Пятьдесят процентов годовых на безбилетниках
Какой инвестиционный проект московского правительства обеспечил самую высокую доходность? Строительство ТК «Охотный ряд»? Финансовая поддержка АО «Москвич»? Вряд ли. Вот претендент на первое место — проект оснащения наземного транспорта Москвы автоматическими системами контроля за прохождением пассажиров (АСКПП), или попросту турникетами.
Переоборудование 7630 автобусов, троллейбусов и трамваев муниципального предприятия «Мосгортранс» завершается в текущем месяце. Общие расходы столичного правительства на эту программу за два года составили $94 млн. Вместе с тем, по данным столичных властей, выручка с каждого оборудованного турникетом средства транспорта вырастает вдвое. Уже в прошлом году дополнительные доходы «Мосгортранса» от использования турникетов составили $49 млн. Каждый турникет окупается за два года, а потом, если продолжать аналогию с инвестпроектом, начинает приносить чистую прибыль.
Можно также поздравить гражданку Великобритании Ольгу Вайт, гендиректора и совладельца ООО «Солярис», непосредственно исполнявшую этот проект. Она не только угодила высокому заказчику, но и без конкурса получила крайне выгодный заказ (за каждый комплект «турникет плюс считывающее устройство» поставщик получает $7500). Сказалось, должно быть, то обстоятельство, что еще десять лет назад именно Ольга Вайт внедряла новую систему оплаты проезда в московском метрополитене.
Но рынок развивается, и монополизм Ольги Вайт вот-вот будет разрушен. В частности, власти Московской области намерены выделить на оборудование своего транспорта АСКПП около $60 млн. Однако «Солярис» вряд ли получит этот заказ. «Слишком дорого», — заявила в интервью Forbes заместитель областного министра транспорта Людмила Зенкова. Осенью прошлого года в подмосковном Долгопрудном началась опытная эксплуатация АСКПП «Каскад», разработанной московской компанией «Социальные системы». Стоимость конструкции — $4200.