К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Молоко из трубы


Нефть, дружеские связи и дефолт 1998 года — вот что нужно для начала продовольственного бизнеса в России

Двенадцать лет назад Андрей Бесхмельницкий делал развлекательную передачу на ставропольском ТВ. Сейчас он совладелец крупнейшей в России и на Украине непубличной компании,  производящей молочные продукты. Речь идет об ООО «Юнимилк». Предприятия этой компании в прошлом году отгрузили потребителям 500 000 т продукции на $258 млн.


Бесхмельницкий следует общему для владельцев непубличных компаний правилу: говорить поменьше и об истории своего бизнеса, и о партнерах. «На данном этапе раскрытие информации для нас нецелесообразно. У нас существует стратегический план, согласно которому мы сможем побольше рассказать о себе к весне 2005 года», — сообщает предприниматель в интервью Forbes. Некоторые факты, впрочем, известны. Например, имя основного партнера Бесхмельницкого — Андрей Блох.


В 1993 году Бесхмельницкий по протекции знакомого стал заместителем управляющего ставропольского филиала Инкомбанка. Через три года перспективный сотрудник переехал в Москву, занимался скупкой для Инкомбанка предприятий пищевой отрасли. Можно предположить, например, что он участвовал в приобретении банком в 1997 году холдинга «Омский бекон», одного из крупнейших в России производителей мяса и мясопродуктов. Этот этап карьеры закончился вместе с крахом Инкомбанка после дефолта 1998 года.

 


Андрей Блох зашел в молочный бизнес с другой стороны. В первой половине 80-х он учился в Московском институте нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина на одном курсе с Евгением Швидлером и Валерием Ойфом. Неизвестно, кто из этой троицы первым познакомился с Романом Абрамовичем. Факт, что в конце 1997-го Блох стал президентом компании «Сибнефть».


Как не знакомые друг с другом банкир и нефтяник стали партнерами по производству молока?

 

Молоко на сдачу

В июле 1998 года Блох ушел из «Сибнефти». Говорили, что он не был согласен с тогдашним проектом слияния компании с ЮКОСом. Официальная причина, озвученная пресс-службой: «Проекты, которыми он решил заняться, лежат за пределами коммерческой специализации компании». Какова бы ни была истинная причина, развод произошел без скандала.


Ранней осенью 1999 года «Омский бекон», осиротевший после краха Инкомбанка, перешел во владение лиц, которых в местной прессе было принято именовать «акционерами «Сибнефти». «Мотором» покупки «Бекона» пресса называла Андрея Блоха. Тут и произошла встреча партнеров — новым гендиректором «Бекона» стал Андрей Бесхмельницкий.


В 2000 году партнеры создали компанию «Планета Менеджмент», которая развила бешеную активность по скупке активов в розничной торговле, мясопереработке и молочной промышленности. К 2003 году объем выручки предприятий, купленных «Планетой», достиг $1 млрд. Три основных направления бизнеса были оформлены в отдельные компании: «Национальный торговый альянс» (НТА, розница), «Продо» (мясо) и «Юнимилк» (молоко).

 


«Первую скрипку в процессе скупки играл Андрей Бесхмельницкий, талантливый менеджер, — рассказывает предприниматель Олег Тиньков, который в 2002 году продал «Планете» свою компанию «Дарья». — В смысле финансирования можно только предполагать, что там было на самом деле. Думаю, Абрамович просто помогал Блоху, старому другу. Хорошо иметь таких друзей. Жалко, что я не друг Романа Аркадьевича».


По неофициальным данным, контролем в «Планете» владела Millhouse Capital, компания, управляющая непрофильными активами акционеров «Сибнефти». «Это [«Планета»] был их [Блоха и Бесхмельницкого] проект, мы им просто помогали», — говорит сотрудник Millhouse, пожелавший сохранить анонимность.


Но в ноябре 2003 года стало известно, что Блох и Бесхмельницкий «разводятся» с партнерами. Сейчас юридическое оформление «развода» заканчивается: Бесхмельницкому и Блоху достанется «Юнимилк», а акционерам «Сибнефти» — НТА и «Продо». О том, что это не было предусмотрено первоначальным сценарием, свидетельствуют осторожные высказывания Андрея Бесхмельницкого: «У нас разный менталитет. Я из пищевки — они из нефтянки. У нас разный жизненный опыт, разные взгляды, и, чтобы не сталкиваться и не искать компромиссы, мы решили каждый жить своей жизнью. Мы расстаемся очень тихо, мирно и цивилизованно».


«Возможно, Абрамовичу за три года просто надоело все это финансировать, и он решил проект «Планета» прекратить. Поэтому они и расстались с Блохом», — предполагает Олег Тиньков. «Было много слухов о том, что Абрамович решил вывести свои активы из России и поэтому выставляет «Продо» и НТА на продажу. Было ясно, что продажа «Юнимилка» — вопрос только времени. Видимо, поэтому Блох и Бесхмельницкий сами решили выкупить «Юнимилк», чтобы развивать его дальше», — говорит бывший топ-менеджер одного из молочных заводов «Планеты».


