Сотрудники семейного офиса помогут не только успешно вложить личные деньги, но и застраховать арабского скакуна или приобрести произведение искусства. Удобно? Услуги таких помощников стоят более $1 млн в год
На визитке Марии Качаловой не указано, в какой компании она работает. Написано просто — «управляющий активами». За плечами у нее обучение на экономфаке МГУ, заочная программа в Стэнфорде, шесть лет работы консультантом в PricewaterhouseCoopers и год в ТНК-BP. Управляющим Мария трудится почти без выходных. Может опоздать даже на субботнюю встречу, потому что босс позвонил ей по делу. Что это за работа? Мария руководит семейным офисом бизнесмена, состояние которого сама оценивает в несколько сотен миллионов долларов.
Что такое семейный офис (family office)? Один из старейших частных банков Швейцарии Pictet так отвечает на этот вопрос: это команда преданных людей, которая помогает нескольким поколениям семьи распоряжаться своим богатством. Первые семейные офисы появились в США в конце XIX века. В 1882 году, например, нефтепереработчик-монополист и один из самых богатых людей мира Джон Рокфеллер поручил управление активами своей семьи группе доверенных людей. Сейчас преемник этого семейного офиса, нью-йоркская компания Rockefeller & Co, обслуживает около 200 богатых семей (состояние от $50 млн) и управляет суммой более $4 млрд.
Family office делает почти все — от управления личными активами до решения бытовых вопросов вроде содержания яхты или развлечения друзей на вечеринке. «Если клиент просит застраховать лошадей на своей конюшне, мы изучаем рынок, чтобы обеспечить ему услугу», — рассказывает в интервью Forbes Джон Перссон, директор по финансовому планированию американского Geller Family Office Services. Geller — классический пример независимого family office, который обслуживает 15 богатых семей Америки. Но есть и другой вариант — личный офис, действующий в интересах только одного человека, его друзей и семьи.
В России все немного иначе. Независимых офисов, похожих на Geller, почти нет. Российским миллионерам приходится создавать собственные семейные офисы — в том или ином виде они есть у большинства участников списка богатейших бизнесменов Forbes, чье совокупное состояние превышает $250 млрд. Многие из них, впрочем, плохо представляют себе, как это должно выглядеть и работать, говорит управляющий партнер хедхантинговой компании Pynes & Moerner Федор Шеберстов. Сейчас его компания подыскивает сотрудников для офисов трех крупных предпринимателей, а отсутствие традиций family office сильно затрудняет поиски.
Как становятся помощниками миллионеров? Работодатель Качаловой взял ее по рекомендации своего знакомого, которого она консультировала по вопросам налогообложения. «Позвонили из приемной, предложили встретиться, и уже он сам предложил мне позицию управляющего своими активами», — рассказывает Мария. Иногда приближенных находят среди личных менеджеров направлений private banking российских или иностранных банков, юристов и даже переводчиков, долго работающих на бизнесмена.
«Лучший сотрудник family office — это родственник или человек, которого вы давно знаете», — говорит ветеран одной из таких структур. Именно по такому принципу формировал свой семейный офис председатель совета директоров «Тройки Диалог» Рубен Варданян. Руководитель этой структуры Ануш Арзуманян несколько лет трудился в «Тройке» сейлз-менеджером, а еще один сотрудник, Сергей Прудник, был экономистом этой инвесткомпании. Прудник и Арзуманян управляют деньгами Варданяна и нескольких его друзей. Ну а сторонних клиентов у них нет и, видимо, не будет.
Деньгами бывшего владельца компании «Северная нефть», сенатора Андрея Вавилова занимаются Олег Янкелев и Евгений Ковалишин. Ковалишин — обладатель диплома CFA (chartered financial analyst), а Янкелев — кандидат CFA. Оба работали в Институте финансовых исследований, созданном при участии Вавилова 10 лет назад. «Мне предлагали нанять людей из банков, но я решил, что лучше те, с кем я уже работал», — рассказывает сенатор.
Два года назад президент ФК «Уралсиб» Николай Цветков начал создавать многосемейный офис, который обслуживает самого миллиардера и нескольких его знакомых (клиентов немного, не больше 10 семей). Финансовыми делами Цветкова занимаются около 15 человек, и почти всех Цветков знает давно — эти люди работали с ним еще в период становления корпорации «НИКойл».
