50 российских марок товаров, чьи продажи превышают 5 млрд рублей
В1996 году акционеры «Вимм-Билль-Данн» дошли своим умом до следующей мысли: раз у компании имеются торговые марки, то нужен и специалист, за них отвечающий. Изобрели должность «марочник» и начали искать подходящего кандидата. Но первый же человек, имевший опыт работы в западной компании, придя на собеседование, объяснил предпринимателям, лившим сок J7, что все придумано до них: такая должность действительно есть, только называется она брэнд-менеджер.
Прошло десять лет. ВБД успела выйти на биржу, часть ее акций приобрела французская группа Danone, а на должность гендиректора акционеры недавно наняли Тони Майера, почти 30 лет проработавшего в системе Coca-Cola. Марки ВБД занимают теперь сразу четыре строчки в нашем рейтинге 50 самых популярных товаров. Такого же результата достигли только международные пивные холдинги BBH и InBev.
Составленный нами рейтинг позволяет по-новому оценить масштаб потребительского рынка и расстановку сил на нем. Первое, и самое важное, открытие — в стране есть как минимум 50 брэндов, годовые продажи которых превышают 5 млрд рублей (около $180 млн). И это притом, что еще 15 лет назад подавляющего большинства этих товаров просто не существовало в природе.
Конечно, тогда колесили по дорогам автомобили Lada — они и сейчас остаются самым продаваемым товаром в стране. Но посмотрим, как будет развиваться ситуация. Другая советская автомобильная марка — «Волга» занимает теперь лишь восьмое место, на водку «Путинка» и пиво «Клинское», к примеру, население тратит больше денег, чем на легковые машины Горьковского автозавода.
Поразительно, но факт: пива «Балтика» продается в России более чем на $1,3 млрд. Если учесть, что официальный оборот розничной торговли в прошлом году составил $245 млрд, то выйдет, что полпроцента (!) из него пришлось на одну-единственную, хоть и самую популярную, марку.
Пиво благодаря усилиям иностранных компаний, которые почти полностью контролируют рынок и не жалеют денег на рекламу, — лидирующая категория в нашем списке: 13 позиций из пятидесяти. Впрочем, Россия остается Россией: 9 мест в рейтинге держит водка. И в отличие от пивных брэндов водочные поголовно созданы отечественными производителями, причем некоторые — совсем недавно: «Путинка», например, появилась на свет лишь три года назад, но сейчас население ежегодно тратит на нее 14,4 млрд рублей (полмиллиарда долларов). Пять позиций у еще одного традиционного продукта — колбас и мясных изделий, что тоже неудивительно.
Еще Россия — одна из самых курящих стран в мире, поэтому, наверное, логично, что табачная индустрия представлена в рейтинге тремя марками. Все они, впрочем, принадлежат иностранцам (единственный крупный отечественный производитель «Донской табак» в рейтинг не попал). «Ява» — советская марка, но сейчас ей владеет British American Tobacco.
В России на тысячу человек приходится 170 автомобилей — в 8,5 раза больше, чем, например, в Бразилии. Отсюда большие продажи товаров для автолюбителей: в рейтинге есть сразу два производителя шин и одна марка моторного масла.
Большинство других категорий товаров представлены в рейтинге «точечно»: есть мебель («Шатура»), холодильники (Stinol), электроника (Rolsen), компьютеры (Formoza), джинсовая одежда (Gloria Jeans&Gee Jay) и мелкая бытовая техника (Vitek). Обратите внимание: все, что включается в розетку, и все, что носится, лучше продавать под иностранным названием, даже если придумано это в России и для России.
Впрочем, далеко не все лучшее, что придумано в России, — плод творчества российских бизнесменов. Лапша и прочая еда быстрого приготовления «Роллтон» производится у нас компанией, основанной выходцами из Вьетнама. А создатель шинного холдинга Amtel-Vredestein Судхир Гупта хоть и окончил в 1983-м московский Университет дружбы народов, является гражданином Сингапура. Он даже вошел в список 40 богатейших сингапурцев, составленный в этом году изданием Forbes Asia (13-е место, $320 млн).
