Программист приучил риелторов платить миллионы долларов за информацию, с которой удобно работать
Нелли позвонила в полдень: «В базе «Виннера» появилась квартира на Большой Филевской, окна в парк, и цену не задирают!» Мы с женой помчались смотреть. Квартира нас устроила, хозяева согласились принять аванс. На следующее утро объявление о хорошей квартире появилось в газетах. Пошли звонки, но было уже поздно.
За неделю до этого мы с Нелли, нашим риелтором, сидели перед монитором и с помощью программы WinNER сортировали квартиры по заданным параметрам — диапазону цен, близости к конкретной станции метро, наличию балкона и телефона, возможности платить с помощью ипотечного кредита. И, разумеется, «чтоб не новостройка и не первый этаж». Нелли расставила галочки, и программа выдала список предложений. Мы отметили заинтересовавшие нас варианты и сохранили их в отдельный файл. Квартиры были отсмотрены, но ничего не подошло. Тогда Нелли включила опцию «показывать только новые» и каждый день, в 12:00, когда база WinNER обновляется, просматривала свежие предложения. На седьмой день она увидела в графе «примечание» слова «окна в парк» и набрала наш номер…
Опережение печатной прессы и подача информации в удобном виде — две услуги, на которых зарабатывает деньги Юрий Бикузин, создатель и продавец программы WinNER. По оценкам риелторов, 80% сделок на вторичном рынке московского жилья совершается с квартирами, найденными в этой базе. Бикузин зарабатывает на подписке (в среднем 2750 рублей в месяц). Пользователь получает не только доступ к самой полной и свежей базе данных, но и возможность ставить свои объявления. У WinNER несколько тысяч профессиональных пользователей, поэтому со свежими объявлениями проблем нет. Газеты отстают минимум на сутки — на разогретом рынке это колоссальный минус.
В 1996 году Бикузин заканчивал обучение на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ и параллельно работал в агентстве недвижимости. Искать квартиры приходилось с помощью базы «Риэлтер», которая представляла собой перепечатку газетных объявлений. Сортировать предложения хотя бы по станции метро было невозможно. Бикузин решил улучшить оболочку и написал на языке Delphi первую версию WinNER — ее преимуществом была возможность структурировать информацию по нескольким критериям.
В 1999 году агентство «Аркада», в котором работал Бикузин, получило подряд на расселение бараков, построенных пленными немцами в Мончегорске (Мурманская область). Дочка «Норникеля», Кольская горно-металлургическая компания, поручила агентству разработать схему перемещения людей в новые квартиры. Под эту задачу Бикузин написал программу «с нуля». «Мне было интересно построить систему, которая будет работать без меня, — говорит он. — В Мончегорске я понял, что это у меня получается».
Бикузин ушел из «Аркады» и начал свое дело. Полгода заняло приведение WinNER в товарный вид. Первыми клиентами стали дружественные агентства, которые использовали оболочку, сделанную Бикузиным несколько лет назад. Потом круг подписчиков начал расширяться. Колеблющимся программа устанавливалась бесплатно. «Через какое-то время мы форсировали вопрос оплаты, и большинство клиентов, получившее психологическое привыкание к WinNER, оформляло подписку», — рассказывает Бикузин.
В 2002 году число подписчиков достигло сотни. Бикузин добавлял различные опции — сортировку выставленных квартир по наличию телефона, раздельного санузла, расположению у метро, совершенствовал систему отбора информации, оплаты услуг, установки программы (сейчас ее можно просто скачать с сайта).
«Мы никогда не приходили на пустое место, всегда присутствовала другая база, и приходилось доказывать, что мы лучше», — говорит Бикузин. Главных конкурентов, базы Rielt1 и «Риэлтер», он одолел с помощью агрессивного предложения своих услуг и снижения цен. По словам Евгения Еременко, совладельца фирмы RealTo, выпускающей базу по объектам коммерческой недвижимости, в 2002 году WinNER брала за подписку в полтора раза меньше, чем конкуренты. Два года спустя на рынке баз данных по «вторичке» остался только Бикузин.
«Формула успеха простая: выигрывают те, у кого долгое дыхание — как в марафоне, — считает владелец аналитического агентства Irn.ru Олег Репченко. — Базы появляются, исчезают, меняются, а WinNER продемонстрировал постоянство и потому выигрывает».
Долгосрочная перспектива — любимое словосочетание Бикузина. В 2004 году он начал нанимать программистов в провинции и на Украине. «Мы открыли офис в Харькове, чтобы у нашего сотрудника, очень хорошего программиста, было ощущение, что он работает в солидной компании, а не на дому, — объясняет Бикузин. — В краткосрочной перспективе снимать офисы дорого, но в долгосрочной — это повышает качество работы сотрудников».
По ходу дела выяснилось, что победитель на этом рынке получает все. В 2004–2006 годах число подписчиков WinNER выросло в несколько раз. Бикузин укрепил лидерство, разрешив Rambler вывешивать онлайн часть базы в обмен на рекламу на поисковике, отмечает Игорь Курзаев, создатель фирмы «Навигатор Риэлти», продающей базу по недвижимости в Подмосковье.
В 2007 году Бикузин добавил к обычной WinNER новые сервисы — базы по загородной недвижимости, офисам и складам, квартирам в Питере, Калининграде и других крупных городах. Два месяца назад компания начала продавать софт, с помощью которого клиент может подобрать себе самую удобную ипотечную программу. Впрочем, пока выручка от этих сервисов несопоставима с той, что дает флагманский продукт. Почти все деньги делаются на данных о вторичном рынке жилья в Москве и Подмосковье, признает Бикузин.
WinNER ежедневно запускается примерно на 10 000 компьютерах. Для сравнения: RealТo и «Навигатор Риэлти» имеют 300 и 500 подписчиков соответственно. Бикузин не раскрывает свою выручку, но с учетом стоимости подписки и скидок ее можно оценить в $11 млн. По словам Курзаева, эта цифра выглядит правдоподобно.
Бикузин планирует превратить WinNER из продукта b2b в инструмент для всех, кто ищет себе квартиру. Идея в том, чтобы выкладывать предложения о продаже в открытом доступе (сейчас этот вариант отрабатывается в тестовом режиме). У платных подписчиков останутся преференции в виде права публиковать объявления и иметь доступ к приложениям — ипотечной программе и другим субпродуктам. Отдельную плату предполагается взимать за графическое выделение объявления из общей массы, за право «постить» рядом с информацией фотоизображения квартиры или дома.
Напоминает рекламную прессу, с перепечатки которой Бикузин начинал? В Москве WinNER уже опередил лидера, газету «Из рук в руки», по числу публикуемых объявлений: 40 000 против 25 000. В базе появляется все меньше уникальных объявлений из газет — сейчас их 30%. Если так пойдет и дальше, печатные конкуренты WinNER отомрут вслед за электронными.