К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

По тарелкам


Ждать сезона теперь необязательно: бизнесмены открывают все больше площадок для имитации охоты

Дважды в месяц Сергей Лисовский, сенатор от Курганской области и глава компании «Моссельпром», ездит в стрелковый клуб «Лисья нора». Клуб этот принадлежит его другу Владимиру Лисину, владельцу Новолипецкого металлургического комбината и одновременно руководителю двух ведущих стрелковых объединений в России. Лисовский у Лисина занимается спортингом — стрельбой по тарелочкам на специально оборудованных стендах. «Стендовая стрельба — не то что в теннис поиграть. Готовиться надо», — подчеркивает серьезность занятия Лисовский.

Он, например, предпочитает ездить на стрельбище по субботам, на полдня. Собирается быстро: кидает в машину сумку с экипировкой и ружье итальянской марки Beretta (оно легкое и идеально подходит для спортинга, для охоты у бизнесмена есть другое оружие). Патронами заранее не запасается — прямо на стрельбище есть магазин, торгующий боеприпасами фабрики «Главпатрон», принадлежащей тому же Лисину.

«Лисья нора» на Дмитровском шоссе — самый большой стрелковый комплекс в Европе. Здесь 20 открытых площадок для стрельбы по тарелочкам, которые обслуживают более сотни пусковых машин. Траектория пуска тарелок имитирует движения животных — полет утки, фазана, вальдшнепа, бег зайца. Есть и охотничья тропа — тропинка в лесу, по обеим сторонам которой расставлены пусковые машины с тарелочками. Идя по ней, стрелок заранее не знает, в какой момент и откуда вылетит мишень. За выстрел (мишень плюс патрон) здесь берут 22 рубля, услуги инструктора стоят 500 рублей в час, столько же — прокат ружья. Опытные стрелки за один приезд — в среднем часа три стрельбы с перерывами — отстреливают не менее 250–300 патронов, новички по 100–150 штук.

 

Второй по величине и популярности (площадь 21 га, в выходные бывает до ста человек) стрелковый комплекс находится по другую  сторону от столицы на 31-м километре Минского шоссе и называется «Спортинг-клуб «Москва» (СКМ). Площадок и пусковых машин здесь в два раза меньше, чем у Лисина, но хозяева нашли другой способ привлечь посетителей: по территории базы бегают олени, на пруду живут утки. «Бывает так, что тарелочки летают вперемежку с утками. Полное ощущение, что ты на охоте. Уток бить, конечно, возбраняется, — смеется Игорь Юдин, член совета директоров группы «Корстон», которая занимается управлением гостиницами и, в частности, владеет гостиницей «Орленок» в Москве. — Вообще, в тарелочку попасть сложнее, чем в птицу. Любой, кто здесь тренируется, утку «возьмет» легко».

В СКМ Юдин состоит уже несколько лет и наведывается сюда раз в неделю, по вторникам, — в этот день тут собираются члены неформального клуба «Ю». Все, как и Юдин, заядлые охотники, завсегдатаями стрельбища стали из-за того, что нет возможности круглый год охотиться. Привлекает и клубная атмосфера. «Даже если знаю, что стрелять не буду, все равно по вторникам приезжаю», — признается Юдин.

 

Клубные посиделки проходят в форме дружеского ужина. Ресторан при СКМ украшен головами лосей, медведей и прочего зверья — все это трофеи членов клуба. В сезон охоты в меню тоже трофеи — каждую неделю кто-то привозит. Когда мы были в СКМ, компания бизнесменов как раз вернулась с Камчатки и угощала всех рыбой. За столом обсуждали планы на будущее: собираются вместе поохотиться на кабана в Белоруссии.

Спортинг, изобретенный больше 100 лет назад британцами, в России активно развивается последние лет десять. В Национальную федерацию спортинга России входят более трех десятков спортинг-клубов от Мурманска до Якутска. Содержат их, как правило, компании или лично бизнесмены, увлекающиеся стрельбой и охотой. Многие из них вдохновились на эти инвестиции после посещения «Лисьей норы».

