«Фабрика звезд» — самый прибыльный проект в российском шоу-бизнесе. Кому он приносит доход?
Самая популярная программа отечественного ТВ — лицензионная калька с придуманного голландской компанией Endemol телешоу Fame Academy. Но от своего прародителя российский проект отличается коренным образом, что и отмечено в названии. Организаторов Fame Academy («Академия славы») участники шоу интересуют только во время записи программы — после завершения проекта каждый «студент» может распоряжаться полученными знаниями по своему усмотрению. А «Фабрика звезд» готовит товар, из которого владельцы производства будут извлекать прибыль вплоть до истечения срока годности.
«Почему мы отличаемся от западных аналогов? А потому, что в зарубежных проектах не нужно развивать рынок, рынок развит изначально, — поясняет в интервью Forbes ведущая «Фабрики звезд» Яна Чурикова. — А у нас это возникло тогда, когда артистов-то было мало и все они были мейджоры. Артистов, которые могли бы насытить рынок, не было. «Фабрика» изначально была придумана как бизнес-предприятие, которое должно с использованием множества компонентов — промоушена, телевидения, института музыкального продюсирования — взбодрить шоу-бизнес, чтобы появились новые единицы, чтобы рынок оживился».
По форме «Фабрика звезд» — это телевизионный продукт, который телекомпания «ВиД» (частная компания, управляемая гендиректором Ларисой Синельщиковой) продает Первому каналу (госкомпании, управляемой гендиректором Константином Эрнстом — мужем Синельщиковой). Сколько Первый платит «ВиДу» (и в деньгах ли выражается эта плата) — большой секрет. Производящая компания и телеканал свою кухню предпочитают не раскрывать. За пределами этой кухни тоже трудно найти охотников публично судить о делах двух самых могущественных воротил российского шоу-бизнеса.
«Конечно, показатели проекта «Фабрики звезд» нас устраивали. Если бы проект не был успешным, вряд ли «Фабрик» было бы пять», — говорит в интервью Forbes директор общественных связей Первого канала Игорь Буренков. И тем не менее Forbes на основании бесед с продюсерами, представителями звукозаписывающих и концертных компаний, артистами и работниками телевидения удалось вывести некоторые неофициальные оценки того, какие финансовые потоки генерирует «Фабрика».
Итак. Производство одной «Фабрики» (без первоначальных затрат на оборудование «Звездного дома» и покупку лицензии) обходится в сумму, близкую к $1 млн. Частично эти затраты компенсируются спонсорами — компаниями Samsung (электроника) и Mia (косметика). Отобранный в результате кастинга участник «Фабрики звезд» заключает двухлетний контракт с производителями шоу. В течение этого срока участник проекта не имеет права без ведома нанимателя использовать свои навыки, свое лицо, он не имеет права даже давать интервью. Разумеется, любой участник имеет право отказаться от исполнения контракта. Никакой неустойки ему выплачивать не придется — ему просто не дадут сделать независимую поп-карьеру. Например, участница группы «Фабрика» («Фабрика звезд — 1») Мария Алалыкина, покинув проект ради рождения ребенка, попыталась вести телевизионное шоу на телеканале ТНТ. Спустя всего лишь несколько дней после вмешательства «ВиДа» Алалыкина была из этого шоу уволена.
Впрочем, большинство «фабрикантов» понимают, что совершили взаимовыгодную сделку: талант в обмен на невероятные возможности современного телевидения. «Я бы не сказала, что наши ребята — несчастные куклы в театре Карабаса-Барабаса, которых эксплуатирует вышеупомянутый Барабас и дергает за ниточки. Ничего подобного. Это вполне взрослые люди, которые знали, на что идут, которые подписали контракты «взрослые» — все как в большом мире шоу-бизнеса», — говорит Яна Чурикова. «Да, это шанс, у которого просто, так скажем, нет потолка, — радуется в эфире радиостанции «Эхо Москвы» участник группы «Корни» Александр Асташенок («Фабрика звезд — 1»). — Абсолютное большинство тех, кого мы встречаем на наших концертах, мечтает о такой сказке, которая с нами произошла».