[pagebreak]
Мы не учитывали в рейтинге те брэнды, с которыми иностранные компании пришли на наш рынок: IKEA, Samsung, Danone, Heineken и т. д. Ряд товаров, попавших в список, вынуждены соперничать с этими гигантами и делают это вполне успешно. Некоторые марки, попавшие в наш рейтинг, созданы в России и выкуплены иностранными компаниями. Хотя в целом конкуренцию международным брэндам российские предприниматели проигрывают. Да, у наших компаний есть неоспоримое преимущество на рынке водки, что неудивительно: иностранные компании практически не интересуются производством крепкого алкоголя в России. Да, машины АвтоВАЗа устарели морально, но по цене они пока вне конкуренции. Продукцию нашего сельского хозяйства — молоко и мясные изделия — также непросто вытеснить из занимаемой ими ниши. Равно как и продукт переработки нефти и газа — моторные масла и шины. Но появятся ли мощные российские брэнды в других категориях товаров и сохранят ли нынешние марки свои позиции? Посмотрим через год.
Как читать рейтинг
В списке представлены 50 самых продаваемых марок, созданных для российского рынка. Они ранжированы по объему розничных продаж за год с июля 2005 года по июнь 2006-го. (Не путать с объемом реализации компаний-производителей.)
Мы оценивали только товары народного потребления и не рассматривали услуги, так как сравнивать силу брэнда-товара и брэнда-услуги по объему реализации было бы неправомерно.
Мы включили в подсчет как марки, созданные (приобретенные) российскими предприятиями, так и локальные брэнды иностранных компаний. Место производства товара значения не имело. Экспортные поставки в расчет не принимались.
Если под одной маркой выпускается несколько видов продукции и все они являются товарами народного потребления (например, телевизоры, DVD-плееры, СВЧ-печи и др. товары Rolsen), мы учитывали совокупные продажи. Так же поступали и в случае с суббрэндами (например, «Ява» и «Ява Золотая» или Lada и Lada Kalina). С другой стороны, мы считали отдельно продажи моторного масла «ЛУКОЙЛ», не принимая в расчет объем реализации бензина на одноименных заправках: бизнес АЗС совмещает продажу товара и услуг. По этой же причине в рейтинг не вошли другие марки бензина.
За основу для оценки принимались сведения, предоставленные самими компаниями и отраслевыми союзами. Использованы также данные финансовой отчетности компаний-производителей, исследовательских фирм ACNielsen, «Бизнес Аналитика», GfK Rus, Gartner, информация Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, представленная в «Системе профессионального анализа рынков и компаний» (СПАРК) агентства «Интерфакс». Оптовые и розничные наценки получены от участников рынка.
Приведенные в рейтинге сведения представляют собой экспертную и журналистскую оценку.
Рейтинг брэндов
1. Lada
- автомобили
- ВЛАДЕЛЕЦ АвтоВАЗ
- ГОД ЗАПУСКА 1970
- ПРОДАЖИ 138,2 млрд руб.
«Процесс создания автомобиля — это творческий порыв, стихия эмоций, высшее проявление человеческого интеллекта», — написано в корпоративной истории АвтоВАЗа. «Стихию эмоций» эксплуатация отечественного автомобиля вызывает и у его обладателей, что не мешает марке быть самой популярной в России: в прошлом году на нее приходилось 48,7% продаж новых машин. АвтоВАЗ, перешедший недавно под контроль государства, всячески пытается поправить имидж: два года назад запущена в серийное производство новая модель Lada Kalina, разработан болид Lada Revolution... Впрочем, даже руководство завода признает, что в некоторых цехах доля брака достигает 88%, 42% поставщиков допускают поставку некачественных деталей, а 25% запчастей к Lada — контрафакт. Но по цене автомобиль пока вне конкуренции.
2. Балтика
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ ВВН
- ГОД ЗАПУСКА 1992
- ПРОДАЖИ 37,5 млрд руб.
Под маркой «Балтика» продается каждая восьмая бутылка пива в России. Делают ее теперь не только на родине, в Санкт-Петербурге, но и на заводах компании в Хабаровске, Туле, Самаре и Ростове-на-Дону.
