Покупая и продавая акции по многу раз в день, можно заработать больше 1000% годовых. Кому это удается?
Найдется немало инвесторов, которые не напрягаясь смогли заработать на фондовом рынке в прошлом году более 100%. Для этого было достаточно купить весной на все свободные средства акции Газпрома или Сбербанка. Частный трейдер Андрей Беритц из Пскова, в недавнем прошлом студент политехнического института, подсчитывает совсем другую прибыль: за прошлый год он заработал около 1200%. Таких результатов можно достичь только при активной торговле — Андрей целый день неотрывно следит за котировками на экране монитора и совершает по 30–40 сделок в день.
Активными трейдерами, или спекулянтами, называют не только тех, кто зарабатывает на колебаниях цен в течение дня, но и играющих на разнице в течение нескольких дней или недель. Цель у них одна — купить бумагу по самой низкой на выбранном временном отрезке цене и продать по самой высокой. Даже на стабильно растущем рынке цены на отдельные акции постоянно прыгают вверх и вниз. Если правильно ловить эти колебания, можно заработать гораздо больше, чем если просто купить акцию и продать ее после роста цены спустя время. Активные трейдеры могут зарабатывать на любом рынке, неважно, растет он, стоит на месте или падает.
Среди фондовых спекулянтов любителей гораздо больше, чем профессионалов. Сегодня именно они обеспечивают больше половины биржевого оборота. На фондовой бирже ММВБ в январе этого года брокеры заключили сделок с акциями на 557 млрд рублей, из них 282 млрд рублей пришлось на физических лиц.
Частных трейдеров становится все больше, но многие ли из них выигрывают? Скорее наоборот. Таких примеров, как Андрей Беритц, совсем немного. Он умудряется зарабатывать четырехзначные проценты уже три года, при этом 1200% годовых — не предел. В 2003 году Беритц занял второе место в конкурсе «Лучший частный инвестор», который проводила РТС, уступив профессионалу из компании «ВЭБ-инвест». За два с половиной месяца на торговле фьючерсами он заработал 332% (или 1573% годовых). Беритц проводил в среднем по 70 сделок в день строго в соответствии со своей стратегией. Этой стратегией он пользуется и сейчас. Она позволяет зарабатывать до 50–70% ежемесячно.
Для Андрея игра на рынке — основная работа, которая приносит неплохой доход. У него уже есть ученики, которым он открыл тайны своей стратегии. Только вот и сам скальпер-одиночка (так называют спекулянтов на срочном рынке), и профессионалы из брокерских компаний признают: для успешной торговли нужны особый дар и опыт. Умение заключать правильные сделки — это не наука, а искусство.
«Человека можно научить не проигрывать, можно научить зарабатывать совсем немного, но научить зарабатывать много невозможно. Информация о том, что происходит с рынком, содержится в самих сделках. Если человек научился ее читать, то он будет успешно торговать. Это приходит только с опытом», — считает Ервант Саркисян, начальник отдела по работе с клиентами Брокерского дома «Открытие».
Сколько трейдеров из тех, что выбрали активную стратегию, добиваются успеха, определить сложно. По оценке Саркисяна, стабильный доход получают от силы 5%. Многие работают «в ноль» из-за того, что весь доход съедают комиссионные. Андрей Беритц, например, посчитал, что на комиссионных теряет около 50% годовых. Здесь все зависит от числа сделок.
Брокер подставит плечо
Юрий Минцев, вице-президент по работе с клиентами компании «Брокеркредитсервис» (БКС), приводит более утешительную статистику: в его компании успешных спекулянтов около 20%. Из новичков, которые пришли в БКС в 2005 году, активную торговлю выбрали и продолжают использовать около 30%. «Человек заработал 2 млн рублей и решил, что дальше будет зарабатывать на жизнь на фондовом рынке. Для него активная стратегия однозначно интереснее», — считает он.
Главный рецепт стабильной работы на рынке, который предлагает Минцев, — не проводить сверхрискованных операций: «Разоряются обычно те, кто работает с плечом больше чем 1:3, не пользуясь заявками «стоп-лосс» (минимального уровня цены акции, ниже которого бумага автоматически продается). Из тех, кто работает с 10-кратным плечом (когда на каждый рубль клиент берет взаймы еще 9 рублей), выживает лишь 1%».
Как так получается? Очень просто. У вас есть, например, $1000 (минимальная сумма для заключения договора с брокером). Плечо 1:9 позволит занять у брокера еще $9000 и купить акции уже на $10‑000. Если цена акции упадет на 10%, что на нашем рынке не редкость, брокер принудительно закроет вашу позицию и заберет свои $9000, и весь ваш первоначальный капитал окажется проигранным.
