Игорь Тупальский делает деньги из мусора. Угадайте, из чего он делает мусор?
Госпиталь на окраине Санкт-Петербурга не могли достроить больше 20 лет. Зато снести его подчистую удалось за три месяца. Экскаваторы, снабженные вместо ковша гидравлическими ножницами, перекусывают железобетонные опоры в два счета. Машины отделяют куски бетона от арматуры и перемалывают его в щебень. Образовавшуюся крошку самосвалы развозят по стройкам города. Метрах в тридцати от этой грохочущей сцены стоит интеллигентного вида молодой человек в темном костюме. Его можно назвать сценаристом и продюсером разворачивающегося перед нами действия. Знакомьтесь: Игорь Тупальский, владелец «Ассоциации по сносу зданий», холдинга с выручкой $35 млн.
В каком-нибудь параллельном мире Тупальский мог бы сам работать в этом госпитале. Сын известного нейрохирурга, он получил медицинское образование, но сразу после окончания института ушел в бизнес — торговать металлоломом. Однажды, в 1997 году, знакомые предложили сборщику железа бартерный контракт: демонтировать оборудование в цехах разорившейся ткацкой фабрики, а в качестве гонорара забрать арматуру. Тупальский отловил у проходной пару десятков бывших рабочих, пришедших за трудовыми книжками, и нанял разбирать их же собственную фабрику.
Второй заказ он тоже получил через приятелей — надо было снести эллинг 1903 года постройки на судостроительном заводе «Северная верфь». Высокий ангар для ремонта судов был зажат между действующими цехами, разбирать его вручную было бы слишком дорого, а рушить ядром, привязанным к стреле крана, невозможно. Тупальский несколько недель клеил из спичек макеты эллинга и просчитывал, как проще его разрушить. Арендовав технику у строителей, конструкцию подпилили с одной стороны и, подтолкнув бульдозером, свернули винтом.
А в 1998 году в петербургской мэрии начали обсуждать программу вывода промышленных предприятий за город, и Тупальский понял: перед ним золотое дно. Фабрики и заводы в историческом центре Санкт-Петербурга занимают 2400 га — чуть меньше половины от его площади, сноси — не хочу. «Мне всегда казалось, что услуги стоят дороже, чем любое сырье» — предприниматель утверждает, что эта мысль пришла ему в голову, еще когда он торговал металлоломом.
Первым в списке на ликвидацию значился цех по производству серной кислоты на действующем заводе «Пигмент». За заказ никто не брался, поскольку опасное производство в соседних зданиях нельзя было останавливать. Выход один — перенимать европейский опыт. Тупальский съездил в Таллин и, договорившись с прорабом одной из строек, понаблюдал, как экскаваторы-разрушители бережно сносят ветхие здания. Вернувшись, продал пункты по приемке металлолома и купил себе такую же технику. Кислотный цех был разобран.
Интуиция Тупальского не подвела. С ростом цен на недвижимость у промзон стали появляться новые собственники, которым нужно было построить на месте заводов и фабрик офисные комплексы, торговые центры и жилье. Но сначала требовалось снести прежние постройки. Первое время Тупальский предлагал крупнейшим петербургским застройщикам свои услуги почти бесплатно. Зато сейчас корпорация «ЛЭК», «Группа ЛСР» и другие компании, которые он когда-то подолгу уговаривал дать хотя бы мелкий подряд, — постоянные клиенты «Ассоциации по сносу зданий».
Одновременно Тупальский начал предлагать девелоперам весь комплекс услуг по подготовке площадки к новой стройке. Например, в Петербурге 7783 объекта культурного наследия, причем не все дворцы, есть и полуразрушенные пакгаузы. Однако, прежде чем сносить такое ветхое строение под бизнес-центр, надо получить свидетельство об архитектурной экспертизе. Тупальский берет это на себя.
На советских предприятиях отходы нередко закапывали прямо на территории — значит, нужно получать заключения экологов и СЭС, обзаводиться лицензией на работу с опасными веществами, специальным транспортом, без которого не дадут разрешения на вывоз вредных отбросов за город. «Ассоциация по сносу зданий» решила избавить девелоперов и от этой головной боли. Постепенно к Тупальскому потянулись неискушенные в российской бюрократии иностранные компании — он готовил участки для Tetra Pak, Toyota и Nokian Tyres.
По мере роста заказов он покупал все новую и новую технику, сейчас в его парке 27 специальных экскаваторов-разрушителей и 70 грузовиков. Это в два раза больше, чем у всех фирм Северо-Запада России, оказывающих услуги по сносу зданий, вместе взятых. Появилась другая проблема: как эффективно использовать такой большой парк?
По ночам автомобили простаивают? Тупальский начал сдавать «КамАЗы» в аренду строителям. Бесформенные глыбы бетона занимают в кузовах много места и машины отправляются на свалку загруженными наполовину? Тупальский поехал смотреть, как выходят из ситуации финны. Вернувшись, купил дробилку, и теперь прямо на площадке кирпичную кладку и бетон перерабатывают во вторичный щебень, арматуру пилят на металлолом (компания обзавелась лицензией на работу с черным ломом), древесину мельчат в щепу, которую используют в производстве пелет для отопления. «Все продается, у меня в очередь встают за вторичными материалами», — хвастается Тупальский. Он подсчитал: пропадает только 6% мусора, это как раз те вредные отходы, которые надо вести за город. Скоро «Ассоциация по сносу зданий» достроит цех и по их переработке.
Сколько еще зданий осталось снести в Питере? По данным комитета по строительству администрации города, в ближайшие десять лет планируется освободить от промышленных предприятий более 500 га земли, на что будет потрачено $3,5 млрд. Есть где развернуться. Но Петербургом и областью сфера интересов Тупальского теперь не ограничивается. Компания уже сносила металлургический завод под Екатеринбургом, аварийные элеваторы в Ростовской области, участвовала в разборе гостиницы «Москва» в столице. В ближайшие два года «Ассоциация по сносу зданий» собирается открыть филиалы в нескольких городах.
Не жалко ли сыну нейрохирурга сносить старинные здания? «Странное чувство, бывает и жалко» — Тупальский заметно волнуется. Но тут же находит единственно верный ответ: «Это ведь только на пользу, некоторые оставлять просто опасно».