3. Домик в деревне
- молочные продукты
- ВЛАДЕЛЕЦ Вимм-Билль-Данн
- ГОД ЗАПУСКА 1997
- ПРОДАЖИ 16,9 млрд руб.
На брэнд приходится почти 7% молочного рынка. Продвигая свое молоко и кефир, производитель не скупился: в 2001 году, например, среди покупателей разыгрывался реальный дом под Рязанью — откликнулось 61 045 человек со всей России.
4. Клинское
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ InBev
- ГОД ЗАПУСКА 1981
- ПРОДАЖИ 15,4 млрд руб.
Съездив в чешский город-побратим, советские технологи из подмосковного Клина придумали пиво с добавлением риса. В 1999 году завод вошел в компанию Sun Interbrew (ныне InBev) и марка загремела на всю страну: «Кто идет за «Клинским»?»
5. Путинка
- водка
- ВЛАДЕЛЕЦ Винэксим
- ГОД ЗАПУСКА 2003
- ПРОДАЖИ 14,4 млрд руб.
Однажды в газете «Аргументы и факты» вышла статья, где со ссылкой на источник в администрации президента утверждалось: «Водки имени Путина не будет». Через месяц на прилавках появилась водка «Путинка». Есть ли связь с президентом? Создатели марки открещиваются: мол, ударение на втором слоге. Но народ все понял как надо, и «Путинка» быстро выбилась в лидеры продаж среди водок. Сказалось и то, что компания-производитель, обойдя запрет на рекламу водки, агрессивно продвигала бесплатную телефонную линию «Тосты от «Путинки». Марка прекрасно представлена в рознице — в Москве она продается в 92% торговых точек. Ничего удивительного: одним из учредителей компании «Винэксим» является крупная оптовая фирма «Меркурий» (дистрибьютор сигарет Philip Morris), принадлежащая участнику «Золотой сотни» Forbes Игорю Кесаеву.
6. Лукойл
- моторное масло
- ВЛАДЕЛЕЦ Лукойл
- ГОД ЗАПУСКА 1996
- ПРОДАЖИ 14 млрд руб.
На заводах ЛУКОЙЛа производится 42% российских моторных масел. В июле компания заключила соглашение с АвтоВАЗом — завод будет закупать ее продукцию для первой заправки и рекомендовать покупателям. Под маркой «ЛУКОЙЛ» продается еще и бензин, но мы не принимали его в расчет (см. «Как мы считали»).
7. Ява
- сигареты
- ВЛАДЕЛЕЦ British American Tobacco
- ГОД ЗАПУСКА 1966
- ПРОДАЖИ 13,4 млрд руб.
Под маркой «Ява» на одноименной фабрике 40 лет назад стали делать первые в СССР сигареты размера king size с фильтром. Купив фабрику в 1994 году, компания BAT придумала более дорогую «Яву Золотую». Весьма удачно, судя по объемам продаж.
8. Волга
- автомобили
- ВЛАДЕЛЕЦ РусПромАвто
- ГОД ЗАПУСКА 1956
- ПРОДАЖИ 13,1 млрд руб.
Владелец Горьковского автозавода Олег Дерипаска хотел было отказаться от производства «исторического продукта», но передумал. Теперь новые «Волги» снабжают двигателями от DaimlerChrysler.
9. Черкизовский
- мясные продукты
- ВЛАДЕЛЕЦ АПК «Черкизово»
- ГОД ЗАПУСКА 1996
- ПРОДАЖИ 12,5 млрд руб.
Группе с выручкой $546 млн принадлежит еще несколько успешных марок — «Петелинка», «Империя вкуса», «Бирюлевский»… Но им пока далеко до уровня продаж колбасы, деликатесов и полуфабрикатов под маркой «Черкизовский».
10. Арсенальное
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ BBH
- ГОД ЗАПУСКА 2000
- ПРОДАЖИ 12,2 млрд руб.
Марку придумали в Туле, а теперь рекламируют на всю страну. «Пиво с мужским характером» дополняет в портфеле европейского холдинга BBH «Балтику», которую можно назвать брэндом для всех.