Иногда удаются и обратные трюки. Если при торговле с плечом 1:9 цена вырастет на 10%, ваш капитал удвоится: начальная $1000 превратится в $11‑000, из которых $9000 нужно будет отдать брокеру. Правда, за кредит нужно будет заплатить проценты из расчета 10–24% годовых (см. таблицу).
Но тот, кто не рискует, никогда много не заработает. Так, например, трейдер из Москвы Дмитрий за прошлый год показал результат более 400% и большую часть времени торговал с плечом 1:5 или 1:6. Он пользуется среднесрочной стратегией — может держать бумагу несколько дней, а иногда и недель. Но плечо он использует лишь на коротких отрезках времени. Дмитрий сначала делает контрольную покупку — приобретает небольшой пакет акций на свои средства. Если акция начинает двигаться в правильном направлении, берет кредит. «Я использую плечо как педаль газа», — говорит он.
Работа с плечом хорошо получается только у опытных трейдеров. Для снижения рисков Федеральная служба по финансовым рынкам ввела для брокеров ограничения — сегодня они не могут предоставлять клиентам плечо больше чем 1:1. Впрочем, брокеры легко научились обходить этот запрет. И ФСФР решила смягчить требования — с 1 апреля 2006 года размер допустимого плеча при торговле акциями увеличивается до 1:3.
Будущее за фьючерсами
Возможно, после послаблений ФСФР начнет внимательнее следить за теми, кто продолжит работу по «серым» схемам. Что же делать тем, кто привык сильно рисковать? Многие брокеры уже сегодня предлагают таким клиентам переходить работать на срочный рынок. Фьючерсами и опционами можно торговать на FORTS — специальной площадке РТС.
Для активных трейдеров неважно, чем торговать, главное, чтобы цена колебалась как можно сильнее. Торговать фьючерсами удобнее, чем акциями. Трейдеру не надо договариваться с брокером о предоставлении плеча — оно уже заложено в самом инструменте. Соответственно, и платить за него не нужно. Да и комиссия, которую брокеры берут за сделки на FORTS, ниже.
Сегодня самые ликвидные инструменты российского срочного рынка — это фьючерсы на акции РАО ЕЭС, «Газпрома», ЛУКОЙЛа и фьючерс на индекс РТС (торги по нему начались в сентябре прошлого года). Покупая фьючерсный контракт, клиент не оплачивает его на все 100%, а вносит лишь гарантийное обеспечение. По контрактам на РАО ЕЭС, «Газпром» и ЛУКОЙЛ биржа берет в залог 15%, по индексу — 10%. Это и обеспечивает так называемый эффект плеча.
Человек, например, решил вложить свои 30‑000 рублей в срочный рынок — купить фьючерс на акции РАО ЕЭС. Стоимость одного контракта составляет 15‑000 рублей. На свои деньги он мог бы купить два контракта, но от него не требуют вносить всю сумму — ведь все 100% он никогда ни при каких условиях не проиграет (цена акции не может упасть до 0). В качестве залога у него попросят внести 15% от стоимости контракта, или 2250 рублей. При таких условиях он на свои 30‑000 рублей вместо двух контрактов может купить сразу 13, то есть приобрести ценных бумаг на сумму, в 6,5 раза превышающую его собственные средства. Это равносильно плечу 1:5,5. При торговле фьючерсами на индекс РТС плечо получается еще больше — 1:9.
Срочный рынок пока не слишком популярен у частных трейдеров. По мнению Беритца, это происходит из-за того, что для активной торговли он пока недостаточно ликвидный: «Я — дейтрейдер, и мне важна скорость исполнения операций. В таком режиме на FORTS можно работать с суммами до 1 млн рублей. Дальше КПД серьезно падает. Здесь счет идет на секунды. На один контракт я могу быстро войти-выйти, а на 300 контрактов или больше уже сложно — сделку будут исполнять по частям». Так что Андрею на его любимом рынке пока приходится оперировать суммой до 1 млн рублей.
Но ситуация с ликвидностью на FORTS очень быстро меняется. Так, например, 10 февраля объем торгов по фьючерсным контрактам на РАО ЕЭС составил 3 млрд рублей. Для более спокойных, чем Андрей, трейдеров этого вполне достаточно.
