К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Под тяжестью прессы


Олигархи охладели к газетам и журналам. Глава холдинга «Проф-Медиа» убедился в этом на собственном опыте

Половину из своих 40 лет генеральный директор холдинга «Проф-Медиа» Рафаэль Акопов отдал юриспруденции. Он участвовал в самых острых корпоративных конфликтах и подготовке сделок с проблемной собственностью. Мог бы запросто создать и раскрутить свою юридическую фирму, но предпочел руководить средствами массовой информации.

Под началом Акопова — довольно большая по российским меркам информационная империя, принадлежащая группе «Интеррос»: «Комсомольская правда» и «Известия», «Советский спорт» и «Экспресс-газета», радио «Энергия FM» и «Авторадио», собственная типография и многозальный кинотеатр. Но в то же время в холдинге немало проблем. Львиную долю прибыли, до 50%, приносит одно лишь издание — «Комсомолка». Ее читают 2 млн россиян, а у пятничного выпуска 5,7 млн читателей — больше, чем у какой-либо другой газеты. Тем временем некогда популярные «Известия» теряют читателей — по данным TNS Gallup Media, с 1998 года аудитория одного номера газеты в Москве уменьшилась с 190 000 до 102 500. Для сравнения: у «Коммерсанта» она составляет 145 000 человек. С кинопрокатом тоже не заладилось. Предшественник Акопова Вадим Горяинов обещал за три года построить 15 многозальных кинотеатров в 14 городах. Срок истекает в будущем году, но пока действует один лишь кинокомплекс — на Юго-Западе Москвы, еще пара находится на завершающей стадии строительства.

Акопова, в отличие о Горяинова, сложно назвать энтузиастом киноиндустрии. Зато он большой энтузиаст менеджмента.

 

Менеджер поневоле

Вкус к управлению компаниями появился у Акопова только в последние годы. Поначалу он делал карьеру юриста-международника. Закончил юрфак МГУ, а в 1996 году получил степень магистра международного права в университете Данди (Великобритания). Вернулся в Москву сотрудником британской юридической фирмы Allen & Overy, откуда его быстро переманили в набиравшую обороты инвестиционную компанию Бориса Йордана Renaissance Capital. Весной 1997 года Акопов стал ее вице-президентом по правовым вопросам. Йордан, который позже вышел из состава учредителей Renaissance, в то время был одним из самых близких партнеров Владимира Потанина и его группы «Интеррос».

«Я сам не заметил, как превратился в менеджера», — смеется Акопов, вспоминая, как в 1998–2000 годах обеспечивал юридическое прикрытие «Интерросу» в борьбе за нефтяную компанию «Сиданко», которую атаковала тогда «Альфа-Групп». В той ситуации Акопов одним из первых в отечественной корпоративной практике применил банкротство для защиты от недружественного поглощения. «С «Альфой» вести корпоративную войну было интересно, — говорит нынешний глава «Проф-Медиа». — Это был challenge». Цену якобы обанкротившейся «Сиданко» за год удалось поднять с $100 млн до $1,5 млрд — исходя именно из такой капитализации «Альфе» пришлось в итоге платить за акции. Пока шли мучительные переговоры, Акопов выполнял функции кризисного управляющего.

 

Следующий опыт управления он приобрел на НТВ, куда команда Бориса Йордана пришла, чтобы заменить людей Владимира Гусинского. Акопов получил должность заместителя генерального директора, и именно ему пришлось с помощью ОМОНа менять в ночь на 14 апреля 2001 года охрану на телеканале. Он же в интересах «Газпрома» разыскивал по всему миру активы опального медиамагната. «Ты был острием того копья, которое в меня вонзили», — с горечью скажет впоследствии Гусинский Акопову. Как раз с Акоповым он вел переговоры о судьбе активов. Закончились они, как выразился в беседе с корреспондентом Forbes тогдашний компаньон Гусинского Игорь Малашенко, «нетривиальным результатом»: радиостанции, журналы и прочие СМИ, как уверен Малашенко, достались «Газпрому» дешевле, чем стоили на самом деле.

Как известно, руководить НТВ Йордану и его людям довелось недолго. После скандала с освещением теракта на Дубровке они покинули телеканал. Но Акопов уже вошел во вкус топ-менеджерской работы. В июле 2003 года он охотно принял предложение Владимира Потанина возглавить совет директоров принадлежащего «Интерросу» холдинга «Проф-Медиа», а весной 2004 года стал его гендиректором.

Юридический казус

Первая задача, которую пришлось решать Акопову на новом месте, была, впрочем, юридической.

 

С 1997 года, когда представители большого бизнеса еще считали выгодным иметь собственные СМИ, холдинг «Проф-Медиа» скупал газеты и журналы, руководствуясь единственным принципом — чем больше, тем лучше. От медиахолдинга требовалось стать мощной «структурой влияния», которая при этом еще и не приносила бы убытков. Эту задачу первый гендиректор Горяинов решил. По охвату аудитории (9 млн человек) печатная пресса «Проф-Медиа» уступает только центральным телеканалам. Консолидированный доход холдинга в 2003 году составил, по данным самой компании, $115 млн, операционная прибыль — $10 млн.

