Бум IPO в России
Рейтинг организаторов IPO
Как мы считали
Список организаторов IPO составлен по методике портала mergers.ru. Учитывались все размещения акций в течение года — с 1 апреля 2005 года по 1‑апреля 2006 года. Доля рынка каждого инвестиционного банка в общем объеме IPO соответствует сумме, на которую он продал акции в указанный период. Если организаторов IPO было несколько, объем размещения делился на всех поровну (исключение — IPO «Северсталь-Авто»; по данным mergers.ru, «Тройка Диалог» разместила 10% эмиссии, а Deutsche UFG — 90%).
1. Morgan Stanley
Доля рынка: 38,2%
Сделки: НОВАТЭК ($879 млн), Pyaterochka Holding ($598 млн), Trader Media East ($565 млн), Evraz Group ($422 млн), Urals Energy ($114 млн)
Американский инвестиционный банк Morgan Stanley — один из мировых лидеров по размещению акций, по итогам первого полугодия 2005 года занял 1-е место в Европе ($2,2 млрд). Команда российского «Морган Стэнли Банка» недавно лишилась ведущего специалиста — в марте Питер О’Брайен ушел в «Роснефть» готовить компанию к IPO. Зато Morgan Stanley будет одним из организаторов этого выпуска, а он обещает стать крупнейшим за всю историю. Инвестиционно-банковским подразделением теперь в одиночку руководит Магомед Галаев, всего же в московском офисе работает 71 сотрудник.
2. UBS Investment Bank
Доля рынка: 17,5%
Сделки: НОВАТЭК ($879‑млн), НЛМК ($609 млн), Amtel-Vredestein ($202 млн)
Швейцарский UBS готовил громкое IPO «Вимм-Билль-Данна», которое прошло в феврале 2002 года на NYSE, но в последний момент отказался от мандата. Банкиров, по некоторым данным, смутило криминальное прошлое основного акционера ВБД Гавриила Юшваева. В‑итоге молочно-соковую компанию выводил на биржу ING Barings, где этим проектом занимался Дмитрий Кушаев, сейчас управляющий директор «Тройки Диалог». В 1997 году UBS купил 50% российской инвестиционной компании Brunswick, а в 2004 году стал ее 100-процентным владельцем. Главный инвестбанкир UBS Эд Кауфман следит за IPO сразу в трех странах: России, Украине и Казахстане.
3. Deutsche UFG
Доля рынка: 10,3%
Сделки: Комстар-ОТС ($1,06 млрд), Северсталь-Авто ($135 млн), Amtel-Vredestein ($202 млн)
До покупки «Объединенной финансовой группы» Deutsche Bank был одним из крупнейших организаторов долгового финансирования российских компаний. Теперь инвестиционная группа Deutsche в Лондоне получила в помощники сильную команду специалистов из Москвы, у которых налажены связи со многими российскими компаниями. Deutsche UFG может смело соревноваться с тем же Morgan Stanley за лидерство на рынке российских IPO. Президент Deutsche UFG Илья Щербович сам возглавляет департамент инвестиционных услуг.
[pagebreak]
4–5. Goldman Sachs
Доля рынка: 7,4%
Сделки: Комстар-ОТС ($1,06 млрд)
Goldman Sachs — ближайший конкурент Morgan Stanley в мире, но не в России: здесь его позиции существенно слабее. Чтобы сократить отставание, банк собирался купить инвесткомпанию «Атон», но так и не сумел договориться о цене с ее основным владельцем Евгением Юрьевым. Goldman Sachs пока только обратился за лицензиями для работы на российском фондовом рынке. Быстро догнать конкурента будет нелегко, учитывая, что российский офис недавно остался без присмотра — его руководитель Елена Титова в мае перешла на работу именно в Morgan Stanley. Инвестиционным блоком руководит исполнительный директор Амиран Канчавели.
4–5. Ренессанс Капитал
Доля рынка: 7,4%
Сделки: Комстар-ОТС ($1,06 млрд)
«Ренессанс Капитал» можно смело назвать пионером российских IPO. В ноябре 1996 года именно он в компании с Donaldson, Lufkin & Jenrette организовал размещение «ВымпелКома» на NYSE. Сегодня «Ренессанс» — крупнейший российский игрок, конкурирующий с иностранцами. Владелец компании Стивен Дженнингс не жалеет денег на переманивание высококлассных специалистов: год назад соруководителем управления инвестиционно-банковских услуг стал Эндрю Корнтуэйт, бывший глава управления по фондовым рынкам лондонского офиса CSFB.
6. Merrill Lynch
Доля рынка: 6,3%
Сделки: НЛМК ($609 млн)
О намерении расширить свое присутствие на российском рынке Merrill Lynch объявил еще в начале 2004 года. Между тем до сих пор банк проводил все сделки из Лондона. В марте Merrill Lynch нанял Сергея Алексашенко, бывшего первого зампреда ЦБ и президента инвесткомпании «Антанта Капитал». Он отвечает за работу банка с крупнейшими российскими компаниями. Но главным по организации IPO в России по-прежнему остается Майкл Хаммонд, управляющий директор по фондовому рынку лондонского офиса банка.
7. Credit Suisse First Boston
Доля рынка: 6,2%
[pagebreak]
Сделки: Pyaterochka Holding ($598 млн)
Credit Suisse First Boston (инвестиционно-банковское подразделение швейцарской группы Credit Suisse) пришел в Россию одним из первых, в 1993 году. Кризис 1998 года изрядно потрепал банк: убыток составил более $1,3 млрд. Правда, в CSFB уверены, что именно в сложный период им удалось наладить хорошие отношения с клиентами, работа с которыми сейчас обеспечивает львиную долю дохода. Организацией мандатов на проведение IPO занимается президент «Кредит Свисс Ферст Бостон» Диана Гиндин, которая работает в банке 10 лет.
