Корреспондент Forbes провел день с Виталием Ванцевым, строящим авиакомпанию, которая должна стать конкурентом «Аэрофлота»
Бывший старший лейтенант Советской армии, председатель совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково» Виталий Ванцев любуется картой, занимающей полстены его рабочего кабинета. По военной специальности он картограф и сам нанес разметку на снимок местности из космоса: вот международный терминал, вот многоуровневые паркинги на главной площади, вот железнодорожная ветка для экспресса до Москвы, чуть дальше терминал бизнес-авиации. А за зданиями аэропорта зияет котлован огромных размеров — это на площади 25 га строится еще один терминал.
Ванцев с партнерами контролирует сервисные компании, обслуживающие третий по величине московский аэропорт; совокупная выручка превышает 32 млрд рублей. И скоро она может вырасти. В сентябре разорился «ЭйрЮнион», крупнейший региональный авиаперевозчик, объединявший четыре компании. Сначала власти создали антикризисный штаб, который возглавил Ванцев. А потом был одобрен план спасения: создать из осколков «ЭйрЮнион» и компании московского правительства «Атлант-Союз» новую структуру — «Росавиа», которая вышла бы в лидеры рынка. Работать она будет под крылом госкорпорации «Ростехнологии», но управляться — 39-летним Ванцевым.
Работа предстоит непростая — это понятно из графика одного дня антикризисного менеджера. И еще понятно, что Ванцев — не самая главная фигура в бизнесе «Внукова»: у него есть партнер, чье имя до сих пор оставалось в тени.
08:00–10:00
Внедорожник Ванцева выезжает из ворот загородного дома на Рублевке, сворачивает на шоссе, потом на другое, чтобы за 20 минут домчаться к трехэтажному административному зданию. Десять лет назад это был заброшенный детский сад, сейчас — офис компании «Международный аэропорт Внуково». Структуры Ванцева и партнеров контролируют в ней 75%, а правительство Москвы — 25%.
Первая рабочая встреча — переговоры с представителями белорусской фирмы о строительстве топливозаправочного комплекса (ТЗК) в аэропорту Минска. Бизнес Ванцева во «Внуково» тоже начинался с ТЗК. Через пару лет после увольнения из армии, в 1995 году, он познакомился с серьезными людьми из «Роснефти» и Восточной нефтяной компании. Договорились о покупке нефти, которую Ванцев поставлял на ближайшие к Москве НПЗ, получая назад авиационный керосин. Среди покупателей авиатоплива был и аэропорт «Внуково», где Ванцев вскоре построил склад горюче-смазочных материалов. Так здесь и закрепился.
Осенью 2003 года правительство передало около 61% акций «Аэропорта Внуково» Москве. Мэрия тогда создала рабочую группу по изучению приобретенного хозяйства, и выводы специалистов оказались неутешительными: в «Аэропорту Внуково» имелось лишь не подлежащее приватизации имущество (взлетные полосы, оборудование и пр.) и здание пассажирского терминала, реконструированное в последний раз к Олимпиаде-80. Всем остальным хозяйством — заправкой судов, обработкой грузов, ремонтом самолетов и транспортными службами владели частные компании, контролируемые по большей части Виталием Ванцевым.
10:00–11:00
Летучка с руководителями компаний аэропорта. Обстановка как на совещании в штабе армии, что понятно: в ближайшем окружении Ванцева много бывших военных. «Авиационно-нефтяной компанией», с которой начинался его бизнес в аэропорту, руководит Анатолий Ванцев, отец Виталия, бывший преподаватель Военной академии им. М. В. Фрунзе. Член ветеранского объединения «афганцев» «Боевое братство» Искандер Галиев отвечает за «Международный аэропорт Внуково». Генеральный директор «Аэропорта Внуково» Василий Александров — генерал-майор запаса, один из его заместителей даже старше по званию — генерал-лейтенант.
