К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Рейтинг брендов


Ценность марки можно измерить множеством способов. Но есть один бесспорный показатель — на какую сумму продается товаров под брендом за год

1 Lada

  • Автомобили
  • Владелец АвтоВАЗ
  • Год запуска 1970
  • Продажи 135,3 млрд рублей

«Мы будем использовать все возможные инновации в технологиях и бизнесе. Мы готовы сотрудничать с автомобильными компаниями, работающими на благо россиян, во славу России» — сайт крупнейшего российского производителя легковых автомобилей весьма патриотичен. В начале декабря наконец стало известно название компании, с которой тольяттинский автозавод готов сотрудничать на благо россиян. Французская компания Renault договорилась о покупке блокирующего пакета АвтоВАЗа. Другая хорошая новость: впервые за два года продажи выросли — на 4,4%.

2 Балтика

  • Пиво
  • Владелец BBH
  • Год запуска 1992
  • Продажи 50,3 млрд рублей

Один из секретов популярности «Балтики» — имидж народного пива, созданный многолетней массированной рекламой. И несмотря на рост стоимости телерекламы и ограничения на нее, ролики «Балтики» из эфира не исчезнут. «Телевизор — рабочая лошадка. Плюс у нас есть марки «Балтика 3» и «Балтика 7», которые продаются в каждой деревне и каждом городе. Тут телевидению нет альтернативы», — говорит Александр Лебедев, директор по маркетинговым коммуникациям «Балтики». Всего «Балтика» снимает по сорок роликов в год.

3 Домик в деревне

  • Молочные продукты
  • Владелец Вимм-Билль-Данн
  • Год запуска 1997
  • Продажи 22,8 млрд рублей

На какие только уловки не идет крупнейший в стране производитель молока, чтобы убедить покупателей в натуральности своего продукта. Пасторальные ролики про добрую бабушку уже не кажутся убедительными? Летом этого года в ВБД решили разрисовать автоцистерны, перевозящие молоко из подмосковных хозяйств на заводы компании, чтобы люди знали, из чего делают «Домик в деревне». Изобразили на них, естественно, старушку с коровами. Как уверяют в компании, сухое молоко для этого популярного бренда не используется даже зимой, когда сырье в дефиците.

 

4 Добрый

  • Сок
  • Владелец Coca-Cola
  • Год запуска 1998
  • Продажи 17,8 млрд рублей

По данным Tetra Pak, среднестатистический россиянин выпивает 20 л сока в год. Во многом это заслуга создателей «Доброго», питерской компании «Мултон». На дешевые марки, лидером среди которых является «Добрый», сейчас приходится 65,6% продаж сока. После приобретения «Мултона» корпорацией Coca-Cola маркетинговая политика не изменилась — соотечественников, как и раньше, призывают быть добрее. Одна из последних акций — розыгрыш семи автомобилей среди тех, кто прислал письма о своих добрых поступках и эмблемы от выпитых пакетов сока (не меньше 7 л).

5 Зеленая марка

  • Водка
  • Владелец Русский алкоголь
  • Год запуска 2003
  • Продажи 17,3 млрд рублей

Всего за пять лет «Зеленая марка», придуманная тульским предпринимателем Вадимом Касьяновым, стала лидером российского водочного рынка. Теперь ее создатель работает над раскруткой более дорогостоящего бренда — водки «Журавли». На очереди еще более дорогая «Маруся», до активного продвижения которой у Касьянова пока не дошли руки. «Я буду спокоен, когда в каждом ценовом сегменте у нас будет по одной мощной водочной марке», — говорит Касьянов, который продал «Зеленую марку» и теперь продвигает ее как наемный менеджер. Лучшее признание успехов бренда — когда его копируют. У «Зеленой марки» подражатели есть.

 

6 Лукойл

  • Моторное масло
  • Владелец Лукойл
  • Год запуска 1997
  • Продажи 17,1 млрд рублей

Масло «Лукойл» одноименной нефтяной компании продается куда лучше других моторных масел — на него приходится 40% продаж в России. Только в 2007 году «Лукойл» потратил на продвижение бренда $35 млн. Эксперты компании Millward Brown Optimor признали «Лукойл» самым дорогим российским брендом нефтепродуктов, оценив его в $810 млн.

