Летом 1995 года, когда в россии разразился кризис неплатежей и банки начали разоряться один за другим, один из крупнейших банкиров страны, владелец входившего в первую десятку кредитных организаций банка «Национальный кредит» Олег Бойко имел в Лондоне квартиру в одном доме с принцем Чарльзом. Ездил он на таком же Daimler Princess, как и принц Уэльский, только у принца машина была синяя, а у банкира черная. В одном газетном очерке Бойко назвали олигархом за год до того, как это слово приобрело мрачный оттенок и приклеилось к участникам «семибанкирщины». В открытый Бойко уютный ресторанчик Центра либерально-консервативной политики в центре Москвы с хорошей кухней и поваром-швейцарцем заглядывали хозяева группы «Альфа» во главе с Михаилом Фридманом, дружившие с Бойко менеджеры «Интерроса» и «Микродина», молодой Михаил Ходорковский. Бойко входил в узкий тогда круг богатейших людей страны, он умел обзаводиться друзьями, и друзья его любили — и за талант бизнесмена, и за экстравагантность. «Ни в чем не знал удержу, широкая душа», — вспоминает Аркадий Мурашев, возглавлявший Центр либерально-консервативной политики. «Он бесшабашный, очень сильный, талантливый и симпатичный мне человек, способный на неожиданные удивительные поступки», — говорит Петр Авен, президент Альфа-банка. И вспоминает: «Он умел подпрыгнуть, как в балете, и два раза стукнуть ногой об ногу. Однажды, кажется на встрече с [заместителем главы Госкомимущества Альфредом] Кохом, он вдруг неожиданно так подпрыгнул».
Приземление было жестким. Банковский кризис тряхнул «Национальный кредит» сильнее других. Бойко было не до «Нацкреда»: в 1995 году он чуть не стал владельцем Сбербанка — скупил 20% акций и лоббировал его включение в план приватизации, заручившись поддержкой и. о. председателя ЦБ Татьяны Парамоновой. Все сорвалось, когда главой Центробанка вместо Парамоновой назначили Сергея Дубинина. Тем временем Бойко недосмотрел за своим самым крупным бизнес-проектом. Вкладчики осаждали два принадлежащих Бойко банка — «Фаворит» и «Индустрию-Сервис» (в последнем, кстати, начинали карьеру будущие самостоятельные банкиры Александр Занадворов и Андрей Мельниченко). Активный политик, вчерашний глава исполкома «Демвыбора России» и спонсор создававшегося «Нашего дома — России» не хотел перед парламентскими выборами ссориться с вкладчиками и закачал в «Фаворит» 6 млрд рублей — частью из «Национального кредита». «Фаворит» это не спасло, а «Нацкред» подтолкнуло к краху. Бойко до конца пытался избежать репутационных рисков и продал банк крупнейшему клиенту, Национальному фонду спорта, честно предупредив его главу Бориса Федорова, что у банка проблемы, а сам вскоре уехал за границу.
Оттуда он вернулся навсегда прикованным к инвалидной коляске. Как утверждает он сам, травму получил, сорвавшись с карниза на вилле друзей Ольги и Владимира Слуцкеров в Монако, когда забыл ключ от комнаты и полез через окно. Возвращение в Россию после больницы было тихим. Огромный стол, занимавший раньше большую часть его офиса напротив Центрального телеграфа, где за спиной владельца банка «Национальный кредит» виднелись кремлевские звезды, пришлось распилить пополам, чтобы он поместился в квартире.
Конец всему? Время показало, что сломить Бойко непросто. Бывший банкир сейчас совладелец крупнейшей в Восточной Европе компании игорного бизнеса Ritzio Entertainment Group, чья выручка в прошлом году превысила $1 млрд. Передвигающийся в коляске 42-летний Бойко занимает 45-ю строчку в «Золотой сотне» российского Forbes и ведет бизнес, помимо России, на Украине и в Прибалтике, Казахстане, Румынии, Перу, Мексике, Боливии, Белоруссии и Чехии; лето он проводит в Монако, работая полный рабочий день (в сезон здесь, по его словам, можно найти всех, с кем надо встретиться по делу). И не расстается с диктофоном: наговаривает пришедшие в голову идеи даже по ночам. Раз в неделю секретарши расшифровывают записи.
