музея, на них нельзя участвовать в ралли и ретропробегах. Притом что подобные мероприятия — своего рода реклама музейного комплекса. Финансовые показатели Задорожный не раскрывает, подчеркивая, что музей — самостоятельная структура и его финансирование не зависит от успехов владельца в деревообработке или ресторанном деле.
В планах — расширение экспозиции, строительство гостиничного комплекса, необходимой инфраструктуры для проведения ралли и тест-драйвов. И строительство, как говорит Задорожный, «классического Дома пионеров». «У нас уже сейчас работают авиа- и судомодельный кружки, там удивительная атмосфера», — улыбается бывший школьный учитель.