7 Чудо

  • Молочные продукты
  • Владелец Вимм-Билль-Данн
  • Год запуска 1998
  • Продажи 17,1 млрд рублей

Марка «Чудо» — отличный пример проекта импортозамещения, запущенного в год финансового кризиса, обвалившего импорт. «Вимм-Билль-Данн» первым решился выпускать в России йогурты, и потребителю они понравились. Сейчас под торговой маркой «Чудо» продаются все продукты, присутствующие в ассортименте основного конкурента и одновременно совладельца, французской корпорации Danone: питьевые йогурты и глазированные сырки, творожки и пудинги. На эту стратегическую для ВБД марку приходится 6,6% продаж молочных продуктов в стране. В июне 2007 года Danone довела свою долю в ВБД до 18,36%.

8 Клинское

  • Пиво
  • Владелец SUN InBev
  • Год запуска 1981
  • Продажи 16,8 млрд рублей

Большинство конкурентов до сих пор уверены, что ограничения на рекламу пива были введены из-за агрессивной, рассчитанной на молодежь рекламы «Клинского» пятилетней давности. Теперь ролики пивных компаний после 22:00 заполняют телеэфир так плотно, что зрители не всегда улавливают, где чей. Обиженные конкуренты не упускают случая пнуть «Клинское»: в ролике «Арсенального» (BBH) терпящее бедствие судно спасают с помощью бутылки пива под слоганом «Обошлись без клина».

 

9 Фруктовый сад

  • Сок
  • Владелец Лебедянский
  • Год запуска 2000
  • Продажи 15,7 млрд рублей

Недавно группа «Бородино» выпустила сок «Фруктовая семья», объединив в названии две популярные марки других компаний. В «Лебедянском» лишь плечами пожали — появление нового продукта вряд ли ослабит позиции крупнейшего в России производителя соков (треть рынка). «Фруктовый сад» — самый узнаваемый из брендов компании (по данным «Ромира», его знают 78% россиян, марку «Я» — 75%, «Тонус» — 69%). Осенью в прессе появились предположения о скорой продаже «Лебедянского» PepsiCo, но в самой компании на этот счет хранят молчание.

10 Арсенальное

  • Пиво
  • Владелец BBH
  • Год запуска 2000
  • Продажи 14,1 млрд рублей

Весной на заводе «Балтика-Тула» (именно на этом предприятии родилась марка) начали выпускать пиво с ограниченным сроком хранения — «Арсенальное Живое» в полуторалитровых пластиковых бутылках. Правда, поставляется оно только в несколько городов Центральной России — дальше не довезешь. Зато обычное «Арсенальное» теперь можно найти на полках монгольских магазинов — холдинг отправляет туда пиво со своего красноярского завода.

11 Ява

  • Сигареты
  • Владелец British American Tobacco
  • Год запуска 1966
  • Продажи 14 млрд рублей

Первые в СССР сигареты с фильтром начали производить на московском заводе «Ява», в честь которого марку и назвали (пачка стоила 40 копеек). Купив завод, транснациональная компания BAT сохранила марку, а с 1997 года дополнила линейку и более дорогими сигаретами «Ява золотая». Потом, учтя изменение вкусов, создали еще и «Яву золотую легкую». «Ява» до сих пор одна из самых популярных табачных марок, на нее приходится 4,5% продаж сигарет в России.

12 ОстаNкино

  • Мясные продукты
  • Владелец Останкинский мясоперерабатывающий комбинат
  • Год запуска 2004
  • Продажи 13,2 млрд рублей

На Останкинском МПК для разных ценовых категорий разные марки не придумывают, продают все под одной, «ОстаNкино». Этот нехитрый прием привел к тому, что самый продаваемый мясной бренд принадлежит далеко не самому крупному комбинату. Его гендиректор и совладелец Михаил Попов этим очень гордится. Как и своей продукцией — уверяет, что и сам ее ест. Больше всего любит молочные сосиски в натуральной оболочке. Каждый может посмотреть, как их делают: в цехах установлены веб-камеры, картинка с которых доступна на сайте компании.