Закрепиться во «Внуково» Ванцеву помогал сослуживец Галиева Дмитрий Барановский, тоже член «Боевого братства». «Это единственный на моей памяти крупный проект, в котором все стороны мирно уживались, никаких ссор и потом не было», — уверяет Барановский, человек с неоднозначной репутацией, крупный специалист по слияниям и поглощениям. В 1995 году он участвовал в приватизации «Архангельскгеолдобычи» в интересах структур Алишера Усманова и партнеров. В 1996-м сражался за сеть АЗС «Московского производственного комбината автообслуживания», за торговые центры компании «Сокольники». В 1997-м стал соучредителем «Международной группы Сигма», с которой фактически началась история российского рейдерства.
11:00–12:30
Заседание правления «Росавиа». Госкорпорация «Ростехнологии» внесла в капитал авиакомпании пакеты акций перевозчиков, входивших в альянс «ЭйрЮнион», а правительство Москвы — «Атлант-Союза». В январе 2006 года структуры Ванцева купили, а через год продали 24% акций «Атланта». За это время компания увеличила объемы перевозок с 400 000 до 1,3 млн человек.
Объем перевозок «Росавиа» за три года планируется довести до 20 млн пассажиров (крупнейший авиаперевозчик «Аэрофлот» за 10 месяцев 2008-го перевез около 8 млн пассажиров). При этом из нескольких десятков самолетов «ЭйрЮнион» на перроне аэропорта «Внуково» стоят лишь два Ил-96 (остальные в других портах приписки), но и эти пока нельзя использовать — машины арестованы в процессе судебных разбирательств с кредиторами. Долги «ЭйрЮнион» оцениваются в 20 млрд рублей.
Когда Ванцев возглавлял антикризисный штаб, он не скупился на обещания: ему пришлось уговаривать кредиторов «ЭйрЮнион» заправить баки самолетов. Тысячи пассажиров, застрявших в аэропортах, удалось доставить до пунктов назначения, также были продлены соглашения с лизинговыми компаниями на семь лайнеров Boeing. На все про все Ванцев потратил 4 млрд рублей, которые взял в кредит.
Рефинансировать этот долг становится все сложнее. Банки и до кризиса снижали объемы кредитования авиаперевозчиков, а сейчас занять деньги стало практически невозможно. Евгений Островский, генеральный директор компании «Топливное обеспечение аэропортов», считает, что без льготных кредитов госбанков Ванцеву не справиться. Так и есть: Ванцев едет в «Ростехнологии» обсуждать такой вариант.
12:30–21:30
Вторая половина дня — непрерывные встречи и совещания. Обедает Ванцев с представителем авиакомпании из ближнего зарубежья, разговор, естественно, о работе — создании совместного авиапредприятия.
Потом Ванцев уезжает в «Ростехнологии», где проводит больше трех часов, но возвращается во «Внуково» довольный. Его оптимизм передается ожидающему Ванцева руководителю одной из компаний, вошедшей в «Росавиа». Хотя еще полчаса назад тот сидел понурый — банк отказал в ссуде. Ванцев успокаивает: правительство определилось с авиакомпаниями, которые получат льготные кредиты, в пятерке счастливчиков есть и «Росавиа».
Последний деловой разговор у Ванцева состоялся по телефону поздно вечером — старший партнер по бизнесу во «Внуково» интересовался делами. Как удалось выяснить Forbes, еще с середины 1990-х около 80% во внуковских сервисных компаниях принадлежит предпринимателю Льву Кветному, который финансировал многочисленные проекты Ванцева. Кветной одно время был партнером Алишера Усманова и Василия Анисимова по металлургическому холдингу, но в 2007 году продал свою долю. Из крупных компаний, принадлежащих Кветному, самая известная — «Новоросцемент». Весной 2008 года Forbes оценивал состояние этого бизнесмена в $1,7 млрд.
Вопросы Forbes о бизнесе в аэропорту «Внуково» Кветной переадресовал Виталию Ванцеву, у которого «есть все полномочия» на них отвечать.