11. Добрый
- сок
- ВЛАДЕЛЕЦ Мултон
- ГОД ЗАПУСКА 1998
- ПРОДАЖИ 11,9 млрд руб.
Питерская компания, почувствовав изменение спроса после кризиса 1998-го, раньше других выбросила на рынок дешевый напиток. Успех был гарантирован. Продукцию стали раскупать по всей России. «Добрый» активно рекламировался по ТВ, а в 2003 году на пакетах с соком печатали портреты лучших сотрудников завода, чтобы подчеркнуть «человеческий» подход к производству. Итог рекламной активности: «Добрый» стал самым продаваемым соком в России, захватив 17,2% рынка. Создатели народной марки старались не зря — весной 2005 года компанию «Мултон» купила корпорация Coca-Cola. «Добрый» льют по-прежнему.
12. Зеленая марка
- водка
- ВЛАДЕЛЕЦ Русский алкоголь
- ГОД ЗАПУСКА 2002
- ПРОДАЖИ 11,8 млрд руб.
Яркий пример того, как можно быстро развернуться даже на высококонкурентном рынке. «Зеленая марка» с ее простым, выверенным дизайном точно попала в тоскующую по всему «настоящему» аудиторию.
13. Флагман
- водка
- ВЛАДЕЛЕЦ Русская винно- водочная компания
- ГОД ЗАПУСКА 1999
- ПРОДАЖИ 11,6 млрд руб.
РВВК начинала как импортер алкоголя. Создав свою первую российскую марку, компания дала пример будущим конкурентам: для того чтобы зарабатывать на водочном брэнде, можно даже не иметь своего завода.
14. Микоян
- мясные продукты
- ВЛАДЕЛЕЦ Эксима
- ГОД ЗАПУСКА 2000
- ПРОДАЖИ 11,4 млрд руб.
Мясоперерабатывающий комбинат им. Анастаса Микояна, пущенный 31 декабря 1933 года, гордится своей историей. Поэтому название для марки шесть лет назад выбрали без всяких споров.
15. Охота
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ Heineken
- ГОД ЗАПУСКА 2000
- ПРОДАЖИ 10,4 млрд руб.
Пиво без водки — деньги на ветер. Рассудив так, питерская компания «Браво Интернешнл» выпустила «Охоту», пиво с повышенным содержанием алкоголя. Голландская Heineken, четыре года назад купившая компанию, чует спрос: недавно выпустили новый сорт крепостью 6,5%.
16. Русский размер
- водка
- ВЛАДЕЛЕЦ Веда
- ГОД ЗАПУСКА 1998
- ПРОДАЖИ 10,4 млрд руб.
Бутылку водки «Русский размер» можно использовать в качестве органайзера: на ее стекле отмечено, в какой момент надо говорить о женщинах, а когда уже поздно спешить в метро. Покупатели оценили юмор.
17. Толстяк
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ InBev
- ГОД ЗАПУСКА 1996
- ПРОДАЖИ 10,2 млрд руб.
До 2000 года пиво «Толстяк» делали лишь на саранском заводе холдинга, потом сменили упаковку, рецептуру и запустили рекламу с актером Александром Семчевым. Теперь людей в роликах пива показывать нельзя, но большинство россиян узнает персонажа по голосу.
18. Старый мельник
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ Efes
- ГОД ЗАПУСКА 1999
- ПРОДАЖИ 9,9 млрд руб.
Турецкая компания заботится о «душевном отдыхе»: организует рок-фестивали в Москве и Ростове-на-Дону (там расположен один из ее пяти российских заводов), на сайте можно сыграть в «Тир» — пострелять пивными пробками по мишени.
19. Фруктовый сад
- сок
- ВЛАДЕЛЕЦ Лебедянский
- ГОД ЗАПУСКА 2000
- ПРОДАЖИ 9,8 млрд руб.
Продажи «Фруктового сада» в первом полугодии выросли на 30% по сравнению с прошлым годом. По более дорогим маркам компании результат скромнее: «Я» подрос на 15%, «Тонус» на 10%. Рост показателей отразился на цене акций «Лебедянского»: с начала года они прибавили 16% и стоили в ноябре $79.
