К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Зоопарк — это работа с людьми


Тот, кто звонил с необычным предложением, попросил не смеяться, но удержаться было трудно. Финансист, бывший вице-президент банка «Петрокоммерц» Наталья Колобова не планировала столь радикально менять род занятий — ей предлагали возглавить Московский зоопарк.  

Я размышляла над этой возможностью примерно три месяца и поняла, что хочу этим заниматься. Зоопарк ведь та же производственная структура, подчиняющаяся универсальным законам управления. И в то же время розница, где при хорошей погоде за клиента и бороться не надо. Да, проблем оказалось больше, чем я предполагала».

После назначения в апреле 2013 года Натальи Колобовой директором Московского зоопарка общественность страшно взволновалась. Тем более что, как подчеркивали новостные агентства, руководитель здесь сменился впервые за 30 (!) лет. Зоопарк не просто объект городской культуры. Если речь идет о москвичах, то у каждого он свой, как все детские воспоминания, и перемены на этой территории горожан настораживают.

 

В московском правительстве решили: нужно, чтобы зоопарк, которому в этом году исполняется 150 лет, не остался прекрасным воспоминанием, а превратился в новую прекрасную реальность. Сохранил бы высокий научный и просветительский уровень и стал комфортным музеем живой природы. И хорошо бы он сам обеспечивал свои текущие расходы.

Для этого нужен был новый менеджмент. Наталья Колобова его олицетворяет. Ее стиль — сухой, элегантный, конструктивный — ощущается во всем. В манере одеваться, обставлять кабинет, разговаривать с подчиненными и журналистами. Хотя в зоопарке деловая элегантность почему-то выглядит неожиданно.

 

В Сети с вирусной скоростью распространились вести о том, что новый директор наводнила территорию ларьками с фастфудом, извела осетров редких пород, а организованный ею рок-концерт погубил только что вылупившихся птенцов. После многих лет заповедного существования зоопарк стал предметом пристального внимания и общественного контроля.

«Публичность стала для меня первым серьезным испытанием. И поначалу я «вздрогнула». Но теперь понимаю, что с этим надо мириться и уметь гнуть свою линию».

По идее, «линия Колобовой» в том, чтобы Московский зоопарк стал современным городским пространством, комфортным и для людей, и для животных. Чтобы посмотреть на чудеса вроде розового фламинго и белого тигра в центре столицы, приходили не только бабушки с внуками, но и самые разные люди.

 

«Посетители часто жалуются: мол, пришли, а животных не увидели. Что поделать? Публичное кормление не может быть частым. Но когда в парке красиво все — клетки, вольеры, дорожки, навигация, то люди просто отдыхают, прогуливаются и думают, что на животных можно и в следующий раз посмотреть. В какой-то момент зоопарк превратился в парк развлечений с плохонькими аттракционами. Но их убрали еще до моего прихода. Снесли бесконечное количество торговых палаток — вместо 70 их стало 15, при этом доход от аренды остался на прежнем уровне. Уже разработали новый фирменный стиль, бренд. Ввели вечерние экскурсии (предварительно обновив их весьма устаревший текст), и они стали мегапопулярны! Весной у зоопарка появится новый современный сайт. Наконец-то можно будет купить электронный билет, заказать экскурсию без предварительной телефонной записи, составить маршрут посещения… Но что там сайт, когда тут фонарей до сих пор не было? Скоро появятся».

Зоопарк — это животные и их потребности, с одной стороны, и посетители и их интересы — с другой. А еще это сто с лишним объектов недвижимости разного масштаба, огромный поток кормов, финансовые службы, запущенные объекты реконструкции, устаревшие вольеры, инженерные коммуникации, некоторые из которых — ровесники юбиляра. И конечно, трубы непрерывно рвутся, а крыши текут. Плюс грандиозная реконструкция к юбилею, а затем и праздничные мероприятия.

Сейчас чистят пруды, ремонтируются вольеры. Осенью 2014-го после празднования юбилея начнется строительство дополнительного выхода на Красную Пресню. Появилось несколько адресных проектов.

«Например, надеемся глобально отремонтировать павильон «Полярный мир» с белыми медведями. Там можно построить вольер хорошего европейского уровня. Но для этого надо найти серьезного инвестора. Без них не существует ни один зоопарк в мире. В нашем благотворительность пока сводится к небольшим пожертвованиям на конкретных животных. Суммы разнятся — одно дело жертвовать на слона и другое дело — на мышку. Но эти деньги погоды, в общем-то, не делают. Спонсор должен быть глобальным!»

Если говорить только о текущих расходах, то в 2013 году средства, заработанные от посещений, составили 45% бюджета зоопарка. Это самая большая цифра за последние годы.

 

«В банке я, финансист с математическим прошлым, долго была риск-менеджером, — рассказывает Наталья Колобова. — Умение просчитывать ситуации, не принимать поспешных решений и природная, возможно чисто женская, осторожность пригодились мне на новом месте. Большое количество людей, работающих в зоопарке каждый день, сталкиваются с угрозой жизни и здоровью. Здесь четкие правила игры и строжайшая техника безопасности. Думаю, на это место искали не то чтобы жесткого управленца. Искали того, кто дров не наломает. Никаких массовых увольнений я не произвожу, хотя 8% аппарата управления пришлось заменить. Дальнейшие кадровые перестановки необходимы, но происходить они будут медленно, спокойно, в рабочем режиме. Конечно, я привыкла, что в банковской сфере надежной мотивацией персонала служат деньги и продвижение по службе. У тех же, кто по 20, а то и 60 лет «служит» в зоопарке, свои ценности и свои представления о стимулах. И это точно не деньги и карьера».

Общественность и СМИ будут пристально следить за всем происходящим на Баррикадной. Но, кажется, Колобова спокойно работает в ситуации, когда все ее действия рассматриваются с особым пристрастием.

«В российском обществе, безусловно, сохраняется шовинистическое отношение к женщинам-руководителям. Женщине надо быть лучше, компетентнее, больше работать и лучше себя проявить, чтобы получить шанс занять место, которое априори предназначено мужчине. Так что все нормально, я привыкла. В зоопарке, как в «Алисе в Стране чудес»,  за каждой дверкой оказывается еще одна, потом еще. И это бесконечно интересно. Я никогда не стану зоологом и не буду знать всех тонкостей. Но я иду вперед, осваиваюсь и не секунды не жалею, что пришла сюда работать. И Московский зоопарк об этом тоже не пожалеет».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+