13 Старый мельник

  • Пиво
  • Владелец Efes
  • Год запуска 1999
  • Продажи 12,7 млрд рублей

«Мужчина 20–45 лет. Увлечения: ТВ, радио, футбол, хоккей, баскетбол» — так на сайте Efes описан типичный потребитель «Старого мельника». Да вот беда: реклама пива на спортивных мероприятиях запрещена законом. Пивоваров вдохновила Олимпиада в Сочи, и они разместили на телевидении ролики с бутылкой новой формы, слоганом «Все должно быть схвачено» и дорожным указателем «Сочи». А тем временем председатель РФС Виталий Мутко уже внес в Госдуму законопроект, предусматривающий отмену ограничений на спонсорство.

 

14 Микоян

  • Мясные продукты
  • Владелец Эксима
  • Год запуска 2000
  • Продажи 12,3 млрд рублей

«От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича» — это про успешную карьеру советского бюрократа Анастаса Микояна. В 1934 году в честь чиновника назвали мясокомбинат на юго-востоке Москвы: функционер принимал активное участие в строительстве Первого московского колбасного завода и даже ездил перенимать передовой опыт в Чикаго. Предприятие тоже легко приспосабливалось ко всякой власти. В 2000 году акционеры завода увековечили память легендарного основателя в торговой марке «Микоян».

15 Моя семья

  • Соки
  • Владелец Нидан
  • Год запуска 2001
  • Продажи 12 млрд рублей

Рекламный «сериал» про одну семью, в которой пьют соки производства компании «Нидан», идет уже пять лет. Благодаря ему «Моя семья», по данным исследовательской компании «Ромир», — самая узнаваемая марка сока, ее знают 89% россиян. Знакомые герои помогают вводить в ассортимент все новые продукты: запуск детского сока приурочили к рождению еще одного ребенка в семье. Теперь «Нидан» собирается выпускать для детей пюре и каши. Деньги на создание нового производства есть — летом компанию купил британский фонд Lion Capital LLP.

16 Царицыно

  • Мясные продукты
  • Владелец Царицыно
  • Год запуска 1997
  • Продажи 11,9 млрд рублей

Каждый год технологи и маркетологи компании «Царицыно», объединяющей три колбасных завода, придумывают 80 новых продуктов. Для мусульман делают мясопродукты с маркировкой «Халяль». Для тех, кто помнит вкус советских вареных колбас, — марки «2.90», «2.20» и «1.80». Это не шифры, а цены в рублях на продукт первой необходимости эпохи развитого социализма. На отсутствие спроса в «Царицыно» не жалуются и наращивают мощности — к концу этого года производительность компании вырастет с 6200 т до 7200 т колбасных изделий в месяц.

17 Путинка

  • Водка
  • Владелец Винэксим
  • Год запуска 2003
  • Продажи 11,8 млрд рублей

Компания «Винэксим» пристально следит за действиями президента России и не упускает случая использовать его популярность. Например, когда после выступления Путина в Гватемале МОК отдал Сочи зимнюю Олимпиаду 2014, «Винэксим» немедленно выпустил водку «Путинка 2014 Мягкая». Впрочем, доля марки «Путинка» на рынке год назад перестала расти.

 

18 Черкизовский

  • Мясные продукты
  • Владелец Группа «Черкизово»
  • Год запуска 1974
  • Продажи 11,4 млрд рублей

В агропромышленную группу входит 16 предприятий, выпускающих продукты почти под двумя десятками торговых марок («Петелинка», «Бирюлевский», «Империя вкуса» и т. д.). Одно из последних приобретений — компания «Куриное царство», выпускающая курятину под одноименной маркой. Но любимой маркой основателя группы Игоря Бабаева остается «Черкизовский» — именно Черкизовский завод, где он когда-то был гендиректором, является главным предприятием группы.

19 Волга

  • Автомобили
  • Владелец Группа ГАЗ
  • Год запуска 1956
  • Продажи 10,8 млрд рублей

Кто покупает «Волгу»? «Руководители малых и средних предприятий, представители управленческого состава среднего звена крупных коммерческих предприятий и чиновники» — так оптимистично описывает сайт компании целевую аудиторию этой марки. В скором времени менеджеры и чиновники средней руки будут спешить по делам уже не на «Волгах». Автомобильный дивизион империи Олега Дерипаски начнет продавать автомобили Siber, собранные на базе Chrysler Sebring и Dodge Stratus.