20. М
- молоко
- ВЛАДЕЛЕЦ Вимм-Билль-Данн
- ГОД ЗАПУСКА 1993
- ПРОДАЖИ 9,6 млрд руб.
Уникальный случай: марка не рекламируется, но продается в любом магазине, где есть другая продукция «Вимм-Билль-Данна», и занимает 3,7% российского рынка. Как так? Видимо, все дело в инерции: это самый первый молочный брэнд в портфеле компании, он был запущен еще в эпоху тотального дефицита. Буква «М» на упаковке означала «молоко с большой буквы». Авторы блестящей идеи — лично Сергей Пластинин, один из акционеров ВБД, и дизайнер Андрей Сечин, который годом раньше придумал фирменного зверька ВБД, срисовав его, по слухам, со своей левретки.
21. Rolsen
- электроника
- ВЛАДЕЛЕЦ Rolsen Electronics
- ГОД ЗАПУСКА 1999
- ПРОДАЖИ 9,2 млрд руб.
Как объясняют в самой компании, какого-то смысла в названии Rolsen искать не стоит: «просто слово хорошее». Запоминается действительно с легкостью. Узнаваемость марки, под которой продаются и домашние кинотеатры, и пароварки, и сотовые телефоны, зашкаливает за 46%. Фирма создана с участием частного российского капитала, ее штаб-квартира находится в Сеуле, заводы в подмосковном Фрязине, Воронеже, Литве и Корее, представительства в Австрии и ОАЭ. На Rolsen сейчас приходится 17% продаж телевизоров в России. «Высокая динамика развития на этом уникальном рынке придала нам уверенности, чтобы начать продвижение по всему миру», — говорит вице-президент Ансельмо Янг. Технику под маркой Rolsen можно встретить с недавних пор в шведских магазинах сети Media Markt, например.
22. Богородская
- водка
- ВЛАДЕЛЕЦ ОСТ
- ГОД ЗАПУСКА 1998
- ПРОДАЖИ 9,1 млрд руб.
В репертуаре Вилли Токарева есть песня «Под водку «Богородская». Жители столицы не поймут, о чем речь. А в Подмосковье, где ее и производят, эта дешевая марка отлично продается.
23. Веселый молочник
- молочные продукты
- ВЛАДЕЛЕЦ Вимм-Билль-Данн
- ГОД ЗАПУСКА 1998
- ПРОДАЖИ 8,7 млрд руб.
Название придумали бывшие кавээнщики из новосибирского рекламного агентства «Мелехов и Филюрин». Веселье поддерживают прибаутки на упаковке и выбор призов для розыгрышей — то караоке-центр, то магниты на холодильник с шутливыми сюжетами.
24. Сибирская корона
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ InBev
- ГОД ЗАПУСКА 1996
- ПРОДАЖИ 8,6 млрд руб.
Марку омского завода «Росар» после его покупки компанией Sun Interbrew (теперь InBev) пьют не только в Сибири. Способствует этому как массированная реклама с историческими сюжетами, так и развитие сети одноименных пивных ресторанов.
25. Ярпиво
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ BBH
- ГОД ЗАПУСКА 1997
- ПРОДАЖИ 8,4 млрд руб.
Марка одноименного ярославского завода стала известна на всю страну благодаря трем обстоятельствам: географической близости к Москве, стратегическому союзу с BBH и доступной цене.
26. Невское
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ BBH
- ГОД ЗАПУСКА 2000
- ПРОДАЖИ 8,3 млрд руб.
На петербургском заводе «Вена» рассудили, что этой относительно дорогой марке лучше спонсировать кино, чем рок-концерты. Так и сделали. А теперь еще и пиво льют в дизайнерские бутылки, разработанные британским агентством LFH.
27. Золотая бочка
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ SABMiller
- ГОД ЗАПУСКА 2000
- ПРОДАЖИ 8 млрд руб.
Первый пивной брэнд, который разработали на провинциальном заводе (в Калуге), но продвигать решили сразу по всей стране. В год запуска «Бочка» была самой рекламируемой маркой пива в России.