В конце 2002 — начале 2003 года Вадиму Горяинову, казалось, представился случай закрепить успех в деле наращивания активов. В то время голландская издательская группа VNU искала покупателя на принадлежавшие ей 35% акций крупнейшего российского медиахолдинга — «Индепендент Медиа», издающего газету «Ведомости», журналы Cosmopolitan, Harper’s Bazaar и др. Переговоры с потенциальными покупателями вел основатель «Индепендент Медиа» голландский бизнесмен Дерк Сауэр. В какой-то момент он вышел на Владимира Потанина, и они поладили — в марте 2003 года «Проф-Медиа» купил акции «Индепендент Медиа» (точнее, голландской компании Independent Media BV), по оценкам, за $30 млн.

Совершив, как казалось, обоюдовыгодную сделку, партнеры решили пойти дальше и договорились о слиянии издательского бизнеса «Проф-Медиа» и «Индепендент Медиа» на паритетных началах. Это означало, что оба холдинга передали бы свои активы в единую компанию, причем младший партнер (по результатам оценки) должен был бы оплатить недостающую долю деньгами. Объединенная структура в одночасье становилась бы безусловным лидером рынка печатной прессы.

Однако сделка разладилась. В какой-то момент Потанина перестала устраивать изначальная договоренность о том, что управление объединенной компанией будут осуществлять менеджеры «Индепендент Медиа». Сауэр, в свою очередь, как говорит источник, близкий к руководству «Интерроса», поднял цену на акции «Индепендент Медиа» — выходило, что Потанин при слиянии должен доплатить больше, чем ожидалось. Сам Сауэр отказался комментировать Forbes ситуацию, а Рафаэль Акопов подтвердил лишь, что в «Индепендент Медиа» настаивали: руководить общим проектом должен именно их человек.

В этот момент на смену Горяинову в «Проф-Медиа» и призвали Акопова, который первым делом принялся изучать документы по слиянию. Как он сам говорит, главной его задачей было провести оценку активов двух холдингов (для этого был даже нанят независимый оценщик — Ситибанк). Но договориться о слиянии все равно не удалось. Предшественники Акопова, составляя документы по сделке, не включили в них пункт, который бы заранее оговаривал цену слияния или хотя бы принципы определения этой цены. Акопову в итоге пришлось объяснять руководству «Интерроса», что в «Индепендент Медиа» они стали лишь портфельным инвестором.

 

Рабочие моменты

Параллельно Акопов занимался текущими делами вверенных ему СМИ. И на этом фронте едва не повторилась история, которая когда-то стоила ему и его коллегам места на НТВ.

На этот раз спорный материал — фоторепортаж из Беслана — появился в «Известиях». Когда разгневанный откровенными фотоснимками Потанин стал звонить Акопову, его мобильный оказался выключен — в ту субботу босс «Проф-Медиа» общался с друзьями и не хотел, чтобы его беспокоили. Скандальный выпуск он увидел уже на исходе дня: включив телефон, Акопов получил несколько sms, из которых явствовало, что в «Известиях» ЧП, а Потанин рвет и мечет.

Спустя сутки Акопов уволил главного редактора «Известий» Рафа Шакирова, хотя готовой кандидатуры на замену у него не было. «Акопов сейчас формирует свою команду», — дипломатично рассказывает о ситуации в холдинге вице-президент «Интерроса» Лариса Зелькова, курирующая «Проф-Медиа».

Тем временем в «Интерросе», похоже, охладели к медиарынку. «Акопова пригласили летом 2003 года, чтобы выгодно распродать активы, — рассуждает источник, хорошо знакомый с нынешним главой «Проф-Медиа». — Но было поздно. Времена, когда все боролись за газеты, прошли. Из инструментов влияния они превратились в обузу». По словам Зельковой, сейчас перед холдингом поставлена задача «повышения капитализации».

 

Продать собственность (или повысить капитализацию?) было бы проще, если бы удалось сделать прибыльным не только холдинг в целом, но и каждый проект в отдельности. Но те же «Известия», которые в предшествующие три года приносили акционерам («Проф-Медиа» и ЛУКОЙЛу, владеющему 47% акций через УК «Менеджмент-Центр») хоть какие-то дивиденды, сейчас, как признал Акопов в интервью Forbes, «ушли в минус».

Более или менее удачно «Проф-Медиа» продал этим летом 35% акций информационного агентства «ПРАЙМ-ТАСС» банку «Еврофинанс Моснарбанк». Инвестировав порядка $350 000, «Проф-Медиа» выручил за свою долю, по экспертным оценкам, около $600 000 (в «Проф-Медиа» утверждают, что продали несколько дороже). В ноябре руководство журнала «Эксперт» выкупило у «Проф-Медиа» 42% акций своего издания примерно за $5 млн. Кроме того, холдинг «Интерроса» избавился от трех мелких региональных компаний.

Вряд ли на этом будет поставлена точка. «У нас продается все. За правильные деньги и в правильное время, — Рафаэль Акопов излучает оптимизм. — Если будут интересные предложения, мы выйдем из «Индепендент Медиа» и купим что-нибудь другое». Оценить, когда это время наступит, он пока не берется.

«Проф-Медиа» в цифрах

  • $40 млн стоит здание «Известий».
  • 1100 т весит пятничный тираж «Комсомолки».
  • 150 киноэкранов планируется соорудить в сети «Синемапарк».
  • 20,1% рынка рекламы в ежедневных газетах контролирует «Проф-Медиа» — год назад было 21,3%.

Источник: «Проф-Медиа», TNS Gallup AdFact

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+