20 Rolsen

  • Электроника
  • Владелец Rolsen Electronics
  • Год запуска 1999
  • Продажи 10,5 млрд рублей

Один из создателей марки Сергей Белоусов долгое время жил в Сингапуре. Штаб-квартира Rolsen Electronics находится в Сеуле. Производственные мощности есть в России, Корее и Европе, а продукции больше всего продается в России. Rolsen входит в десятку крупнейших в мире производителей телевизоров (он их делает не только под своей маркой). Но на телевизорах не замыкается: под этой маркой выпускает также СВЧ-печи, утюги, пылесосы, стиральные машины, холодильники и телефоны.

21 Охота

  • Пиво
  • Владелец Heineken
  • Год запуска 2000
  • Продажи 10,4 млрд рублей

«Охота» — «крепкое пиво для настоящих мужчин». Настоящий мужчина — тот, кто следует принципам. Каким именно, можно узнать, поучаствовав в рекламной акции, стартовавшей в сентябре. На обратной стороне каждой этикетки печатают мужские принципы. Чем больше тара, тем больше принципов. Ради пивной кружки нужно собрать 20 «принципов», т. е. выпить 10 литров пива, для получения охотничьего клинка — еще 30 «принципов» (15 литров). Как узнать поклонника «Охоты»? «Все трудности переносит по-мужски, спокойно и уверенно». «Говорит правду в глаза». «Контролирует эмоции».

 

22 Золотая бочка

  • Пиво
  • Владелец SABMiller
  • Год запуска 1999
  • Продажи 10 млрд рублей

«Золотая бочка» — первая локальная пивная марка, запущенная в России иностранцами в недешевом сегменте. Когда в рекламе пива запретили использовать образы людей и животных, перед пивоварами и рекламистами встала непростая задача: как заинтриговать потребителя? Маркетологи «Золотой бочки» предложили телезрителю взглядом поднимать бутылку и усилием мысли ее откупоривать. Помогло ли это потребителям развить в себе паранормальные способности, неизвестно, а вот доля «Золотой бочки» на пивном рынке выросла за год с 2,9% до 3,1%.

23 Сибирская корона

  • Пиво
  • Владелец SUN InBev
  • Год запуска 1996
  • Продажи 10 млрд рублей

Производители «Сибирской короны» используют не только стандартные для пива рекламные каналы. Сеть пивных ресторанов «Сибирская корона», созданная совместно с «Ростик групп» в Сибири, стала настолько успешной, что проект теперь развивают по всей стране. В 2006 году покупателям железнодорожных билетов класса люкс и купе для удобства выдавали конверты с логотипом «Сибирской короны». Опыт тоже оказался удачным, акцию повторили: в 2007 году такие конверты выдавали всем покупателям сети «Билет», уже не только железнодорожным, но и авиапассажирам.

24 Толстяк

  • Пиво
  • Владелец SUN InBev
  • Год запуска 1996
  • Продажи 9,4 млрд рублей

Фраза актера Александра Семчева из рекламного ролика «А мужики-то не знают!» запомнилась надолго. Лишившись возможности показывать в рекламе обаятельного толстяка, марка «Толстяк» понесла сильные потери в продажах. Решили спасать положение, выпустив пиво в огромных круглых пятилитровых пластиковых канистрах. Результат: с сентября 2006 года по апрель 2007-го новая тара заняла 20% в общем объеме продаж «Толстяка».

25 Веселый молочник

  • Молочные продукты
  • Владелец Вимм-Билль-Данн
  • Год запуска 2000
  • Продажи 9,3 млрд рублей

Молоко с разухабисто приплясывающим молочником на пакете впервые появилось в Новосибирске, потом эту марку распространили на всю страну. Она стала популярной, и теперь под ней выпускают с десяток продуктов — от сгущенного молока до молочной каши. Продвигать марку в соответствии с названием стараются весело: весной минувшего года в ролике «Веселого молочника» веселая корова, напевая мотив «Вологды» «Песняров» («Письма лично на почту ношу»), действительно несла письма на почту.