28. Очаково
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ МПБК Очаково
- ГОД ЗАПУСКА 1994
- ПРОДАЖИ 7,8 млрд руб.
Президент и владелец компании Алексей Кочетов говорит: «Иностранцев здесь не будет!» Слово свое держит твердо: «Очаково» — единственный крупный пивной брэнд, не поменявший владельца.
29. Роллтон
- продукты питания
- ВЛАДЕЛЕЦ FG Food
- ГОД ЗАПУСКА 1999
- ПРОДАЖИ 7,8 млрд руб.
Компания с вьетнамским капиталом когда-то просто ввозила в Россию вермишель быстрого приготовления. Затем, построив завод под Серпуховом (Московская область), начала делать эту нехитрую снедь на месте. Теперь у нее уже три завода и более 30 продуктов под маркой «Роллтон» в ассортименте (от картофельного пюре до томатных соусов и оливкового масла). И целая армия поклонников. Год назад компания придумала оригинальную для продуктов питания маркетинговую программу — создала клуб любителей «Роллтон». Члены сообщества могут участвовать в беспроигрышных лотереях, размещать плоды своего творчества, стихи и шаржи о «Роллтоне» на сайте компании, зарабатывать, активно участвуя в промоакциях в своем городе. Они же, кстати, тестируют новые продукты и незамедлительно сообщают компании, что нравится, а что нет.
30. Беленькая
- водка
- ВЛАДЕЛЕЦ Традиции качества
- ГОД ЗАПУСКА 2002
- ПРОДАЖИ 7,7 млрд руб.
Вот чего можно достигнуть, не распыляя ресурсов. Подмосковная компания в отличие от коллег по отрасли делает и продвигает только водку и только под одной маркой.
31. ОстаNкино
- мясные продукты
- ВЛАДЕЛЕЦ Останкинский МПК
- ГОД ЗАПУСКА 2004
- ПРОДАЖИ 7,7 млрд руб.
Решив, что недоверие покупателей сдерживает рост продаж, акционеры Останкинского мясокомбината потратились на смену имиджа. Разработкой нового логотипа (латинская N в нем по замыслу компании означает «Новый стандарт») дело не ограничилось. В 2004 году по телевидению начали транслировать ролики, где вместо мясной нарезки показывали стерильные цеха. Убедиться в реальности картинки можно было лично: комбинат организовывал еженедельные экскурсии на производство. В цехах установили камеры, картинка с которых выводилась на сайт компании. Мясокомбинат потратил 35 000 рублей на регистрацию знака «Генетически безопасный продукт». Кроме того, компания начала активнее продвигать свои мясные изделия в рознице как в Москве, так и в регионах. За два года с начала реформ выручка выросла на 93%.
32. Gloria Jeans&Gee Jay
- одежда
- ВЛАДЕЛЕЦ Глория Джинс
- ГОД ЗАПУСКА 1992
- ПРОДАЖИ 7,6 млрд руб.
Владелец крупнейшего в России одежного производства Владимир Мельников когда-то сам придумывал коллекции. Сейчас может позволить себе нанимать дизайнера, работавшего в Guess, и разрывать сотрудничество с Levi’s. И даже предлагать молодым покупателям самим рисовать футболки — в рамках недавней акции любой мог предложить свои эскизы. Шьют одежду по-прежнему в Ростовской области, не в Китае.
33. Чудо
- молочные продукты
- ВЛАДЕЛЕЦ Вимм-Билль-Данн
- ГОД ЗАПУСКА 1998
- ПРОДАЖИ 7,4 млрд руб.
Первые отечественные йогурты не сдают позиций уже много лет. Недаром Danone недавно увеличила свой пакет в ВБД с 9,9% до 12,9%.
34. Золотая семечка
- подсолнечное масло
- ВЛАДЕЛЕЦ Юг Руси
- ГОД ЗАПУСКА 2001
- ПРОДАЖИ 7,3 млрд руб.
Крупнейший в стране производитель подсолнечника взялся за его переработку, да так рьяно, что даже вынужден был докупать саму «семечку» за границей. В июне выпущена миллиардная бутылка.
