Исследователь и консультант Шон Ачор участвовал в создании движения позитивной психологии, был одним из создателей и лекторов знаменитого курса про счастье в Гарварде, который стал одним из самых популярных в университете. В своей новой книге «Преимущества счастья» он рассказывает о способах повышения оптимизма на рабочем месте. Нужно ли это компаниям?
Счастье в цифрах
Термин «счастье» часто кажется слишком несерьезным в деловом контексте, отмечает старший вице-президент по кадрам Adobe Systems Донна Моррис. Поэтому, пригласив Ачора рассказать руководителям Adobe о позитивной психологии, она была рада узнать о существовании объективных данных, показывающих, что чем выше уровень счастья сотрудников, тем выше производительность труда. Исследования Ачора показывают, что оптимистично настроенные сотрудники опережают пессимистов по объему продаж — разница достигает 37%, а расходы на медицинское обслуживание у них ниже на 30%. Эффект проявляется в разных отраслях, профессии участников исследования тоже значения не имеют. Даже врачи-оптимисты втрое более изобретательны и на 50% более точны в своих диагнозах. «Оптимизм — залог успеха», — отмечает Ачор. Но он сожалеет, что большинство компаний не спешат проявить заботу о психологическом благополучии сотрудников. «Вы тратите деньги на доступ в интернет для своих сотрудников. Почему тогда не тратить деньги на энергию, которая питает их мозг?» — спрашивает Ачор у руководителей компаний, которые могут скептически отнестись к перспективе денежных вложений.
Что нужно, чтобы осчастливить сотрудников?
Социальные связи
В ходе годового исследования ученые Массачусетского технологического института проанализировали социальные связи и привычки почти 3000 сотрудников IBM. Они обнаружили, что сотрудники с более широким социальным окружением приносили IBM больше денег (в среднем на $948 за один контакт в адресной книге). Получив данные об ощутимых прибылях, IBM запустила программу, призванную помочь перезнакомить сотрудников, которые друг друга не знают или нечасто работают вместе.
Комфортный офис
У Стейси Салливан редкая должность — она директор по культуре компании Google, прославившейся своим кампусом и программами стимулирования сотрудников. «Сделав рабочую среду более приятной, вы получите более заинтересованных сотрудников, повысите удовлетворение от работы, производительность труда и сделаете компанию более привлекательным местом для работы», — говорит Стейси .
Салливан работает в Google 11 лет, она пришла, когда в компании было всего 50 человек. Теперь штат интернет-гиганта насчитывает 23 000 сотрудников, и она убеждена, что новаторские подходы к менеджменту помогают Google создавать передовые продукты. Такие способы стимулирования, как медицинская помощь, химчистка и замена масла в автомобиле прямо на территории кампуса, бесплатные завтраки, обеды и ужины, экономят время сотрудников Google и помогают им поддерживать здоровый баланс между работой и личной жизнью. Кроме того, в кофейной зоне сотрудники часто едят вместе, что повышает чувство социальной связи и дает дополнительную возможность обмена идеями.
Google не единственная компания, направляющая средства на счастье сотрудников. В швейцарском офисе UBS для сотрудников оборудована комната сна, где они могут восстановить силы во время рабочего дня. А в американском финансовая компания привозит по пятницам тележку с пивом, чтобы помочь сотрудникам расслабиться и общаться. Чтобы работники выходили на свежий воздух, PepsiCo предлагает им участки земли для органического садоводства и завлекает их на прогулки по зеленым окрестностям.
Adobe предлагает сотрудникам помещения для занятий фитнесом в офисе и площадки для игры в бочче (петанк), а также поддерживает 80 клубов, объединяющих сотрудников по интересам вроде вязания и чтения. «В это стоит вкладывать, — говорит Моррис из Adobe. — Если кто-то счастлив в личной жизни, это переходит в рабочую жизнь, и наоборот. С нашей точки зрения, это повышает производительность».
Вне рамок
Многие «стратегии счастья» ничего не стоят Google. Каждую пятницу компания проводит общее собрание коллектива TGIF («Слава богу, сегодня пятница»). Персонал встречается с руководством, чтобы отметить ценные достижения, отпраздновать успехи и обсудить, что происходило за неделю.
Поняв, что сотрудники часто увлекаются идеями и проектами, лежащими за пределами их должностных обязанностей, руководители Google ввели программу, которая позволяет сотрудниками использовать 20% своего рабочего времени на проект по выбору. Это не только сделало работников более счастливыми и повысило их лояльность, но и позволило создать инновационные продукты вроде Gmail и Google Talk.
Ачор предлагает компаниям еще несколько способов сделать сотрудников счастливее, например, оживить офисное пространство цветом стен или картинами, устроить дополнительные зоны отдыха в офисе и возле него, чтобы сотрудники больше общались, установить игровые станции, чтобы занять сотрудников в перерывах, и рекомендовать менеджерам ежедневно хвалить сотрудников.