8. Альфа-банк
Доля рынка: 2,1%
Сделки: Amtel-Vredestein ($202 млн)
Основной владелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман любит иностранцев — в Альфа-банке их больше, чем в российском офисе Morgan Stanley. Инвестиционное направление возглавляет итальянец Марко Салви, а организацией IPO руководит канадец Доминик Гуалтиери, начальник управления рынков и акций. На этот год у «Альфы» уже есть три мандата на проведение IPO компаний России и Казахстана. Впрочем, Morgan Stanley и Deutsche UFG в этом году планируют организовать около 20 сделок.
9–10. Dresdner Kleinwort Wasserstein
Доля рынка: 1,5%
Сделки: Группа «Разгуляй» ($144 млн)
[pagebreak]
На рынке российских IPO DrKW появился лишь в середине прошлого года и пытается угнаться за лидерами. В начале мая банк разместил на Франкфуртской бирже акции сервисной компании C.A.T. Oil на €293 млн (среди ее клиентов ЛУКОЙЛ, «Роснефть» и «Газпром», с которым у DrKW давно налаженные связи). Вместе с «Ренессансом» DrKW планирует разместить в Лондоне акции системного интегратора «Компьюлинк». А проектом IPO «Роснефти» займется непосредственно глава инвестиционного банка в России Боб Форесман.
9–10. МДМ-банк
Доля рынка: 1,5%
Сделки: Группа «Разгуляй» ($144 млн)
[pagebreak]
В 2004 году МДМ-банк провел громкое размещение акций авиастроительной корпорации «Иркут», но с тех пор в крупных сделках на рынке IPO он почти не участвовал. Зампред банка Алексей Панферов занялся ремонтом своего инвестиционного блока. В банк пришли специалисты по корпоративным финансам и аналитики из Brunswick UBS, HSBC, «Ренессанс Капитала», «Атона». Их навыки уже пригодились: в начале 2006 года МДМ-банк совместно с DrKW организовал IPO группы «Разгуляй» на $144 млн.
11. Canaccord Capital
Доля рынка: 0,6%
Сделки: International Marketing & Sales Group ($26,4 млн)
Canaccord — независимая канадская фирма по предоставлению услуг wealth management. Инвестиционная компания группы — Canaccord Capital — специализируется на венчурных проектах, работает на биржах Торонто, Нью-Йорка и Лондона. Президент Canaccord Capital (Europe) Пол Рейнолдс предпочитает сотрудничать с небольшими горнодобывающими и нефтегазовыми компаниями. А сделка по размещению акций российского маркетингового агентства досталась ему по знакомству — Canaccord раньше проводила IPO компании, принадлежащей брату Грега Тейна, основного владельца IMS Group.
12. Атон
Доля рынка: 0,4%
Сделки: Rambler Media ($40 млн)
Целевая аудитория «Атона» — компании с капитализацией около $500 млн. В «Атоне» понимают, что конкурировать с глобальными инвестбанками бессмысленно, а довольствоваться ролью соорганизатора IPO не хотят. Впрочем, еще в 2002 году «Атон» организовал историческую сделку — первое IPO на российских биржах («РБК — Информационные системы»). Еще одну IT-компанию — Rambler Media — директор департамента рынков капитала «Атона» Валерий Толкачев вывел на биржу в 2005-м.
13. Метрополь
Доля рынка: 0,29%
Сделки: Zirax Plc ($13,7 млн)
В 2004 году Александр Селегенев, сотрудник фирмы-советника на LSE, подкинул владельцам ИФК «Метрополь» идею проводить IPO некрупных российских компаний на AIM. Так Metropol (UK) заняла пустующую нишу, а Селегенев стал управляющим директором компании по корпоративным финансам. «Банков, которые работают в России, сегодня намного больше, чем хороших предприятий. Мы ориентируемся на компании стоимостью до $200 млн и при этом постоянно конкурируем с Deutsche или Morgan Stanley, которые должны заниматься миллиардными сделками», — сетует инвестбанкир.
[pagebreak]
14. Тройка Диалог
Доля рынка: 0,28%
Сделки: Северсталь-Авто ($135 млн)
«Тройка Диалог», как и большинство российских игроков на рынке IPO, долгое время оставалась на вторых ролях: собирала заявки от своих клиентов и отдавала их иностранным организаторам. Но времена меняются. В конце апреля компания самостоятельно провела на РТС IPO «Верофарма» объемом $140 млн. «Тройке» трудно пробиваться и конкурировать с иностранными банками. Но мы уже на рынке», — говорит управляющий директор, глава инвестиционно-банковской деятельности «Тройки Диалог» Дмитрий Кушаев.
15. Fox-Davies Capital
Доля рынка: 0,15%
Сделки: Amur Minerals Corporation ($7,1 млн)
Небольшую английскую компанию основал банкир Дэниел Фокс-Дэвис в 2001 году. Fox-Davies Capital начала с консалтинга, а в конце 2004 года получила лицензию брокера для работы на AIM и теперь выводит на биржу небольшие компании, у которых пока есть только лицензии на разработку месторождений в развивающихся странах, в том числе и в России. В марте компания под руководством директора по корпоративным финансам Гарри Сюзерлэнда провела IPO компании Amur Minerals. Чем она хороша? Владеет лицензией на разработку небольшого медно-никелевого месторождения на Дальнем Востоке.