Исполнительный директор компании ОЛМА, бывший вице-президент РТС по срочному рынку, Андрей Белинский рассказал об одном из клиентов своей компании. Человек с капиталом около 200 млн рублей торгует только на FORTS. За прошлый год он заработал примерно 300%. «Это, конечно, не дейтрейдер, а позиционный спекулянт, который стоит в позициях относительно долго. Но это не значит, что в какой-то из дней ему не потребуется закрыть, например, 80% позиции. Постепенно в течение дня он сможет это сделать. По крайней мере нам он никогда не жаловался, что на FORTS тесно», — утверждает Белинский.
Выигрышные системы
Рискованные стратегии работы на рынке требуют от активных трейдеров строгой дисциплины. Здесь нужно отбросить эмоции, ни в коем случае не впадать в азарт и не надеяться на интуицию. На этом рынке у каждого успешного игрока обязательно есть своя стратегия или система торговли. Это свод правил, которые каждый определяет сам для себя. Кто-то держит эти правила в голове, кто-то фиксирует в блокноте, а кто-то пишет компьютерные программы, чтобы полностью автоматизировать процесс принятия торговых решений.
При разработке торговых систем спекулянты обычно пользуются техническим анализом. Александр Гулый, в прошлом аналитик брокерской компании, уже шесть лет успешно торгует акциями на рынке по своей системе. Большинство профессиональных трейдеров в своей работе ориентируются на фундаментальный анализ, но для частных лиц, по мнению Александра, этот вариант не подходит — они не могут позволить себе содержать штат квалифицированных аналитиков. А тем отчетам, которые аналитики брокерских компаний пишут для клиентов, полностью доверять нельзя.
Технический анализ в отличие от фундаментального не требует каких-то специальных знаний и опыта оценки компаний. Здесь трейдер строит свои прогнозы относительно движения рынка, исходя из цен на акции, которые были в прошлом. Теханализ предполагает, что в движениях рынка есть определенные закономерности.
Для теханализа в первую очередь нужны исторические данные по ценам на бумаги. По этим данным строятся наглядные графики. Обычно на таких графиках рисуют «столбики», или «свечи», которые показывают четыре цены на выбранную бумагу (открытия, закрытия, максимальную и минимальную) за определенный промежуток времени. По таким графикам можно посмотреть, как, например, за последний месяц акции вели себя в течение каждого дня или как менялась цена в течение дня на интервалах в 15 минут.
Такие графики помогают трейдерам прогнозировать движение цены, определить, до какого уровня она может вырасти или упасть. В дополнение к графикам специальные программы теханализа, такие как MetaStock, Omega TradeStation или CQG, рассчитывают десятки различных индикаторов. Первые две можно купить на дисках за 200 рублей. А вот использование более совершенной CQG обойдется в среднем в $650 в месяц. Трейдер может сам выбрать индикаторы, которые, по его мнению, дают более точные предсказания, может выбрать и различные параметры для этих индикаторов.
Таким образом, программы технического анализа позволяют трейдеру создать собственную систему торговли и протестировать ее на исторических данных. Если система работает, на ее основе пишется более сложная программа. В результате при совпадении определенных условий на графике у трейдера рисуется, например, красная стрелочка вверх (сигнал «покупать») или зеленая вниз (сигнал «продавать»). По идее, трейдер должен строго следовать сигналам системы, но не у всех и не всегда это получается.
Одному из наших собеседников его торговая система совсем недавно преподнесла хороший урок. В конце прошлого года он купил акции РАО ЕЭС с плечом 1:2 по 11,3 рубля с расчетом на то, что цена вырастет до 15,1 рубля. В пятницу 27 января 2006 года его прибыль по этой позиции составила почти 20 млн рублей. В этот день система дала сигнал на продажу, но наш собеседник решил, что акции могут еще подрасти. И крупно ошибся. В понедельник цена упала с 14,75 рубля до 11‑рублей. Следующие две недели биржевой игрок печально наблюдал за тем, как его выигрыш превращается в убыток — на падении он потерял 24 млн рублей. Правда, 10 февраля акции снова сильно выросли. В результате он заработал 9 млн рублей. Но если бы послушал систему, смог бы получить в пять раз больше.
Александр Гулый тоже признался, что не всегда следует сигналам своей системы, а потом жалеет об этом. «Если бы по моей системе торговала моя бабушка, она заработала бы на порядок больше, чем я», — иронизирует он. Для Александра фондовый рынок пока не является основным источником дохода — он работает начальником отдела инвестиционного анализа «МагнезитОгнеупор- Групп».
Но трейдер-любитель не исключает, что когда-нибудь рынок станет для него основным местом работы. Ведь если на торговле акциями зарабатывать 6–7% в месяц, то за 6–7 лет из $10‑000 можно сделать $1 млн.