Информированный участник мясного рынка предположил, что в сделке не фигурируют деньги — Блох с Бесхмельницким получат «Юнимилк» в обмен на свои доли в головной компании «Планета».

 

Свободное плавание

Вряд ли стоит считать развал «Планеты» катастрофой для ее создателей. В качестве платы за три года работы они получат 11 предприятий, занимающих устойчивое положение на региональных рынках, в том числе петербургский «Петмол», «Самаралакто», «Липецкмолоко», «Милко» (Красноярск), крупнейший на Украине киевский «Галактон». Свою задачу Бесхмельницкий формулирует кратко: «Мы не делаем молочные продукты, мы строим ликвидную компанию». Своего основного конкурента определяет четко — «Вимм-Билль-Данн». Но свое положение в конкурентной гонке Бесхмельницкий не приукрашивает: «ВБД в два раза больше, они уже великие, а мы пока находимся в начале пути».


Весь прошедший год партнеры строили из конгломерата отдельных предприятий единую компанию. «Купить завод просто, гораздо сложнее заставить людей работать вместе. Очень много времени ушло на создание общего информационного поля, ведь мы должны говорить на одном языке: что такое маржа, прибыль, как считать себестоимость». Управление ресурсами предприятий группы было автоматизировано путем внедрения ERP-систем. Создав свои филиалы при каждом заводе, «Юнимилк» взял под контроль сбыт продукции. Договориться об этом с руководителями предприятий было нелегко. «Опыт создания территориальных холдингов показал, что у гендиректора завода свои цели — ему на вырученные средства трубу бы какую-нибудь залудить. А акционерам живые деньги подавай. Начинается антагонизм между производством и сбытом. Компанию разрывает, как хомяка. Мы стараемся этого избежать и максимум полномочий делегировать на места», — говорит Бесхмельницкий.


Как рассказал Forbes бывший менеджер «Петмола», «Юнимилк» действительно сумел наладить конструктивное сотрудничество с директором этого предприятия, прислушивался к его советам. Правда, самому собеседнику Forbes пришлось покинуть комбинат как раз из-за разногласий с менеджерами «Юнимилка».


В 2004 году на предприятиях «Юнимилка» начался рост производства — будет изготовлено 580‑000 т молочной продукции против 500‑000 т годом ранее. О прибыли своей компании Бесхмельницкий говорит неохотно: «Как и в среднем по отрасли». Но добавляет, что повышение рентабельности бизнеса — его основная задача. Дело в том, что традиционная продукция (молоко, ряженка, сметана, кефир) малоизвестных региональных марок до последнего времени занимала 99% в ассортименте заводов «Юнимилка». Эти товары можно продавать без рекламы, их и так купят. Но денег на этом много не заработаешь: «Наш потребитель не может заплатить высокую цену за молоко. Это социальный продукт». Для сравнения: у «Вимм-Билль-Данна» «социальщина» в линейке молочных продуктов занимает 62% в физическом выражении, основные деньги компания зарабатывает на товарах с высокой добавленной стоимостью — йогуртах, жидких йогуртах, витаминизированных продуктах, творожных десертах. Дополнительную наценку на такого рода продукцию можно ввести и потому, что она продается под общенациональным брэндом.

 


«Юнимилк» идет по пути «Вимм-Билль-Данна». Компания выкупила право использования марки «Простоквашино» у ООО «Чебурашка», принадлежащего писателю Эдуарду Успенскому. Йогурты, кефир, молоко и глазированные сырки под этой маркой запущены в производство в Петербурге, Самаре, Красноярске, Липецке. Серию обогащенных полезными добавками молочных продуктов будут выпускать по всей стране под маркой «Актуаль», в дальнейших планах — создание еще двух общенациональных брэндов.


Аналитики отмечают, что «Юнимилку» достались хорошие производственные площадки в богатых регионах России. Следовательно, успех компании больше зависит от правильной маркетинговой политики, чем от исправной работы производственных линий (хотя в техническое перевооружение предприятий «Юнимилк» инвестицирует уже сейчас). Для превращения «Юнимилка» во второй «Вимм-Билль-Данн» Бесхмельницкому понадобится много времени: «На завершение бизнес-цикла нам потребуется еще минимум пять лет». После этого он не исключает частичную или полную продажу компании. «Мы должны иметь возможность передать компанию другим людям. В 2017 году мне исполнится — страшно подумать — 50 лет, я же не знаю, чем мне тогда будет интересно заниматься».

Рынок в цифрах

  • 8,2 млн т молока и молочных продуктов на $5,3 млрд произведено в России в 2003 году. По этому показателю страна заняла 3-е место в мире после США и Индии.
  • 1500 производителей молока и молочных продуктов работают в России; только 10% из них выпускают более 50 т продукции в сутки.
  • 223 кг молока и молочных продуктов в год потребляет в среднем житель России. В 1985 году этот показатель составлял 344 кг.
  • 4–5% составляет ежегодный рост потребления всех молочных продуктов в России. Потребление йогурта растет на 27% в год.
    Источник: Тройка Диалог

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+