Например, Владимир Крупчак, владелец группы «Титан», объединяющей несколько предприятий Архангельской области — от целлюлозно-бумажного комбината до автоцентра. Два года назад он создал спортинг-клуб при туристическом комплексе «Малые Карелы» неподалеку от Архангельска. Правда, в своем клубе Крупчак стреляет нечасто — три недели в месяц он, как депутат Госдумы, проводит в Москве, где ездит в СКМ или «Лисью нору».

 

Впервые Крупчак появился на стрельбище шесть лет назад, недовольный своими результатами. «Как-то были у меня на охоте в Архангельске Петр Авен с сыном. Мы поехали в тундру. Гуси, которые над ними пролетали, падали, а мои шли мимо». Увидев, как прекрасно стреляют гости, Крупчак решил поработать над техникой. «Раньше я приносил одного гуся, сейчас из 20 пролетающих — 19 мои. Просто мне столько не нужно», — говорит бизнесмен. Первый его визит в спортинг-клуб был позорным: из 25 запущенных тарелочек он попал всего в три. Сейчас его лучший результат — 193 попадания из 200 выстрелов. На соревнованиях по спортингу в Архангельской области Крупчак не так давно занял первое место. Тренируется усердно — за один приезд в спортинг-клуб настреливает от 1000 до 2000 патронов.

Владелец торговой компании «Магнитогорская металлобаза» Виталий Крючин тоже всерьез увлекся стрельбой. За 10 млн рублей он оборудовал на месте бывшего военного стрельбища в Магнитогорске открытый стрелковый комплекс из 18 площадок. Скоро здесь можно будет стрелять не только из мелкокалиберного и дробового оружия, как это принято в спортинге, но и из пистолета крупного калибра. Аналогичный комплекс на 35 площадок достраивается в Челябинске. Бизнесмен Александр Петров, продав свою долю в гостиничном комплексе «Смолино», инвестирует в стрельбище около 100 млн рублей. А в начале осени компания «Морской порт Санкт-Петербурга», аффилированная с НЛМК Лисина, открыла спортинг-клуб «Олимпиец» в Санкт-Петербурге.

Обычно спортинг-клубы предлагают напрокат ружья российского производства — ИЖ-27ЕМ и «Спорт-Актив». Стрелки, имеющие собственное оружие, для спортинга чаще всего пользуются итальянскими Beretta, Binelli и Cosmi, которые стоят от $2000. В ту же сумму обойдется прочая экипировка — костюм, очки, наушники, головной убор, обувь, патронташ.

Некоторые увлеченные бизнесмены предпочитают российские ружья, доработанные своими руками. Виталий Крючин, например, поклонник продукции Ижевского механического завода и всегда выступает на международных соревнованиях с ижевскими ружьями. Но перед этим сам их «доводит». «Беру надфиль, станочек, отвертку, шкурку. Шлифую части, укорачиваю или удлиняю приклад, отлаживаю спусковой механизм», — рассказывает металлотрейдер. Он уже считается профессионалом: Крючин каждое лето проводит два месяца на стрельбище в Финляндии, тренируя местных любителей и соотечественников.

Чем стрельба притягивает бизнесменов? «Меня прельщает сам момент попадания в летящую тарелочку. Попал — не попал, получилось — не получилось. Это самое важное ощущение — видеть результат», — говорит московский ресторатор Аркадий Новиков. Но признается, что на стрельбище был всего раза четыре.

 

Многие ценят в стрельбе ощущение внутренней собранности. «Полет мишени — секунда. Если ты приехал вальяжный, нужно заставить себя стать совершенно другим человеком. Себя всего перестроить», — делится тонкостями Игорь Юдин.

Виталий Крючин, участвующий в международных соревнованиях, говорит, что выступления на публике очень дисциплинируют: «Учишься держать себя. Быстро принимаешь правильное решение, интуиция обостряется. Это полезные для предпринимателя навыки».

А Сергей Лисовский, хоть и знает, что для хорошей тренировки лучше ходить на сложные стенды, особо на них не стремится. Говорит, что для того, чтобы иногда «потешить самолюбие», полезно сходить на легкий стенд и «настрелять» блестящий результат. И частить с поездками на стрельбище он не любит. «Это как сигара. Ее же не будешь курить на бегу».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+