 

26 Русский размер

  • Водка
  • Владелец Веда
  • Год запуска 1997
  • Продажи 9,2 млрд рублей

Холдинг «Веда» в 2007 году почти не рекламировал свою самую популярную марку «Русский размер». Вместо этого петербуржцы сосредоточились на развитии системы сбыта. Ключевым региональным дистрибьюторам предложили создать торговые команды, которые занимались бы только продвижением брендов «Веды». «Мы вложили в это очень большие деньги, — признает директор по маркетингу Дмитрий Барсуков. — Если потребитель не увидит бутылку на полке, любая реклама бесполезна». Пивовары поняли это гораздо раньше.

27 Ярпиво

  • Пиво
  • Владелец BBH
  • Год запуска 1998
  • Продажи 9,2 млрд рублей

Маркетологи «Ярпива», придуманного на Ярославском пивоваренном заводе, строят продвижение бренда на «позитивных новостях». В этом ключе проводят все рекламные кампании и промоакции бренда. Сейчас, например, на сайте «Ярпива» регулярно публикуются итоги розыгрышей ЖК-телевизоров среди покупателей. Чем не хорошие новости? Продажи марки растут: после слияния с холдингом BBH «Ярпиво» разливают не только в Ярославле, но и в Челябинске, Петербурге, Туле, Хабаровске и Самаре.

28 Белый медведь

  • Пиво
  • Владелец Efes
  • Год запуска 2001
  • Продажи 8,7 млрд рублей

Марку «Белый Медведь» придумали на уфимском заводе «Амстар». Тогда это было крепкое пиво в большой пластиковой бутылке. По стране марка стала распространяться, когда «Амстар» купила турецкая компания Efes. Новые собственники решили сделать из «Белого медведя» национальный бренд для небогатых людей со средним образованием. Агрессивная рекламная кампания и невысокая цена сделали свое дело — по объему продаж «Белый медведь» постепенно догоняет другой локальный бренд компании Efes, «Старый мельник», появившийся на два года раньше.

29 Невское

  • Пиво
  • Владелец BBH
  • Год запуска 2000
  • Продажи 8,5 млрд рублей

После покупки пивоваренной компании «Вена» скандинавским холдингом BBH по всей стране продвигают «молодежный» бренд из линейки «Невского» — пиво «Невское Ice». Целевая аудитория — состоятельная «тусовочная» молодежь, поэтому марка выступает спонсором джазовых фестивалей, ее сайт полон развлечений для «продвинутых» — там можно поиграть в бильярд и в дартс, послушать музыку, отправить другу электронную открытку. Есть даже конкурс на лучшую фигуру из виртуального льда.

 

30 Россия — Щедрая душа

  • Кондитерские изделия
  • Владелец Nestle
  • Год запуска 1997
  • Продажи 8,1 млрд рублей

Шоколад и конфеты с рисунком куполов на упаковке выпускаются в Самаре, Барнауле и Перми и продаются по всей стране. Но в Самаре, где появилась эта марка, ее воспринимают как свою, местную. Неудивительно, что именно здесь прошла одна из самых удачных рекламных акций Nestle: нужно было купить шоколад, наклеить на окно стикер с логотипом марки и ждать гостей от фабрики «Россия» с призом. Очевидцы рассказывают, что во время акции в городе трудно было не наткнуться взглядом на логотип «России».

31 Любимый сад

  • Сок
  • Владелец Вимм-Билль-Данн
  • Год запуска 1999
  • Продажи 7,7 млрд рублей

«Любимый сад» был придуман в «Вимм-Билль-Данне» как дополнение к основной на тот момент марке J7: дешевый сок из фруктов, выращенных в нашей климатической зоне. Рекламным лицом стал усатый дедушка, деливший яблоки на «наши» и «с химией». Поначалу эта идея работала хорошо, но затем ее признали неактуальной. Теперь «Любимый сад» — сок «для общения с близкими», а в линейке наряду с томатом, яблоком и шиповником появились «мультифрукт», грейпфрут и персик с апельсином.