Денежный поток начинает течь с первого дня трансляции шоу по телевидению. Например, за один цикл «Фабрика» получает от зрителей до 5 млн SMS в поддержку участников. Каждое сообщение стоит 30 центов. За вычетом доли операторов мобильной связи выручка одной «Фабрики» только от SMS-голосований — около $1 млн. Кроме того, в еженедельном режиме тиражом в 100 000 экземпляров выходит журнал «Фабрика». В штате этого издания всего один корреспондент, зато целых шесть менеджеров по рекламе.
По окончании телевизионной жизни проекта наступает время больших денег. Естественным образом выпускники каждой конкретной «Фабрики» перетекают под крыло компании, связанной с продюсером этого цикла шоу. Так, состав «ФЗ-1» работает с ООО «Мэйнстрим Продакшн» (50% принадлежит Игорю Матвиенко), вторая — с компанией «Гаспар Арнери» (50% принадлежит Максиму Фадееву), третья — с продюсерским центром Виктора Дробыша (25% у Виктора Дробыша, 25% у Иосифа Пригожина). Четвертая «Фабрика» досталась ООО «Лига-Сервис» (50% принадлежит продюсерскому центру Игоря Крутого АРС), артисты пятой серии шоу распределены между компаниями Матвиенко, Дробыша и Фадеева.
Кто владеет второй половиной каждой из названных компаний? «Частные лица». Участники рынка предполагают, что все эти лица так или иначе связаны все с той же Ларисой Синельщиковой, но официально это не подтверждено.
Упомянутые продюсерские компании при участии близкого Первому каналу рекорд-лейбла Real Records выпускают финальный сборник «Фабрики звезд». Каждая такая пластинка продается тиражом 250 000–500 000 экземпляров. Это практически потолок для российского рынка — например, последний альбом Земфиры «Вендетта» (все та же Real Records) был продан тиражом 280 000 экземпляров.
Затем «Фабрика» едет в тур по стране. В каждом таком туре «фабриканты» дают около 100–130 официальных билетных концертов и множество заказных. Вся «Фабрика» получает за концерт в среднем около $10 000. Гонорар артиста по условиям уже упоминавшегося двухлетнего контракта с производителями «Фабрики звезд» — $100 за выступление. Остальное забирают продюсеры — затраты на подготовку и раскрутку артиста нужно окупить. Первая «Фабрика» собрала в туре, по оценкам экспертов, $1,5–2 млн, вторая — около $1,5 млн, третья — $1,3 млн. Чемпионом стала «Фабрика звезд — 4», сборы которой достигли $2,5–3 млн.
Можно вспомнить и такую статью доходов, как авторские отчисления. От 2% до 5% валового дохода организации, публично транслирующей песни, рекомендовано передавать в Российское авторское общество (РАО). Отчисления от телеканалов и радиостанций в эту организацию составляют несколько миллионов долларов в год. Удержав свою комиссию (от 7% до 15% суммы), РАО передает деньги тем, кто заключил с обществом договоры. Редко это непосредственно автор или артист, чаще речь идет о «музыкальном издательстве».
Например, «Первое музыкальное издательство» контролирует использование более 30 000 произведений, в том числе звучавших на концертах «Фабрики». За свои услуги по представлению авторских интересов «Первое музыкальное издательство» берет половину перечисленных РАО денег. Причем доходы издательству идут не только от трансляции песен в эфире, но и от продажи мелодий для мобильных телефонов (рингтонов). А суммы там могут быть немаленькие — например, самый продаваемый, по версии премии в области звукозаписи «Рекордъ», рингтон прошлого года (мелодия из телесериала «Бригада») принес его владельцу, компании BMG, $700 000. Вряд ли кого-нибудь удивят утверждения (неофициальные), что серьезная доля в «Первом музыкальном издательстве» принадлежит все той же Ларисе Синельщиковой.
