В России привыкли: в интернете все бесплатно. Вячеслав Рудников хочет приучить россиян к платному контенту и бесплатным бухгалтерским программам
На севере Москвы, в одной из резиденций крупного компьютерного холдинга R-Style, проживает e-Style — группа небольших фирм, занимающихся мультимедиа и интернетом. Оперативное руководство всем холдингом осуществляет Василий Васин. В то время как человек, позвавший Васина в бизнес, отец-основатель R-Style и, надо полагать, главный его акционер, Вячеслав Рудников, управляет маленькой e-Style. Странно? Только на первый взгляд.
Рудников занялся бизнесом еще в конце 80-х. В 1991-м он возглавил советско-сингапурское совместное предприятие R-Style, оно занималось импортом компьютерной техники. Были, впрочем, и другие дела. Как напоминание о предпринимательских опытах 1991–1995 годов в собственности у Рудникова с партнерами остается завод «Брянсксантехника».
В 1991-м Рудников пригласил в компанию Васина, своего двоюродного брата, аспиранта коломенского ВНИИ тепловозов и путевых машин. Тот колебался, потом взял два отпуска подряд и приехал в Москву попробовать. «Василий — он такой, все продумывает», — вспоминал позже Рудников.
Между тем время не располагало к долгим размышлениям. Глава R-Style подбирал себе сподвижников и делился с ними долями — и, как не без юмора рассказывает Рудников теперь, «кто приходил раньше, тот получал больше». Летом 1992 года оборот компании достигал $1 млн в месяц. К середине 90-х R-Style вошла в число крупнейших продавцов компьютерной техники, имела собственный сборочный цех в Сингапуре, начала производство программного обеспечения. К тому времени компаньоны успели распределить обязанности. Рудников стал президентом всей группы. Васин в 1994-м возглавил входившую в холдинг дистрибьюторскую фирму RSI. Но такое положение оказалось невечным.
Рудников был мастером ярких, но спорных решений. Например, выводя на рынок программную систему для банков, «эр-стайловцы» по наставлению своего президента назначили на нее цену в 7–10 раз выше, чем у конкурентов. Психологический расчет — дорого, значит, есть за что платить — оправдался.
Развернуться в полной мере фантазии Рудникова позволило дальнейшее расширение мультимедийного бизнеса группы. В середине 90-х R-Style занялась созданием игровых и образовательных компьютерных программ. Идея была такая: объяснить людям, для чего им покупать компьютер у R-Style — есть, мол, готовые программы. «А потом Рудников, по-моему, вошел во вкус, — рассказывает Владимир Долгов, бывший начальник отдела мультимедиа R-Style, а ныне гендиректор фирмы «Интернет Решения», оператора онлайнового магазина «Озон». — Понял, что мультимедиа может стать отдельным бизнесом. У него есть умение предвидеть, когда еще немногие понимают, что из чего-то можно сделать деньги».
Со стороны это выглядело подозрительно: глава крупной группы компаний вдруг увлекся игрушками. Другие владельцы R-Style отнеслись к этой затее президента скептически. Долгов вспоминает, как Рудников с увлечением демонстрировал прочим акционерам новую энциклопедию на компакт-диске. У него она вызывала искреннее восхищение. Но партнеры воспринимали красоты технологий без энтузиазма.
Тем временем оперативные вопросы все чаще решал Васин — в том числе и те, которые формально не входили в сферу его компетенции. И в 1999 году новая расстановка сил была закреплена юридически: президентом холдинга стал Васин, а Рудников возглавил совет учредителей — «что-то вроде корпоративного парламента». А в 2001-м стал еще и президентом созданной родственной группы компаний e-Style, в которую вошли курируемые им мультимедиа и интернет-проекты.
«Как Васин заставил Рудникова поделиться властью? — рассуждает один из бывших менеджеров компании, попросивший не называть его имени. — Я думаю, это была насущная необходимость. Рудников незаменим, когда надо что-то совершить быстро, «на уровне взрыва». А годами вытаскивать, скажем, системную интеграцию в нормальный бизнес — это он не умеет. У меня такое ощущение, что в холдинге R-Style это может делать только Васин».
Василий Васин отказался давать комментарии для этой статьи — в отличие от Рудникова. «Я скорее креативщик и visionary, — рассказывает о себе Рудников в интервью Forbes. — Осваивать новое, видеть перспективу... Я сознательно ушел в тень, чтобы реализовать свои идеи».
Но что из этого получилось? Спустя три года перевод отца-основателя в e-Style выглядит добровольной ссылкой. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем бизнеса R-Style в 2003 году составил почти $300 млн. Обороты e-Style трудно сравнивать с «эр-стайловскими» — по мнению некоторых участников рынка, они меньше как минимум на порядок. Наибольший доход, по словам Рудникова, ему приносят производство и продажа «контента», а также офшорное программирование.
Как и в середине 90-х, у Рудникова нет недостатка в смелых, рискованных идеях. e-Style, например, размещает в интернете платные тексты книг и ведет войну с подрывающими этот бизнес бесплатными библиотеками. «Кто-то должен быть первым, — объясняет Рудников. — Мы создаем юридические прецеденты. Интернет становится частью правового поля».
Другое неординарное начинание — выпуск бесплатной бухгалтерской программы. Освоив свободно распространяемую однопользовательскую версию, клиенты, по убеждению главы e-Style, станут переходить на платную многопользовательскую. Проект называется «ВС:Бухгалтерия». «ВС» — это «высший сорт», противопоставление «первому сорту» «1С:Бухгалтерии», продукту компании «1C», которая сегодня контролирует более 60% российского рынка массового финансового ПО.
«ВС:Бухгалтерия» вышла на рынок летом прошлого года. Сейчас, по словам главы e-Style, у продукта около 30‑000 зарегистрированных пользователей. Регулярно интересуются обновлениями около 5000. Не так уж много для такой мощной индустрии.
Рудников сохраняет значительное влияние во всем холдинге R-Style. Но большую часть времени все-таки проводит со своими энциклопедиями, библиотеками и играми. А еще путешествует, много фотографирует. «Все больше времени начинаю уделять нерабочей стороне своей жизни. Надеюсь, этот процесс будет продолжаться», — рассказывал он еще три года назад в интервью специализированному изданию IT-Daily.
А как же бизнес? «Если на рынке появится новая модная волна вроде мультимедиа и доткомов, — говорит бывший менеджер холдинга R-Style, — Рудников обязательно этим займется». Вот только когда эта волна придет?