32 Scarlett

  • Бытовая техника
  • Владелец Arima Holding Corp.
  • Год запуска 1996
  • Продажи 7,3 млрд рублей

Изначально марка называлась Scarlett England, а российское происхождение ее владельцев тщательно скрывали (штаб-квартира компании находится в Великобритании). Необходимость в английском акценте давно отпала: недорогие чайники, утюги, фены, которые были лучше китайских подделок под «фирму», полюбились россиянам. К концу 2006 года, по данным опроса Gallup MMI, техникой Scarlett пользовались 24% жителей страны. Особенность Scarlett: все рекламные акции направлены строго на женскую аудиторию. В ноябре, например, разыгрывали 25 норковых шуб.

33 Vitek

  • Бытовая техника
  • Владелец Голдер Электроникс
  • Год запуска 2000
  • Продажи 7 млрд рублей

Слоган компании — «Качество и доступность». И неважно, какие товары продвигать под таким девизом. Под маркой Vitek продается не только мелкая бытовая техника, но и ЖК-телевизоры, DVD-рекордеры, увлажнители, кондиционеры, автомагнитолы и маникюрные наборы. Фирменный рекламный ход — трехлетняя гарантия на весь ассортимент. В 2006 году, чтобы присматривать за поставщиками, «Голдер Электроникс» открыла офис в Гонконге.

 

34 Амтел

  • Шины
  • Владелец Амтел-Фредештайн
  • Год запуска 2004
  • Продажи 7 млрд рублей

В России за год продается 26 млн легковых шин. Седьмую часть производит «Амтел». Одна из причин: розничная сеть AV-TO, дочерняя компания «Амтел-Фредештайн», состоит более чем из 115 магазинов в крупнейших городах России. Шинный бизнес в России основал индиец Судхир Гупта. В 2005 году он купил голландского производителя шин Vredestеin и вывел объединенную компанию на Лондонскую биржу. Летом Гупта оставил пост гендиректора и продал часть акций. В Россию он больше не инвестирует.

35 Простоквашино

  • Молочные продукты
  • Владелец Юнимилк
  • Год запуска 2002
  • Продажи 7 млрд рублей

Холдинг «Юнимилк», второй по величине производитель молока в России (27 молочных предприятий), долго не имел общенационального бренда: региональные заводы выпускали каждый свою марку. С 2004 года марку «Простоквашино» питерского комбината «Петмол» стали раскручивать на всю страну, благо кота Матроскина и Дядю Федора знает не одно поколение. Одна из особенностей марки: все продукты имеют повышенную (традиционную для России) жирность.

36 Парламент

  • Водка
  • Владелец Парламент групп
  • Год запуска 2000
  • Продажи 7 млрд рублей

В 1990-е небольшой подмосковный завод «Урожай» выпускал одноименную дешевую водку, которая отлично продавалась без особой рекламы, после того как сыграла одну из главных «ролей» в комедии «Особенности национальной охоты». В 2000 году владельцы завода решили попробовать поработать в премиум-сегменте. Марке «Парламент» на фоне других производителей помог выделиться рекламный ход «Очищено молоком». О том, что кино помогает продавать, на заводе не забыли и профинансировали съемку фильма «Московская жара» с участием «горца» Эдриана Пола.

37 Петр I

  • Cигареты
  • Владелец JTI
  • Год запуска 1999
  • Продажи 6,8 млрд рублей

Японская JTI, третья по величине табачная корпорация в мире, владеет в России целым набором «советских» брендов: «Беломорканал», «Космос», «Луч»... Однако «Петр I», придуманный маркетологами компании, продается лучше всех. В начале прошлого года JTI купила за $15 млрд британскую табачную компанию Gallaher (бренды LD, Sobranie, Sovereign). Теперь JTI продает каждую третью сигарету в России. При такой мощной поддержке у «Петра I» может появиться шанс догнать «Яву», самый продаваемый локальный бренд.