35. Кама
- шины
- ВЛАДЕЛЕЦ Нижнекамскшина
- ГОД ЗАПУСКА 1997
- ПРОДАЖИ 7,1 млрд руб.
На продукцию компании, крупнейшим акционером которой является «Татнефть», приходится 29% произведенных в России шин, поставки идут на 11 автозаводов. Впрочем, нижнекамские химики заботятся не только о корпоративных клиентах. С июля 2004 года компания расширила линейку марки за счет более дорогих шин «Кама Евро», сделанных по технологиям итальянской Pirelli (больше натурального каучука, сама шина на 300–500 г легче). А летом в дилерских центрах компании в 20 городах одновременно стартовала акция «Проверь давление». Не беда, что маркетинговая акция не ноу-хау: годом раньше бесплатную диагностику предлагала россиянам компания Michelin. Главное — обратить внимание автолюбителей на проблему и предложить свое решение.
36. Stinol
- холодильники
- ВЛАДЕЛЕЦ Indesit Company
- ГОД ЗАПУСКА 1993
- ПРОДАЖИ 7,1 млрд руб.
Название марки расшифровывается как «сталь из Новолипецка». Шесть лет назад итальянцы выкупили у НЛМК завод по производству холодильников, который по итальянской же технологии был построен на территории комбината в 1989–1993 годах.
37. Вальс Бостон
- водка
- ВЛАДЕЛЕЦ Веда
- ГОД ЗАПУСКА 2002
- ПРОДАЖИ 7 млрд руб.
Водку выпустили к юбилею Александра Розенбаума. В этом году «Веда» выделила на продвижение своих марок $25 млн, «Вальс Бостон» — в числе приоритетов. Название благодаря песне на слуху.
38. Россия — щедрая душа
- кондитерские изделия
- ВЛАДЕЛЕЦ Nestle
- ГОД ЗАПУСКА 2000
- ПРОДАЖИ 7 млрд руб.
За первое полугодие 2006 года выручка кондитерского направления Nestle в России выросла на 25%. На марку «Россия», названную в честь приобретенной в 1995 году одноименной самарской фабрики, приходится половина продаж.
39. Царицыно
- мясные продукты
- ВЛАДЕЛЕЦ Царицыно
- ГОД ЗАПУСКА 1997
- ПРОДАЖИ 6,8 млрд руб.
Собственники «Царицына» не привлекают внешних средств, почти не тратятся на рекламу и занимаются параллельно другими проектами, например выращиванием норок. Но продажи растут вместе с потреблением мясопродуктов.
40. Столичный доктор
- водка
- ВЛАДЕЛЕЦ группа компаний «Виноградов»
- ГОД ЗАПУСКА 2002
- ПРОДАЖИ 6,6 млрд руб.
Предприниматель Владимир Виноградов выпускает водку имени себя с 1996 года. Но народную любовь снискала другая его марка — придуманный в ходе мозгового штурма «Столичный доктор» с вариациями вроде «Антистресс» и «Травный сбор».
41. Петр I
- сигареты
- ВЛАДЕЛЕЦ Japan Tobacco International
- ГОД ЗАПУСКА 1995
- ПРОДАЖИ 6,5 млрд руб.
Американской R.J.Reynolds Tobacco, влившейся позднее в состав компании JTI, повезло меньше, чем коллегам из BAT: у купленной ими табачной фабрики имени Урицкого в Санкт-Петербурге не было оригинальных марок вроде «Явы». А занять освободившуюся нишу дешевых болгарских сигарет очень хотелось. Пришлось создавать локальный брэнд с нуля. Американцы сделали ставку на патриотизм курильщиков: историческое имя, двуглавый орел на пачке, русская надпись «легкие» вместо lights. В продвижении табачной марки участвует группа «Чайф», многие песни которой почти народные. Лидер этого музыкального коллектива Владимир Шахрин, например, в конце лета определял победителя акции «Выиграй квартиру в твоем городе!» — компания не осталась в стороне от национального проекта по доступному жилью.
42. ПИТ
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ Heineken
- ГОД ЗАПУСКА 2001
- ПРОДАЖИ 6,3 млрд руб.
