К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Своя игра: как открыть психологическое агентство

фото ИТАР-ТАСС
фото ИТАР-ТАСС
Агентство баскетболистки Ирины Рюхиной заняло свободную нишу: спортивных психологов в России очень мало

Ирина Рюхина увлеклась баскетболом в 10 лет. Стала мастером спорта международного класса, двукратной чемпионкой Европы среди молодежи, игроком российской сборной. В 2010 году 24-летней баскетболистке пришлось завершить карьеру: травмы спины (грыжи позвоночника) мешали играть на прежнем уровне.

Попрощавшись со спортом, Ирина задумалась о новой работе. Поначалу занялась маркетингом. По знакомству устроилась в агентство «Центр спонсорских программ», где ей предложили развивать спортивное направление. Расширив круг общения, Ирина познакомилась со спортивными психологами. В Петербурге на тот момент работало несколько специалистов, но объединенной ассоциации не было. Рюхина решила занять эту нишу.

«У меня совершенно не было страхов начинать бизнес, — вспоминает спортсменка, — я была на 100% уверена в успехе!»

 

Так в 2010 году буквально за месяц Ирина зарегистрировала компанию ООО «АСП» (Агентство спортивной психологии).

Ей очень помогло давнее знакомство с легендарным спортивным психологом Геннадием Дмитриевичем Горбуновым. Ирина сходила к нему на прием (в том числе и для того, чтобы решить свои психологические проблемы в связи с резким завершением баскетбольной карьеры), поделилась идеей. Горбунов отнесся к ней поначалу скептически («предупредил, что идея провальная»), но все же решил поддержать. Именно он помог Ирине набрать в штат первых специалистов.

 

«В России к психологам относятся с опаской, считается, что они не особо нужны спортсменам, — рассказывает Рюхина. — А в Америке и Китае они давно уже не экзотика и обычно введены в тренерский штаб». Ирина решила использовать западный опыт и полетела в США — посмотреть, как устроено известное агентство Association for Applied Sport Psychology. В России спортивная психология строится на теории, а у американцев она позаимствовала нацеленность на практику: психологи не читают спортсменам лекций, а выполняют с ними упражнения прямо на тренировках.

На начальном этапе Рюхина вложила в бизнес (аренда помещения, зарплата психологов) 500 000 рублей собственных сбережений. Ездила по спортивным школам, предлагала бесплатные мастер-классы. Через спорткомитет Петербурга договорилась об электронных рассылках — оповещениях о мастер-классах во все спортивные организации города.

Первыми откликнулись родители теннисистов. Тренинг для учеников провел Горбунов. Дальше подтянулись пловцы, каратисты. Сейчас список расширился, в него уже входят парусный спорт, футбол, хоккей, баскетбол, легкая атлетика, бальные танцы и даже шахматы.

 

На одном языке

Большая часть клиентов — молодые спортсмены, которые имеют, к примеру, конфликты с тренером и партнерами по команде, испытывают тревогу и страх на соревнованиях, тяжело переживают поражения. Случается, что помощь просят и опытные спортсмены, которых в свое время не научили, как настроиться на игру или не перегореть перед соревнованиями.

«Изначально я ориентировалась на сборные, но сталкивалась с непониманием: «А что вы можете дать?» Тренеры и спортсмены воспринимают психологов как вроде бы что-то нужное, но с неясным эффектом. Главная трудность на старте была в том, чтобы донести информацию». Чтобы делать это профессионально, Ирина выучилась на спортивного психолога в СПбГУ.

В агентство обращаются в среднем 150 спортсменов в год.

Встречи проходят в спортивном комплексе «Юбилейный», именно там расположен офис «АСП». Одному спортсмену требуется около пяти консультаций. Первая консультация стоит 2000 рублей, последующие — 1500. Для тех, кто занимается спортом первый год, ценник ниже — 1000 рублей за прием. Индивидуальные консультации приносят Рюхиной около 100 000 рублей в месяц.

В штате «АСП» семь психологов. У каждого свое направление: кто-то лучше работает с мотивацией, кто-то — с тревожностью, концентрацией или с волевыми качествами. Специалисты получают 25% от стоимости консультации. Первые два года агентство ничего не зарабатывало, и Ирине приходилось постоянно вкладывать деньги (всего 1 млн рублей). С третьего года вложения стали окупаться.

 

Конек Рюхиной — игровые виды спорта, ее основная задача —  работа с начинающими футболистами из академии «Зенит» и хоккеистами из клуба «Серебряные львы». В «Зените» Ирине дали карт-бланш: она сама формирует темы занятий, придумывает упражнения. Целый год Ирина потратила только на изучение тактики игры, посещала практически все матчи. Сейчас она каждый день встречается с одной-двумя группами (от 7 до 17 лет), чаще всего прямо во время тренировок, на поле. Ирина делит игроков по амплуа: на одной неделе  работает с нападающими, на другой — с защитниками, полузащитниками, вратарями.

«Есть распространенные темы в общей психологии: сплочение, управление эмоциями, концентрация. Все упражнения прописаны, моя задача  — адаптировать их под спорт. Вот, к примеру, задача на сплочение: за каждую хорошую передачу футболисты должны похвалить друг друга. Кого сколько похвалили — тот столько раз может пробить пенальти в конце тренировки».

Когда Ирина только начинала работать с футболистами, ей казалось, что чем больше она будет рассказывать про своей собственный спортивный опыт, тем быстрее найдет с ними общий язык. Все оказалось иначе: подростки были нацелены на свой результат, а достижения баскетболистки воспринимали как самопиар. Ирина пересмотрела тактику, и заинтересованных стало больше. А за ними тянутся и остальные — те, кто поначалу не доверял, сопротивлялся.

 

Эффективнее рассказов о былых достижениях оказался «спортивный язык».

Ирина использует привычную для ребят терминологию: «обострить», «скрытая резкая передача». Спортивному языку не учат в СПбГУ. Это уже собственный опыт Ирины — в новую профессию она принесла багаж, накопленный в спорте.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+