Не распыляться
Доминиканская Республика. Январь. Сорок градусов жары. Бойко и прилетевшие с ним топ-менеджеры Ritzio Entertainment вместо того чтобы спешить на пляж, облачаются в костюмы: на заседаниях советов директоров действует обязательный для всех дресс-код. «Без корпоративной культуры большая компания не может работать, — говорит Бойко в интервью Forbes. — Это в девяностые я бизнесом занимался легко, играючи. А теперь все строго по правилам». До 1995 года у Бойко было чуть ли не десяток занятий одновременно. Была торговля компьютерами, была первая частная сеть валютных магазинов OLBI-Diplomat (здесь после демобилизации работал Владимир Груздев, в будущем основатель «Седьмого континента»), были импорт фруктов, недвижимость, пластиковые карты, газета «Известия» и акции телеканалов, едва ли не самый роскошный тогда в Москве клуб «Метелица» с казино Cherry и, наконец, политика. «Приходил знакомый и говорил: я знаю Васю, он знает, как сделать то-то, давай делать, — вспоминает Бойко. — Это было пионерское занятие, без строгого инвестиционного анализа. Решения принимались стихийно — все было выгодным».
Теперь он себя ограничивает, берясь не более чем за два-три бизнеса одновременно. Кроме распиленного стола после возвращения из-за границы у Бойко осталась небольшая финансовая компания, специализирующаяся на работе с долгами предприятий. Бойко объединяет свои силы со старым знакомым, металлотрейдером Александром Абрамовым. Они ставят на поток обмен долгов горно-металлургических предприятий на их акции, и через два года на экономической карте России появляется новая металлургическая компания — «Евразхолдинг». Не прогадали оба: в 2004 году Бойко продал свою долю в «Евразе», по оценкам, за $600 млн, а Абрамов провел IPO компании и теперь «стоит» $6,4 млрд — бывший металлотрейдер занимает 17-ю строчку в списке миллиардеров Forbes, а в числе его деловых партнеров Роман Абрамович. «Евраз» в жизни Бойко — случай едва ли не уникальный. Он единственный из крупных российских капиталистов, принципиально отказывающийся связываться с промышленными активами: «Для меня индустриальный комплекс всегда был воплощением совка».
В 2003 году Бойко ненадолго возвращается в привычную банковскую сферу: вместе со старым знакомым, бывшим главой «Микродина» Дмитрием Зелениным (сейчас тверской губернатор) покупает один из старейших банков Латвии — Baltijas Tranzitu banka (BTB). За три года они проводят ребрендинг (банк с латышским названием превращается в Baltic Trust Bank), вдвое увеличивают объем выданных населению кредитов, открывают сеть зарубежных представительств, делают банк крупным оператором рынка ипотечных ценных бумаг. Британский журнал The Banker включает BTB в число 50 самых быстрорастущих банков Восточной Европы. И тут партнеры продают обновленный BTB американской General Electric. Цена, по которой партнеры купили BTB, неизвестна, но суммой продажи — $120 млн — Бойко доволен.
А самый главный проект, сделавший его миллиардером, стартовал в 2001 году. Еще в 1990-х Бойко, возможно, отдавая дань увлечениям молодости (после школы он зарабатывал на жизнь игрой в карты), владел несколькими игорными залами и казино на Украине. А в 2001-м он занялся игрой по-крупному. Вместе с производителем игровых автоматов Борисом Белоцерковским Бойко приобретает долю в небольшой сети московских игорных салонов «Вулкан», которая на тот момент состояла из 22 залов (лидер рынка, сеть «Джекпот», была в пять раз больше). «Мы были маленькой семейной компанией, — вспоминает основатель «Вулкана» Олег Чамин. — И искренне не понимали, почему Бойко ругает наш логотип, который мы так долго придумывали. Но он умеет убедить, что надо сделать так, как он мыслит. Олег привнес в компанию этикет большого бизнеса, научил работать с банками, потом мы KPI (key productive index, управление по целям и контрольным показателям. — Forbes) ввели».
