Угледобывающая компания попала на карандаш чиновнику. Сколько стоило помириться?
Будущее угледобывающей компании «Искра» висело на волоске. Заместитель губернатора Красноярского края Андрей Гнездилов, курирующий вопросы недропользования, в августе 2006 года пригрозил лишить ее лицензии за нарушение природоохранного законодательства. Свои слова чиновник подкрепил соображением, что в северных районах края нет предпосылок для развития угольной промышленности. Для главы инвестиционного фонда Varyag Resources Алекса Уильямса заявление вице-губернатора было как гром среди ясного неба. До этого он вел переговоры о вложении в «Искру» $25 млн, теперь же предпочел отказаться от сделки.
В 2004 году красноярский девелопер Сергей Полищук выиграл конкурс на право освоения Карабульского угольного месторождения в Богучанском районе и создал «Искру». «Как говорится, покупали кота в мешке, — говорил Полищук в интервью газете «Континент-Сибирь». — До нас еще никто всерьез не пытался разрабатывать месторождения Тунгусского угольного бассейна». Он планировал добывать 3 млн т угля в год и поставлять его в основном за рубеж.
В 2006 году деятельность Полищука привлекла внимание проверяющих органов. «На разрез едут проверка за проверкой из Росприроднадзора, Ростехнадзора, Агентства лесного хозяйства», — писал хозяин «Искры» депутату законодательного собрания Юрию Захаринскому. Бизнесмен каялся в ошибках (из-за нерасторопности подрядчиков заявки на оформление некоторых документов были сданы с опозданием) и был готов исправлять их, но проверкам и претензиям не было конца. Полищук заподозрил, что за ними стоит заместитель губернатора, курирующий использование природных ресурсов, Гнездилов. «Очевидно, что «Искра» к концу 2006 года полностью устранит все допущенные нарушения. Но эта перспектива категорически не устраивает Гнездилова, по инициативе которого в течение 2006 года ведется целенаправленная и координируемая кампания по уничтожению ООО «Искра», — жаловался Полищук. По его мнению, именно Гнездилов требовал от руководителей проверяющих ведомств «регулярного административного прессинга» и тщательно контролировал этот процесс. Его политику поддерживала и администрация Богучанского района, которая игнорировала все просьбы компании о согласовании документов или отделывалась отписками. В конце лета 2006 года чиновники вынесли решение об аннулировании выданной «Искре» лицензии на разработку месторождения.
Гнездилов не стал отвечать на вопросы Forbes. «Это были законные претензии государства к частной компании», — объясняет начальник отдела краевого департамента природных ресурсов Евгений Меняйло. По его словам, в 2006 году к компании были претензии со стороны территориального управления «Роснедр». «Искра» так же без лицензии местных властей добывала песок и щебень. После устранения нарушений у краевой администрации претензий не осталось.
«Нас по закону наказывали, что скрывать, — признает замдиректора «Искры», партнер Полищука Юрий Пиманов. — Но проверять тоже можно по-разному». По его словам, компании удалось оспорить правомочность отзыва лицензии в суде и наладить отношения с местными властями. Как это удалось? «Мы поняли, что выигрывать нужно по правилам, — рассказал Пиманов. — А по правилам играть весьма сложно и дорого». Из 500 млн рублей, вложенных в «Искру», 100 млн рублей пошло на улаживание проблем с законом. Смету этих расходов Пиманов раскрывать не стал. Надежды на большие объемы добычи не оправдались: компания сможет добывать не больше 500 000 т угля в год. Но Пиманов надеется получить лицензии на освоение других участков Тунгусского угольного бассейна и почти не опасается новых проверок. Инвестор Алекс Уильямс недавно приезжал восстанавливать отношения с владельцами «Искры».