«Уолл-стрит падет» и другие признания индийского гуру бизнес-тренингов
Дипак Чопра — американец индийского происхождения, основатель и президент Chopra Foundation, сопредседатель Chopra Center for Wellbeing. В мире он известен прежде всего как автор мировых бестселлеров по духовному самосовершенствованию, выпустил 65 книг, среди которых «Жизненная энергия» и «Семь духовных законов успеха». Будучи также профессором Kellogg School of Management, Дипак десять лет читает курс The soul of leadership для топ-менеджеров Ernst & Young, Hewlett-Packard, Pepsi, Hearst и других мировых компаний.
Дипак Чопра приезжал в Москву с лекцией, после чего поделился с Forbes своими рызмышлениями о будущем, в котором приживутся не сильные, а мудрые
— На лекции Вы описали современный мир как темную комнату: человек спотыкается, врезается в мебель, бьется об углы. Хотя ему ничего не угрожает, он испытывает стресс и страх, как будто его загнали в ловушку. А что нас ждет дальше?
— Сегодня человек находится на уровне «суженного сознания». В мире идут войны, процветают коррупция, произвол, экономическая и политическая несправедливость, экстремизм и ненависть, люди заботятся только о своем благополучии и насыщении. Русский бизнес, как и китайский или индийский, стоит на олигархии, успех предприятия зависит от связей. То же самое и в США, но коррупция там еще более изощренная. Но со временем это все изменится. От уровня «суженного сознания» мы перейдем к «расширенному сознанию»: в темной комнате появится фонарик, будут видны очертания предметов и то, что раньше казалось проблемой, станет возможностью. Цель человечества — выйти на ступень «свободного сознания», в комнату, залитую солнечным светом, в которой не будет места страхам, а принимаемые человеком решения станут духовными. Духовные решения идут от души и основаны на общечеловеческих представлениях о добре, любви, сопереживании, взаимопомощи.
— Что нужно сделать человеку, чтобы выйти на новый уровень?
— То, что изменения близятся, а привычный нам бюрократический мир разрушается, доказывают, например, «арабская весна» или феномен «Захвати Уолл-стрит». Уолл-Стрит падет, как падет и все несправедливое устройство мира. Разрушения идут от самого общества, вооруженного в первую очередь интернетом. Даже в Китае, где запрещены Twitter, Facebook, люди находят выход, как пользоваться этими ресурсами. На днях я общался с женщиной, одетой по-европейски. Она сама подошла ко мне. Когда я спросил, откуда она меня знает, она ответила, что фолловит меня в Twitter. И эта женщина была из Саудовской Аравии. Я приезжал в Россию, когда страна еще называлась Советским Союзом, и сейчас я вижу, какие огромные изменения произошли. Да, мир меняется. Меняется все: как мы общаемся, ведем бизнес, создаем благополучие. Благополучие все еще зависит от военно-промышленного комплекса, но ресурс благополучия сдвинулся от природных ресурсов к информации, информационным технологиям.
— Как тогда будет выглядеть бизнес, когда человеческое сознание перейдет на новый виток развития?
— В бизнесе эволюция человеческого сознания выражается в том, что растет число компаний, совершенствующих уровень жизни. Мой Chopra Foundation готовит индекс 100 компаний Just Сapital 100 Index, который будет конкурировать с индексами Dow Jones и S&P и докажет, что в долгосрочной перспективе социально ориентированный бизнес приносит больше прибыли, нежели традиционные компании с Wall Street.
— Какого лидера будут искать такие компании?
Мой наставник, изобретатель вакцины от полиомиелита доктор Джонас Солк в конце своей жизни сказал, что следующая фаза эволюции — это «метабиологическая эволюция»: выживут не самые сильные и приспособленные, а самые мудрые. В действительности эволюционирующее общество и бизнес требуют нового подхода к лидерству — просвещенного лидерства.
— Каким Вы видите просвещенного лидера?