Юридически решение личных финансовых и других задач у российских бизнесменов часто совмещено с основным бизнесом, и это основное отличие российских family office от западных аналогов. Там, рассказывает Перссон, сотрудники семейного офиса работают и получают зарплату в специальной компании, которая ведет все дела хозяина. В России все перемешано. Прудник, например, работает в «Тройке» и говорит, что занимается некоторыми VIP-клиентами компании. Все сотрудники «офиса» Цветкова числятся в ФК «Уралсиб» (за исключением двух-трех приближенных к магнату человек). Янкелев и Ковалишин разрабатывают финансовые стратегии и следят за мировыми рынками в Институте финансовых исследований, расположенном на престижной Рублевке. Раньше заказчиками института были правительственные структуры и финансовые регуляторы, а сейчас в основном Вавилов.
Сотрудникам семейных офисов приходится заниматься многим. Помощники Вавилова инвестируют его деньги на Западе, разрабатывают изощренные опционные стратегии. В офисе Варданяна решают и личные вопросы клиентов. Для одного из них сотрудники ездили в Европу, чтобы побеседовать с будущими учителями детей и убедиться, что те попадут в хорошую школу. А если супруга клиента захочет открыть небольшой бизнес, например фитнес-центр, эксперты подыщут ей помещение в центре Москвы. В мультисемейном офисе Цветкова есть специалисты в области искусства.
Недавно совладелец «Уралсиба» допустил к своему семейному офису сторонних экспертов — консультантов McKinsey. «Они должны дать рекомендации, как правильно структурировать семейный офис, чтобы личные проекты Цветкова реализовывались с максимальной эффективностью», — говорит источник, знакомый с деталями проекта.
Как должен быть устроен классический семейный офис? Джон Перссон из Geller Family Office Services говорит, что типичный американский family office состоит из четырех человек: управляющий, юрист (он же часто ведет бухгалтерию), инвестиционный менеджер и специалист по lifestyle. В функции последнего входит организация расписания и досуга хозяина — вечеринки, билеты на концерты, а также, например, образование детей. Кроме того, при необходимости в офисе может работать менеджер по благотворительным проектам и специалист по искусству, как у Цветкова. Сотрудники офиса работают в специальной компании, где получают зарплату. Эта фирма может нанимать сервисный персонал — уборщиков, охрану и т. д.
На Западе у сотрудников семейных офисов такого уровня свой рынок труда (работа считается очень респектабельной и престижной) и даже своя культура. Они, поясняет Перссон, должны не только уделять клиенту повышенное личное внимание, оказывать все необходимые услуги, но и уметь оценивать, как сегодняшние решения повлияют на реализацию его глобальных целей и будущие поколения семьи. Подобные размышления не услышишь от работника семейного офиса среднестатистического российского олигарха.
В России family office — далеко не лучшее место работы для человека, мечтающего о карьере. Руководитель семейного офиса может забыть о служебном росте: расти просто некуда, да и уволиться с такой работы будет непросто. «Если ты попадаешь к таким людям — это на всю жизнь», — уверена Качалова. Отпускать сотрудника семейного офиса опасно. Как отмечает директор департамента по работе с VIP-клиентами МДМ-Банка Виктория Льюис, руководитель семейного офиса часто получает доверенность на проведение многих операций от имени клиента и теоретически может вывести часть активов.
Содержать family office дороже, чем пользоваться услугами банкиров. «Как частный самолет дороже билета на общий рейс в бизнес-классе», — уточняет один из финансистов. Во сколько можно оценить такие достоинства, как преданность и высокий уровень профессионализма? С таким вопросом сталкивается каждый бизнесмен, у которого есть свой family office. Варданян считает, что таких менеджеров стоит делать партнерами в своих проектах. На это рассчитывает и Качалова. Сейчас она получает относительно небольшую зарплату, но предполагает, что примерно через пять лет, выполнив поставленные перед ней задачи, получит доли в ряде проектов босса. Впрочем, есть и другие примеры: у Цветкова сотрудники работают исключительно за зарплату и бонусы.
По оценкам Pynes & Moerner, руководители семейных офисов получают $300 000–500 000 в год (без учета бонусов). Общие расходы на хороший семейный офис могут составлять до $2ı млн в год с учетом зарплаты сотрудников, аренды помещения, содержания бэк-офиса и пр.
По словам одного из российских финансистов, если ваше состояние не превышает $50 млн, то создание семейного офиса вряд ли оправдано, людям, располагающим суммами от $50 млн до $500 млн — прямая дорога в мультисемейный офис или банк, который предлагает похожую услугу. О собственном штате управляющих можно подумать, если состояние превышает $500 млн. Такие же цифры называют и американцы. Джон Перссон из Geller рассказывает, что люди с состояниями $50–500 млн обычно пользуются услугами мультисемейных компаний. И только владельцы активов более $500 млн создают собственные. Чем больше денег, тем больше секретов следует держать при себе.