 

38 Роллтон

  • Продукты питания
  • Владелец DHV-S
  • Год запуска 1999
  • Продажи 6,7 млрд рублей

«Большинство людей ест «Роллтон», но скрывает это» — таков смысл одного из последних рекламных роликов производителя вьетнамской лапши, где у героя с помощью «детектора лжи» выясняют, любит ли он вкусно поесть и пробовал ли хоть однажды лапшу «Роллтон». Помимо лапши, «Роллтон» — это еще и картофельное пюре, томатные соусы, готовые супы и даже оливковое масло. Последняя новинка — комплексный обед — стаканы супа и пюре с разными вкусами в одной упаковке.

39 Макфа

  • Продукты питания
  • Владелец Макфа
  • Год запуска 1998
  • Продажи 6,5 млрд рублей

С продукцией челябинской компании «Макфа», крупнейшего в России производителя макарон, можно столкнуться даже в параллельной реальности. В начале прошлого года была выпущена компьютерная игра «Дом 2: Построй любовь» по мотивам одноименного телевизионного шоу. Когда у персонажа снижается показатель «сытость», он спешит на кухню и готовит макароны «Макфа». Правда, насладиться всем ассортиментом крупнейшего российского производителя макарон виртуальные герои не могут. Из 60 наименований макаронных изделий, производимых «Макфой», в рекламной игре присутствует всего десяток.

40 Тройка

  • Сигареты
  • Владелец Нево-табак
  • Год запуска 1926
  • Продажи 6,3 млрд рублей

Фабрика «Нево-табак», основанная еще в 1881 году, после перестройки выжила, заняв малоинтересную для иностранных компаний нишу дешевых сигарет. «Тройка», например, в рознице стоит чуть больше 7 рублей (выпускают также сигареты «Друг», «Жириновский», «СССР»). Чтобы не поднимать цены из-за дорогих «входных билетов» в розницу, «Нево-табак» даже пыталась создать собственную сеть табачных киосков, но проект не удался.

41 Шатура

  • Мебель
  • Владелец Шатура
  • Год запуска 1998
  • Продажи 6,3 млрд рублей

В июле 1961 года на подмосковной мебельной фабрике «Шатура» была выпущена первая партия гардеробов. Сейчас «Шатура» — крупнейший российский производитель мебели для дома, офиса и гостиниц. У фабрики есть собственная сеть салонов (даже магазин в «Меге», рядом со шведской IKEA). Один из секретов успеха в том, что «Шатура» выпускает доступную мебель — средняя цена одного предмета составляет 3120 рублей.

 

42 Gloria Jeans

  • Одежда
  • Владелец Глория Джинс
  • Год запуска 1988
  • Продажи 6,1 млрд рублей

Президент «Глории Джинс», бывший кооператор, немолодой уже человек, — самый яркий предприниматель Ростова-на-Дону. В костюмах не ходит, предпочитая джинсы. Компания активно развивает фирменную розничную сеть — в ней более 300 магазинов. Хватит ли производственных мощностей? В прошлом году Владимир Мельников купил крупнейшую швейную фабрику «Стиль» на Украине, на юге России у него 12 предприятий, а пятая часть модной продукции под брендами Gloria Jeans и Gee Jay производится на фабриках в Китае.

43 Клинский

  • Мясные продукты
  • Владелец Продо
  • Год запуска 2003
  • Продажи 6 млрд рублей

Мясокомбинату из маленького города Клина повезло: в 100 км — Москва, крупнейший рынок сбыта мясных деликатесов. Этого достаточно для полной загрузки предприятия. Показательно, что когда купившая «Клинский» группа «Продо» решила запустить общефедеральный мясной бренд «Добрый продукт», его производство разместили на комбинатах группы в Тольятти, Перми и Уфе. «Добрый продукт» делают даже «Омский бекон» и питерская компания «Дарья», у которых есть собственные сильные бренды. А вот «Клинский» посторонней продукцией загружать не стали — у него и так все в порядке.

44 Золотая семечка

  • Подсолнечное масло
  • Владелец Юг Руси
  • Год запуска 2000
  • Продажи 5,9 млрд рублей

Быть крупным производителем товаров повседневного спроса трудно. Накануне выборов власти всерьез взялись за борьбу с инфляцией, заставляя предпринимателей фиксировать цены. Крупнейшему российскому производителю подсолнечного масла приходится подчиняться. Например, недавно глава агрохолдинга Сергей Кислов договорился с губернатором Новгородской области поставить в регион 60 т «Золотой семечки» со скидкой 10%. В то же время холдинг занялся производством плодоовощных консервов: цены на них пока не ограничивают.