— Это тот, кто открывает потенциал для роста в себе и тех, кто следует за ним. Просвещенный, духовный лидер опирается не на религию, идеологию или догмы, а на общечеловеческие ценности — правду, доброту, любовь и сострадание, а также интуицию и креативность. Он одинаково общается как со своими близкими людьми, так и с коллегами, подчиненными.
Такой лидер должен найти способ заинтересовать сотрудников. Если руководитель не замечает сотрудника, игнорирует его, то процент невовлеченности работника в бизнес составляет 45%. Если работника критикуют, показатель снижается до 25%, потому что людям нужно внимание и они лучше воспринимают критику, нежели игнорирование. Если менеджер отметит хотя бы одну сильную сторону сотрудника, невовлеченность снизится менее чем до 1%. Хороший лидер должен уделять внимание своим сотрудникам, прислушиваться к ним, заботиться и ценить — замечать их сильные стороны. Чтобы компания лучше развивалась, духовный лидер создает пространство, в котором сотрудники эмоционально связаны между собой, хорошо общаются, а лучше — дружат.
— Разве возможно, чтобы все сотрудники дружили?
У работника может быть два восприятия себя в компании: «меня контролируют» либо «я помогаю создать лучший бизнес». Лидер устанавливает ненасильственное общение с сотрудниками (Nonviolent communication, NVC. — Forbes.ru). Такое общение основано на идее, что каждый человек обладает способностью к состраданию и прибегает к насилию только в том случае, если не видит более эффективных способов удовлетворить свои потребности. Ненасильственная коммуникация применяется, например, в решении арабских проблем, конфликтов между чернокожим и белокожим населением Америки. В бизнесе руководитель должен вести себя уважительно по отношению к другим, не жестоко. Иначе кто захочет работать на тирана?
Духовный лидер наблюдает за сотрудниками, не вынося своих оценок или суждений, делится мыслями, переживаниями, объясняет свою потребность и просит, а не требует удовлетворить ее. Узнав о потребности сотрудника (успех, больший доход, лучшее качество жизни, безопасность), две стороны договариваются и таким образом вовлекаются в общее дело.
— А как же, например, Стив Джобс? Едва ли он вел себя так, как Вы говорите. Означает ли это, что он не был хорошим лидером?
— В долгосрочной перспективе Джобс не был блестящим лидером, он был новатором. Но и он понимал, насколько ценны люди для успеха компании. Будущее лидерство — это не один человек, а то, что называется «морская звезда». Феномен паука и морской звезды состоит в следующем. Отрежьте одну из паучьих ножек, и вы получите паука с семью ногами. Отрежьте ему голову — и вы получите мертвого паука. С морской звездой все иначе. Отрежьте одну из конечностей — и на ее месте появится одна или две новые. В отличие от паука морская звезда децентрализована, и в каждой из ее конечностей реплицируются все жизненно необходимые органы. Морская звезда — пример правильно распределенного лидерства. Во главе фирмы не может стоять один незаменимый человек, должна быть своя самообновляемая экосистема.
— В своих статьях Вы много уделяете внимания такому понятию, как «женственная энергия». Для чего она нужна лидеру?
— Это не та энергия, что есть только у женщин. Маргарет Тэтчер, Голда Мейер, Индира Ганди — великие лидеры-женщины копировали сильный пол и не обладали ею. Под женственной энергией я понимаю эстетику, чувство прекрасного, мягкость, любовь, доброту, сострадание. О том, что бизнесу требуются новые лидеры, говорит назначение на должность CEO Yahoo! беременной Мариссы Мейер. Компания сделала ей предложение и предоставила декретный отпуск, потому что хочет получить лидера с женственной энергией. В будущем женщины будут играть важнейшую роль, и у них будет больше потенциала становиться лидерами.
— Каждый ли человек может стать «просвещенным» лидером?
— Попробовать научиться быть просвещенным лидером может каждый. Для этого нужно слушать — слушать умом, сердцем, душой; расширять самосознание; повышать самооценку людей, которые работают с тобой, общаться с ними уважительно; принимать ответственность. Если дела идут плохо, хороший лидер скажет: это моя вина; когда все отлично, он скажет: это заслуга моих сотрудников.