Орлы прилетели
Нужно пробиться на встречу с членом правительства? Купите ему орден
Слышали ли вы о золотой медали Петра Великого «За трудовую доблесть»? В государственный геральдический регистр РФ она не внесена. Но многие предприниматели могут похвастать этой или другими наградами с претенциозными названиями. Существует несметное число «фондов», «союзов» и «объединений», присуждающих негосударственные награды. Часто используются термины «орден» и «медаль», державная символика. Лауреатами «за вклад», «возрождение», «верность» и прочие заслуги часто оказываются никому не известные люди.
Ничего удивительного: такой бизнес. Многие фонды выбирают своих номинантов из рейтингов динамично растущих компаний — в один прекрасный день руководитель такой фирмы получает уведомление о присуждении ему награды. Расходы на изготовление «ордена» и организацию торжественной церемонии счастливчик должен взять на себя.
Евгений Щедрин, гендиректор завода «Северная чернь» из Великого Устюга (выпускает ювелирные изделия из серебра), к примеру, в начале года получил из Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия» письмо: коллектив завода награжден «Золотой грамотой мецената» (бесплатно), а сам Щедрин номинирован на награждение орденом «Меценат». «Грамоту я положил в музей, — вспоминает Щедрин. — А 150‑000 рублей, которые с меня запросили за орден в качестве организационного сбора, мне было жалко». Владелицу московской швейной компании Grizzly Ольгу Березанскую Международный форум «Мировой опыт и экономика России» осенью этого года известил о награждении орденом «Лидер российской экономики» (294‑000 рублей). Ольга, впрочем, от платной награды отказалась.
Авторы орденов «За самоотверженный труд на благо Отечества» и «За возрождение России» подходят к ценообразованию гибко. Как говорит президент фонда «Возрождение Отечества» Анатолий Безуглов, сумма «зависит от возможностей кавалера ордена». «Вполне приемлемой» считается сумма в $50‑000, но можно опуститься и до $30‑000.
«Конечно, до 1917 года кавалеры орденов делали взнос в Капитул (государственную канцелярию, ведавшую наградами. — Forbes) на благотворительные цели — содержание приютов, института благородных девиц и так далее, — рассказывает главный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов. — Современные же общественные организации полученные деньги берут на свои нужды».
Но и «кавалеры» получают многое, возражает Безуглов: церемония проходит в «Президент-отеле» и включает в себя банкет. Сам орден инкрустирован бриллиантами и «стоит $10‑000». Гендиректор небольшой строительной компании, пожелавший остаться неназванным, сообщил Forbes, что ему принять такую награду «помощники посоветовали»: полезно для имиджа (платный характер церемонии обычно не афишируется, а звучит награда красиво).
Наконец, на церемонии «платные» заказчики могут запросто поболтать с «бесплатными» — деятелями искусства и науки, крупными чиновниками, которым общественные ордена вручают для поднятия престижа самих орденов. «Конечно, это есть, и это естественно, — говорит Безуглов. — Вообще, все эти тусовки для чего? Люди хотят познакомиться, обменяться визитками…»
Вот как это происходит: 26 декабря 2003 года в «Президент-отеле» дорогостоящая награда «За возрождение Отечества» была вручена министру связи РФ Леониду Рейману. Вместе с влиятельным чиновником в банкете принимали участие Николай Пономарев (ООО «КЦ «Питер»), Алексей Феоктистов (киностудия «Зет Синематик») и еще десяток кавалеров ордена и золотого креста «За самоотверженный труд на благо Отечества».
Другой пример: 3 марта 2004 года Юрий Лужков получал в Колонном зале Дома союзов орден Минина и Пожарского «Возвеличим Россию» в компании таких коллег, как Юрий Векшин (ОАО «Бахус»), Вячеслав Ярманов (ЗАО Фирма «Кирпичный завод»), Валентин Самко (ОАО «Пивоваренный завод «Самко»), и еще 46 предпринимателей. Этот список можно продолжить.
Что делать, если нужного вам чиновника, к примеру, нет в списке номинированных на какой-либо орден? Тоже не проблема.
Корреспондент Forbes, назвавшись помощником гендиректора одной из производственных фирм, попросил директора Фонда содействия инициативам по укреплению государства имени Минина и Пожарского Михаила Жеребкина сделать так, чтобы присуждаемый фондом орден «Владимирский крест» получил руководитель Федерального агентства по промышленности РФ Борис Алешин (кандидат был выбран произвольно).
Немного поразмыслив, Жеребкин согласился все организовать: «Мы ему [Алешину] пошлем совершенно официальное письмо, которое подписано заместителем председателя Совета Федерации Торшиным, ректором МГУ Садовничим. Это как бы в ряду всех других награждаемых он получит награду».
Можно даже сделать так, чтобы награду чиновнику (в нашем случае — рубиновая звезда на массивной золотой цепи) вручил непосредственный «заказчик» события. Для этого нужно всего лишь стать спонсором всей церемонии. Цена вопроса — $45‑000. Единственная проблема — Жеребкин не мог гарантировать, что высокопоставленный номинант явится на церемонию награждения, назначенную на 28 октября.
Но явка, кажется, не проблема. Корреспондент Forbes позвонил также Борису Алешину:
— Как вы относитесь к общественным наградам?
— Общественное признание — это одна из самых высоких оценок. Что тут можно сказать… Это приятно и лестно для любого человека…
— Если бы лично вам позвонили из некоего общественного фонда и сказали: мы проводим вручение премии, к примеру, «За служение Отечеству» и хотим вам вручить орден — каковы были бы ваши действия?
— Ну, первый вопрос — достоин ли я этого или нет? Это вопрос к самому себе…
— А на награждение явились бы?
— Да, конечно, я бы не возражал.