По истечении предусмотренных проектом двух лет самым популярным выпускникам «Фабрики» предлагают новый контракт — уже на 5–7 лет. Разумеется, с той же продюсерской компанией. Можно и отказаться — но стоит ли? «На сегодняшний день лучший продюсер — это еще и композитор, потому что артисты зарабатывают на репертуаре, — говорит в интервью Forbes продюсер Александр Цекало. — И представить себе, что артист, который стал популярным с песнями Макса Фадеева или Игоря Матвиенко, затем добровольно откажется от услуг этих продюсеров-композиторов, я, честно говоря, не могу».
Кроме того, новый контракт заключает уже не «полуфабрикат», а состоявшийся артист, так что ему положено 10% от всех доходов, связанных с эксплуатацией его имени и таланта. Например, у девушек из группы «Фабрика» (выпускниц «ФЗ-1») уже есть «взрослый» контракт, потому доход каждой из них в декабре 2004 года составил около $20 000.
Правда, вышеописанная четкая схема не обходится без сбоев. «Фабрика звезд — 4», которую продюсировал Игорь Крутой, в нарушение лицензии Endemol и без ведома Первого канала появилась параллельно на контролируемом АРСом канале МузТВ. Endemol выставил претензии Первому каналу. Летом 2004 года Константин Эрнст отказал Игорю Крутому в трансляции фестиваля «Новая волна». Конфликт вышел наружу, и между Первым каналом и АРСом разразилась медиавойна, которая продолжается и по сей день. Следствием этой войны стало не только исчезновение всех проектов Игоря Крутого из эфира Первого канала. Пострадала даже бессменный директор «Фабрики звезд» Лина Арифулина. После того как она помогла Игорю Крутому в организации юбилейных концертов (октябрь 2004 года), Арифулину перестали представлять на пятничных концертах «Фабрики звезд — 5», а на финальном концерте в «Олимпийском» 20 декабря 2004 года даже не позвали на сцену.
Возможно, следствием этой войны стало появление устойчивых слухов, что за участие в «Фабрике звезд» нужно платить деньги. Рассказывают, что на 4-ю «Фабрику» (работавшую как раз под руководством Крутого) «занесли» около $3 млн. Причем $1 млн был якобы уплачен владельцем донецкой компании «Энергосбытпром» (компания занимается производством стеновых блоков) Александром Чвиковым за «билет» на проект для его 15-летней дочери Алексы. Никаких доказательств этому Forbes разыскать не смог: слухи есть слухи. Тот же Александр Цекало этим слухам не верит: «Зрителя уже не обмануть — он уже обожрался мировым шоу-бизнесом, у людей, безусловно, развился вкус, вкус и пресыщенность даже — и умение отличать, выбирать, перебирать. Поэтому просто запихнуть в эфир красивую девочку или симпатичного мальчика — это уже не работает. Ты можешь быть дочерью директора какого угодно завода, но если ты бестолочь, то никакое телевидение тебя не спасет».
Есть и другие трудности. У 5-й серии шоу были две большие затратные статьи — $1 млн, по неофициальным данным, гонорар приглашенной на «Фабрику» Аллы Пугачевой. Кроме этого, примадонне для рекламы ее чипсов «АБ» уступили рекламного времени еще почти на миллион долларов. Но, главное, «Фабрика звезд — 5» в концертном туре собрала всего $700 000, что на фоне успеха предыдущих выпусков можно считать неудачей. Зрителей просто перекормили этим форматом. Лицензия Endemol предусматривает выпуск шести серий «ФЗ». «ВиД» обещает запустить новую «Фабрику» этой осенью и на этом завершить проект.
За пару лет работы «Фабрика» подготовила и выпустила на рынок порядка 80 поп-артистов, пара десятков из которых прочно закрепились в шоу-бизнесе. Так что за благосостояние авторов и участников этого проекта можно не беспокоиться.