На два фронта: как технологии поддерживают неравенство и помогают бороться с ним
Исследование, проведенное в 2020 году компанией EDTech, в связи с частичным переходом школ по всему миру на онлайн-обучение, показало, что девочки прекрасно справляются с новыми технологиями и показывают большую, чем мальчики, вовлеченность, если получают к этим технологиям равноценный доступ. Однако школьницам во многих странах сложнее получить даже доступ в интернет. А значит, возможность приобрести навыки, которые позволили бы им в будущем построить карьеру, да и просто получить знания, необходимые для успешной жизни в современном мире, у них изначально ограничены.
Вместе с тем новые технологии несут и новые опасности, среди них: кибербуллинг, онлайн-сталкинг, кража данных и даже подделка сексуализированных фотографий. Женщины и здесь оказываются более уязвимой группой — особенно те, кто хуже осведомлен об этих проблемах.
Нет интернета — нет навыков
Цифровой гендерный разрыв начинается с доступа в интернет. Мужчины на 21% чаще выходят в Сеть, чем женщины, а в наименее развитых странах — на 52% чаще. По данным Международного союза электросвязи, 52% женщин в мире не пользуются интернетом и другими технологиями в области связи, тогда как среди мужчин этот показатель составляет 42%. В относительном выражении глобальный гендерный разрыв среди пользователей Сети составляет 17% (он особенно выражен в Африке, арабских государствах и в Азиатско-Тихоокеанском регионе).
Разница в доступе к интернету среди мужчин и женщин напрямую связана с обладанием мобильным телефоном. По данным Ассоциации операторов мобильной связи GSMA, во всем мире женщины на 7% реже, чем мужчины, владеют смартфонами. Виной тому — патриархальные установки, которые делают технологии мужской прерогативой. К примеру, в Индии на одну семью часто приходится один телефон, и приоритет в его использовании отдается мужчине. Женщины и девочки сталкиваются с угрозой физического насилия при заимствовании цифровых устройств.
Поскольку во многих странах образование не считается необходимым для девочек, им не стремятся предоставлять средства связи, которые можно использовать с образовательной целью. И наоборот: глобальное исследование 2020 года показало, что 50% женщин, живущих в сельской местности, не пользуются интернетом, потому что не имеют достаточно знаний о технологиях. Что касается жительниц городов, то даже среди людей с низким уровнем дохода женщины с высшим образованием пользуются интернетом примерно в шесть раз чаще, чем женщины, не имеющие высшего образования.
Наконец, женщины выполняют больше неоплачиваемой работы по уходу за детьми и пожилыми родственниками, чем мужчины, и поэтому имеют меньше свободного времени.
Исследование, проведенное аналитическим центром НАФИ в 2020 году, показало, что, хотя в России все члены семьи пользуются компьютером в среднем одинаковое количество времени вне зависимости от пола, решение о покупке электроники чаще принимают мужчины (28% против 18%). По мнению четверти опрошенных россиян, женщины меньше знают про технологии и хуже работают в сфере IT.
Цифровое насилие
Отсутствие достаточных цифровых навыков делает женщин особенно уязвимыми для мошенничества и фишинга. Так, в 2020 году наблюдался рост киберпреступности в отношении женщин. Опасности, связанные с неравенством в диджитал-пространстве, можно минимизировать, используя принципы кибергигиены. Однако те, кому эти знания могут быть наиболее необходимы, часто лишены доступа к ним.
По этой же причине женщины чаще оказываются в зоне риска насилия. Они могут не знать, когда технология используется для контроля над ними: например, когда партнер использует приложение для отслеживания. Такая функция, например, есть у приложения Absher, которое предоставляет государственные услуги в Саудовской Аравии. Через него можно подавать заявления на получение паспорта или свидетельства о рождении — или отозвать разрешение на выезд из страны для супруги.
Под колпаком: как нами управляют приложения для знакомств и родительского контроля
Цифровизация привела к появлению новых видов гендерного насилия. Агрессии в интернете подвергаются и женщины, и мужчины, и однозначного понимания, кто оказывается под ударом чаще, нет. Иногда опросы показывают, что женщины (9% против 6%), иногда — что мужчины (52% против 44%). Хотя среди подростков в целом больше страдают девочки (15% против 6%).
А вот с киберсталкингом (преследованиями в интернете) чаще сталкиваются все-таки женщины. Касается это и сексуализированных домогательств, в том числе на сайтах знакомств и в приложениях, где женщины подвергаются этой угрозе примерно в два раза чаще, чем мужчины. 57% американских женщин (против 28% мужчин) в возрасте от 18 до 34 лет заявили, что им присылали откровенные сексуальные сообщения или изображения, о которых они не просили. Шесть из десяти женщин (против 27% мужчин) в возрасте до 35 лет рассказали, что с ними пытались связаться после того, как они сказали, что не хотели бы продолжать общение.
Согласно исследованию Plan International 2020, 58% женщин из 22 стран мира заявили, что подвергались оскорблениям или домогательствам в интернете. Наиболее часто атаки происходят на Facebook (об этом рассказали 39% опрошенных). Далее идут Instagram (23%), WhatsApp (14%), Snapchat (10%), Twitter (9%) и TikTok (6%).