45 Бочкарев

  • Пиво
  • Владелец Heineken
  • Год запуска 1999
  • Продажи 5,8 млрд рублей

Корпоративная легенда гласит, что название «Бочкарев» маркетологу петербургской компании «Браво» американцу Брайану Кину подсказала секретарша: он спросил у девушки, есть ли в русском языке фамилия, созвучная слову «бочка». Сам Кин уверял, что консультировался не с секретаршей, а с дизайнером. Когда голландская Heineken приобрела «Браво» в 2002 году, на марку «Бочкарев» приходилось уже 60% продаж этой компании. Пиво под этой маркой и сейчас неплохо продается.

 

46 Bonanza

  • Бананы
  • Владелец JFC
  • Год запуска 2005
  • Продажи 5,5 млрд рублей

«Бонанза» — это тайный орден агрессивных падонкаф, которые со времён ваще очень далёких ведут борьбу с бонанами во всей обозримой галактике», — так рекламирует свои бананы в интернете владелец фруктовой компании JFC и по совместительству директор театра оперы и балета Владимир Кехман. Бананы из Эквадора продвигаются как снеки — в офисных центрах в прошлом году даже стали появляться вендинговые аппараты с этими тропическими фруктами. Есть их полезно не только для здоровья. Рекламный слоган марки: «Съел банан — спас мир!»

47 Rover

  • Электроника
  • Владелец RoverComputers
  • Год запуска 1995
  • Продажи 5,2 млрд рублей

Под маркой Rover во Владимирской области производят не только ноутбуки и КПК, но и смартфоны, MP3-плееры, коммуникаторы с GPS-навигацией. Чем отечественный производитель завлекает потребителей? Адаптацией к местным условиям: все программы русифицированы, а ноутбуки тестируют на способность работать при низких температурах. Привлекательной ценой: в компании объясняют, что им не требуется содержать иностранные офисы. И, наконец, гарантийным обслуживанием. Проблемы покупателей готовы решать в сервисных центрах, по телефону, по электронной почте и в интернет-конференции.

48 Ahmad

Чай

  • Владелец Ahmad Tea
  • Год запуска 1999
  • Продажи 5 млрд рублей

Головной офис компании расположен в Великобритании (Саутгемптон), а фабрики — в Китае, ОАЭ, Харькове и в Подмосковье. Ahmad позиционируется как «настоящий английский чай» для изысканных чаепитий. В мире марка занимает 3-е место по объему продаж (данные агентства Euromonitor).

 

49 УАЗ Patriot

  • Автомобили
  • Владелец Северсталь-авто
  • Год запуска 2004
  • Продажи 5 млрд рублей

Президент Путин лично протестировал не один продукт отечественного автомобилестроения. Джорджа Буша он катал на своей отлично отреставрированной старой «Волге». А князя Монако Альберта II по просторам Республики Тыва российский президент возил на аскетичном внедорожнике УАЗ-3151. «На гостя скачки по российским ухабам должны были произвести неизгладимое впечатление. Впрочем, на самого Путина, скорее всего, тоже», — рапортует сайт УАЗ. «Осовремененная» модификация УАЗа под названием Patriot производит неплохое впечатление на рядовых автолюбителей: машину охотно покупают.

50 Балтимор

  • Соусы и консервы
  • Владелец: Балтимор
  • Год запуска: 1995
  • Продажи: 4,9 млрд рублей

Половина кетчупа в России продается под маркой «Балтимор». А еще 4,9% майонеза и 6% овощных консервов (горошек, фасоль и проч.). Началось все еще в 1990-е. У основателя компании Алексея Антипова сломался его старый «мерседес», когда он ехал через Польшу. Пока чинился, познакомился с поляком, мечтавшим избавиться от оборудования для производства кетчупа: конкуренция в Польше обострилась. Рецептуру первых соусов Антипов разрабатывал сам вместе с технологом. Самый успешный продукт, созданный при его участии, — кетчуп «Шашлычный».

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    иконка маруси

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+