Продав в прошлом году компанию «ПИТ» за $560 млн голландскому концерну Heineken, Аркадий и Александр Лившицы и их партнер Евгений Кашпер купили пивзавод во Владивостоке и розничную сеть в Белоруссии.
43. Союз-Аполлон
- сигареты
- ВЛАДЕЛЕЦ Philip Morris
- ГОД ЗАПУСКА 1975
- ПРОДАЖИ 6,2 млрд руб.
В честь стыковки космических кораблей «Союз» и «Аполлон» компания Philip Morris придумала марку, которую выпускали по лицензии на московской фабрике «Ява». Как гласит легенда, в оформлении пачки участвовал летчик-космонавт Алексей Леонов.
44. Formoza
- компьютеры
- ВЛАДЕЛЕЦ Формоза
- ГОД ЗАПУСКА 1995
- ПРОДАЖИ 6,1 млрд руб.
Крупнейший производитель отечественных компьютеров. Для тех, кто сомневается в качестве российской сборки, компания недавно придумала сертификат «Пожизненная гарантия».
45. Vitek
- мелкая бытовая техника
- ВЛАДЕЛЕЦ Голдер-Электроникс
- ГОД ЗАПУСКА 2000
- ПРОДАЖИ 6 млрд руб.
«Голдер-Электроникс» с 1993 года ввозила в Россию европейскую бытовую технику, а после кризиса 1998-го создала свою марку. Поначалу ее раскручивали, ссылаясь на австрийское происхождение (хотя нетрудно догадаться, что компания An-Der Products GmbH из Вены была названа в честь основателя — предпринимателя Андрея Деревянченко). Теперь техника под маркой Vitek есть в каждой пятой российской семье, узнаваемость зашкаливает за 40%. То ли еще будет. Компания в этом году приобрела гонконгскую фирму Star Plus и запустила программу поощрения продавцов Vitek Bonus Club. В ней уже участвуют около 115 продавцов-консультантов. За каждую продажу они получают очки и потом выбирают любой подарок из ассортимента марки.
46. Шатура
- мебель
- ВЛАДЕЛЕЦ Шатура
- ГОД ЗАПУСКА 2000
- ПРОДАЖИ 5,5 млрд руб.
Одному из крупнейших производителей мебели в России помогает сеть фирменных магазинов — так проще реагировать на запросы покупателей. А сайт его интернет-магазина гарантирует, что, если покупатель найдет где-то более низкие цены, ему смогут продать еще дешевле.
47. Клинский
- мясные продукты
- ВЛАДЕЛЕЦ Продо
- ГОД ЗАПУСКА 2004
- ПРОДАЖИ 5,5 млрд руб.
Клинский мясокомбинат не стремится к географической экспансии. Во-первых, потому что объем производства невелик. А во-вторых, любители дорогой колбасы живут кучно — в столице.
48. Стольная
- водка
- ВЛАДЕЛЕЦ ОСТ
- ГОД ЗАПУСКА 1998
- ПРОДАЖИ 5,4 млрд руб.
До сих пор водка хорошо продавалась благодаря невысокой цене. Недавно на завод в Черноголовке пришла новая команда менеджеров, ранее занимавшихся продажами биоактивных добавок в группе Vision. Их цель — усовершенствовать брэнд.
49. Amtel
- шины
- ВЛАДЕЛЕЦ Amtel-Vredestein
- ГОД ЗАПУСКА 2004
- ПРОДАЖИ 5,4 млрд руб.
Основанная в России индийским предпринимателем Судхиром Гуптой компания Amtel приобрела в 2005 году небольшого производителя шин из Нидерландов Vredestein. Теперь голландские шины производят и в России, хотя лидерство, безусловно, за старой маркой.
50. Bagbier
- пиво
- ВЛАДЕЛЕЦ InBev
- ГОД ЗАПУСКА 1994
- ПРОДАЖИ 5,1 млрд руб.
Родина марки, звучащей вполне по-немецки, — Омск. Пиво назвали в честь тогдашнего директора пивзавода «Росар» Ивана Багнюка. Теперь происхождение удачно обыгрывают в телерекламе: вовсе незачем за хорошим пивом ездить в Германию, да и воблы там нет.