По данным Pew Reseаrch Center, девушки в возрасте от 18 до 24 лет наиболее уязвимы в отношении преследований и сексуализированных домогательств в интернете. С первым сталкивались 26% опрошенных в этой возрастной группе, со вторым — еще 25%.
Каждая пятая женщина из опроса Plan International после преследований прекратила использование соцсети. 22% рассказали, что боятся за свою физическую безопасность.
Сексистский искусственный интеллект
Более изощренное использование технологий можно увидеть на примере deep fake (подделки изображений с использованием искусственного интеллекта), которую называют формой диджитал-манипуляции. Сегодня от ее использования по большей части страдают женщины. В конце 2020 года фальшивые изображения более чем 100 000 «обнаженных» женщин были созданы на основе фотографий в соцсетях и распространены в чат-ботах Telegram. Такие фейковые изображения могут становиться средством шантажа, унижения и дискредитации. Распространение deep fake угрожает их карьере и психическому здоровью. Одна из пострадавших охарактеризовала свое состояние так: «Чувствую себя бесправной… наказанной за то, что я женщина». Постфактум такого рода преступления часто рассматривают как харассмент, но превентивно защитить себя пока сложно.
Цифровая гигиена: правила информационной безопасности, которым стоит научить своих детей
Гендерное неравенство проявляется в работе искусственного интеллекта даже тогда, когда его не пытаются намеренно использовать для преследования женщин. Обучаясь на образцах, которые отражают культурные предубеждения своих создателей, нейросети становятся предвзятыми. Компания Amazon была вынуждена отказаться от инструмента рекрутинга на основе ИИ, который предпочитал мужчин, а систему кредитных карт Apple обвинили в том, что она предлагает женщинам более низкие кредитные лимиты. По той же причине технологии распознавания лиц показывают меньшую точность у женщин и людей с цветом кожи, отличным от белого.
- Студия Артемия Лебедева в описании нового голосового помощника Альфа-банка сравнила женщин с котиками
- Комбайн с искусственным интеллектом и экзоскелеты: как женщины создают роботов в России
- «Равный доступ к счастью возможен»: чем занимаются эксперты по устойчивому развитию в больших компаниях
Технологии в помощь жертвам домашнего насилия
Но искусственный интеллект можно использовать и для защиты от кибербуллинга. Этим занимается исследовательница в IT-университете Копенгагена Нина Норгаард. Она разрабатывает более точную маркировку данных, чтобы обучить нейросети распознавать потенциально проблемный контент. Пока нет четкого стандарта для определения сексистских или женоненавистнических постов в интернете. Кроме того, большинство исследований ведется на английском языке, что оставляет модераторам, работающим на других языках, меньше возможностей для принятия трудных и часто субъективных решений.
Норгаард опробовала новый подход, наняв для просмотра и маркировки сообщений на полный рабочий день семь человек разных возрастов и национальностей с различными политическими взглядами. Среди них оказались разработчик программного обеспечения, климатический активист, актриса и медицинский работник. Задача Норгаард состояла в том, чтобы привести их к консенсусу в вопросе о том, какие посты являются женоненавистническими. «Это замечательно, что они не согласны [друг с другом]. Нам не нужно туннельное зрение. Не надо, чтобы все думали одинаково», — говорит она.
В общей сложности группа рассмотрела почти 30 000 сообщений, 7500 из которых были признаны оскорбительными. Самыми сложными для обсуждения оказались посты с иронией, шутками или сарказмом.
По словам исследовательницы, более четкая маркировка материалов помогла увеличить точность распознавания сексизма ИИ до 85% случаев. Годом ранее алгоритм был точен примерно в 75% случаев.
В России создательницы проекта «Алгоритм Света» придумали программу, которая ищет слова, свидетельствующие о домашнем насилии, в текстах судебных приговоров. Официальная статистика не отражает объема насилия в отношении женщин в России: в нее не попадают случаи, когда преступление было совершено партнером или бывшим супругом. Кроме того, из-за того, что сам термин «домашнее насилие» не имеет правового определения, его нельзя встретить в текстах приговоров. Но можно найти его синонимы.
«Суть работы алгоритма в том, что он соотносит текст приговора с отметкой, которую мы заранее проставили вручную, и учится искать закономерности: какие слова и выражения встречаются чаще в приговорах, где женщин убил партнер или родственник, а какие — в остальных приговорах», — рассказывает создательница алгоритма Светлана Жучкова.
Без видимых повреждений: почему важно понимать психологию авторов насилия
Чтобы получить статистику, авторы «Алгоритма Света» исследовали тексты судебных приговоров, вынесенных с 2011 по 2019 год. Они выбрали три статьи Уголовного кодекса — статью 105 («убийство»), статью 111 часть 4 («умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего») и статью 107 («убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения»). Алгоритм определяет факт домашнего насилия с точностью 86%.
Цифровое неравенство тем печальней, что именно женщины многое сделали для появления современных технологий — от первой программистки Ады Лавлейс до Хеди Ламарр, которая изобрела технологию расширения спектра связи (без нее не было бы Wi-Fi), и «матери интернета» Радьи Перлман, которая разработала STP-протокол, давший начало всемирной Сети. Возможно, разумное использование новых технологий поможет сократить количество опасностей, с которыми девочки и женщины сталкиваются в интернете, а также обеспечить доступом в Сеть тех, кто до сих не может полноценно воспользоваться технологиями в силу гендерной принадлежности.