Игорный бизнес в России всегда было принято считать серым и «полубандитским». Бойко стал строить игорную компанию «как на Западе». «У Олега уникальная способность перерабатывать информацию, — говорит Белоцерковский. — И все знания, которые он получает, мгновенно воплощает. Когда учился на MBA, мы четко знали, какой блок он проходит. Если изучал конкурентные преимущества, то на следующем же совещании мы брались их оценивать». Бойко убедил партнеров завоевывать регионы (сейчас компания работает в 170 городах) и открыть параллельно «Вулкану» сеть салонов подешевле под маркой «Миллион». Изменилось и позиционирование «Вулканов» — из маленьких игорных залов их сделали, как написано в инвестиционном меморандуме, «центрами семейного досуга» для среднего класса (в залах чисто, охрана вежлива, автоматы новые).
Сейчас под управлением созданной на базе «Вулкана» компании Ritzio Entertainment работает уже восемь сетей игорных салонов в нескольких странах. Там, где убедить партнеров не удается, Бойко действует в одиночку. Контрольный пакет компании Cadillac Jack из Атланты, которая работает в США и Мексике, он купил сам, поскольку партнеры не решились. Менеджеры Ritzio изучают рынок Германии, где недавно смягчили законодательство об игорном бизнесе; на столе у Бойко аналитический отчет на японском — японцы очень азартны.
Два года назад Ritzio впервые в истории российского игорного бизнеса заняла денег на рынке, выпустив кредитные ноты на $170 млн. Тогда же были заявлены планы размещения 15% акций на Лондонской бирже в 2006 году. Но IPO пришлось отложить на неопределенный срок — в правительстве стали обсуждать меры по ограничению игорного бизнеса. Осенью президент Путин подписал законопроект, предписывающий переезд игорных заведений в «русские Лас-Вегасы» — четыре специально отведенные зоны в разных концах страны. До 2009 года игорный бизнес на большей части российской территории должен просто исчезнуть.
Вне игры
Новый крах, не уступающий истории с «Национальным кредитом»? Контролирующий акционер крупнейшей игорной компании Восточной Европы сдаваться не собирается. Он готовится в очередной раз круто поменять свою жизнь — стать розничным торговцем. Помещения игорных салонов можно переоборудовать в маленькие магазины. Впрочем, Бойко может позволить себе покупать помещения любого размера. «В холдинге 25 000 сотрудников и корпоративный университет, который умеет их готовить. И у нас есть большой опыт в ритейле — многие менеджеры пришли в Ritzio именно из розничного бизнеса», — перечисляет свои преимущества Бойко.
В Ritzio надеются, что к 2009 году инфраструктура игорных зон не будет создана и компания сможет заниматься этим бизнесом еще несколько лет. Кроме того, остается бизнес за рубежом, приносящий около 20% выручки — около $200 млн в год. Но надежды надеждами, а розничный проект Бойко строит заранее, чтобы быть готовым ко всему. Первые 87 магазинов новой сети в России и на Украине должны появиться уже в этом году (ими управляет названная созвучно с игорной компания «Розницио»). И, судя по всему, они появятся: компания уже распространила презентационные материалы для поставщиков с упоминанием шести форматов разных по площади торговых точек — от 150-метровых «магазинов у дома» до 1500-метровых супермаркетов. По привычке глава Ritzio сразу планирует бизнес как международный — в ближайшие пять лет предусмотрено открытие магазинов в Белоруссии, Казахстане и Индии.
Планы масштабные, но есть ли на рынке место для новых розничных сетей? «Если будут грамотные менеджеры, должно получиться. Еще много незанятых ниш», — уверен Сергей Ломакин, один из основателей сети «Копейка». Даже крупнейший в стране ритейлер «Магнит» продает не более 2% продовольствия в стране. Олег Жеребцов, основатель и совладелец торговой сети «Лента», уверен, что еще по меньшей мере три года сохранится возможность создать с нуля розничную компанию с оборотом несколько миллиардов долларов. Крупную сеть можно сделать быстро — нужно активно покупать региональные сети, уверяет Алексей Панферов, управляющий партнер инвестиционного фонда NRG CapitalAdvisers. Для этого нужны деньги, но в том, что Бойко хватит и денег, и энергии, сомневаться не приходится. Тем более что своих усилий он уже не распыляет. Политикой не занимается вовсе. «Объяснять что-то чиновникам сейчас контрпродуктивно и не интересно. У нас очень простое политическое кредо — мы всегда поддерживаем действующую власть, если только она не коммунистическая».