Рассказ о Cristal — любимом шампанском Александра II и Квентина Тарантино
При входе в шампанский дом Louis Roederer установлена статуя императора Александра II. Со знаменитого заказа опасавшегося покушений царя началась история одного из самых знаменитых шампанских «кюве»: чтобы в бутылку нельзя было спрятать бомбу, ее сделали плоскодонной и отлили из прозрачного хрусталя. Когда после Второй мировой войны Louis Roederer решил выпустить продукт класса люкс, идею для названия подсказала летопись дома: cristal значит «хрусталь». Тогда вряд ли хоть кто-то мог предположить, что через 60 лет эта великолепная бутылка с российским гербом станет объектом культового поклонения в рэперских клубах Соединенных Штатов Америки, а президенту дома Champagne Roederer придется оправдываться перед афроамериканским сообществом, отвергая упреки в расизме.
Когда в 2006 году молодой Фредерик Рузо сменил отца на посту президента дома Louis Roederer, судьба уготовила ему испытание. В одном из интервью Фредерик Рузо позволил себе долю иронии. Отвечая на вопрос, не вредит ли репутации марки Cristal ее популярность в рэперском мире, он сказал, что относится к данному факту «со спокойствием и любопытством». И пояснил: «Это хороший вопрос, но что поделать? Мы не можем запретить людям покупать наше шампанское. Уверен, что Dom Perignon или Krug были бы рады занять наше место».
Американские рэперы обиделись: Джей-Зи назвал высказывание расистским и устроил публичное изгнание некогда любимого шампанского из своего клуба «40/40». Cristal в карте заведения был заменен как раз-таки на Krug и Dom Perignon, а интернет обошла фотография одетого в шубу представителя шоу-бизнеса, выливающего содержимое двух прозрачных бутылок со сцены.
Молодому президенту дома Louis Roederer пришлось извиняться, говоря, что он не имел в виду ничего оскорбительного. Ирония судьбы в том, что он и вправду человек чрезвычайно тактичный. Это его отец, Жан-Клод Рузо, любил эпатировать публику: на праздновании тридцатилетия своего президентства в 1997 году он провозгласил себя «националистом и шовинистом» лишь потому, что большинство вин на торжестве были французскими. Сегодня Фредерик Рузо не любит вспоминать свое рэперское приключение. На осторожный вопрос о восприятии его шампанского представителями разных культур он отвечает уклончиво: «Люди разные, и каждый имеет право на свое восприятие».
Впрочем, он признает, что сам стиль его лучшего шампанского провоцирует массовую популярность: «Cristal пить приятно, его вкус открытый и легкий, хотя и потенциал для выдержки очень велик».
Несмотря на кажущуюся доступность вкуса, Cristal, конечно, одно из самых серьезных и утонченных шампанских. Лучшие виноматериалы с 214 га собственных виноградников дома (гигантский размер для Шампани) составляют его кюве.
А Фредерик Рузо, несмотря на кажущуюся мягкость характера и то качество, которое в России называют интеллигентностью, — глава одной из самых крупных винных групп Франции: шампанские дома Louis Roederer и Deutz, бордоские замки Chateau Pichon-Lalande, Chateau de Pez и Chateau Haut-Beausejour, Domaines Ott в Провансе, Ramos Pinto в Португалии и Roederer Estate в Калифорнии.
Наверное, единственное, что ему можно поставить в упрек, — то, что он так и не посмотрел фильма «Четыре комнаты», где герой Тарантино в неподражаемой манере рассуждает о преимуществах Cristal. Не выйди этот фильм в 1995 году, может, и не было бы истории с рэперами… Впрочем, рядом с Александром II памятник Квентину Тарантино установят едва ли.