Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку на автомобиле в компании собаки Греты. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина преодолела опасный участок горной дороги, наблюдала за работой семейной фабрики по производству черепицы, радовалась пестроте гватемальских нарядов и старого Гватемала-Сити и остановилась на ночлег у озера Изабель.
«Место, где слышны голоса духов» — так переводится с языка майя название древнего города Тикаль. Голоса духов действительно можно услышать. Город спрятался в тысячелетних джунглях, посетителей немного, и даже нет навязчивых гидов и продавцов сувениров. Тихо, спокойно и естественно. Изредка на тропинках появляются туристы да смотрители парка. Но большую часть времени можно ходить в одиночестве, и никто не нарушит тишины. Признаюсь, Тикаль произвел на меня самое сильное впечатление из всех городов майя, что я видела. И даже не размером, и не расположением в джунглях, и не формой и состоянием сохранившихся пирамид и других строений. Здесь есть возможность действительно прочувствовать атмосферу, в которой жили древние индейцы и «услышать голоса духов».
Город раскопали еще не полностью. Даже так: раскопали незначительную его часть. Хотя обнаружили Тикаль в середине XIX века, и над его раскопками работали археологи многих стран. Я попыталась сравнить схему города, реконструированную учеными, с реальностью. На месте многих пирамид стоят холмы, поросшие джунглями. Неудивительно, что Тикаль обнаружили достаточно поздно: незнающему глазу ни за что не догадаться, что под этими холмами скрываются постройки майя. Таких не раскопанных сооружений — десятки, так что Тикаль будет настоящей сокровищницей для археологов еще много лет.
В центре города расположена большая площадь, по ее сторонам возвышаются пирамиды. Именно на этой площади современные майя провели в 2012 году огненную церемонию в честь обещанного «конца света», который так и не наступил. Высота пирамид относительно небольшая, но на их вершинах находятся храмы, а их стены практически отвесные. На одну из них можно взобраться по деревянной лестнице, построенной специально для туристов. Сверху видна вся площадь и часть города. Спускаться обратно не было никакого желания. Так и стояла бы там вечно. Представляю, что чувствовали правители Тикаля, стоя там, когда город был в самом расцвете, и не понимаю, как можно было оставить его на волю джунглей. Наверное, у майя были серьезные причины уйти из него.
Тикаль расположен в северной части Гватемалы среди влажных тропических лесов. Конечно, статус национального парка ему присвоен, в первую очередь, чтобы сохранить древнюю столицу майя. Но вместе с ней под охраной находится местная экосистема. Я далеко не ботаник, но с любопытством рассматривала здешнюю растительность. С 70-метровой высоты пирамиды открывается вид на изумрудные джунгли. Кое-где просматриваются каменные вершины храмов, возвышающиеся над макушками деревьев.
Я приехала в Тикаль рано утром, чтобы успеть посмотреть его до наступления сильной жары. По-хорошему, надо провести здесь несколько дней. Рядом есть отличный кемпинг, но с животными вход запрещен. От места покупки билета до входа в парк — 17 км. Пешком их не пройти, а значит, и в машине мою собаку Грету одну не оставить. Воспользовалась проверенным способом посещения нацпарков: Грета ждет меня в отеле. В джунглях есть птицы и звери. Одни прикормленные специально для туристов — они спокойно вышагивают по территории парка. Другие дикие, из-за них и запрет на вход с собакой. Я считала, что в парке водятся ягуары — уж слишком часто встречалось название этого животного в разных местах Тикаля. Но я не обнаружила даже намека на их присутствие здесь. Может их и нет тут вовсе, а может, это мне не повезло. Или, наоборот, повезло.
Из Тикаля я еду в город-остров Флорес. Он стоит на озере Петен-Ица. Когда-то на его месте был майяский город Тайясаль. Испанцы очень долго не могли его завоевать — островное расположение позволяло держать оборону. Но и он в конце концов сдался, хоть и в числе последних. С тех пор город перестроили, переименовали, а с сушей его соединяет дамба.
Чтобы не толкаться в пробках на узких улицах Флореса, я поднялась на смотровую площадку с противоположной стороны озера. Издалека город выглядит маленьким, как игрушка. После прогулки под жарким солнцем спустились к набережной, Грета пулей влетела в озеро и сидела в нем, пока не остыла. Сейчас и я искупаюсь! Уже переоделась в купальник и чуть не ступила в воду, но меня остановила местная женщина. Жестами показывает, что нельзя, мол, кто-то там может укусить. Потом уже я прочитала, что в Петен-Ице водятся крокодилы.
В одной из гватемальских деревень увидела большую очередь, она явно тянулась в какие-то муниципальные структуры. Большой дядька зачитывал списки и расставлял людей согласно плану, понятному только ему. Это программа властей Гватемалы по продовольственной поддержке жителей сельской местности. В одну корзину, рассчитанную на семью из пяти человек, входит около 80 кг продуктов: кукуруза, фасоль, мука, сахар, рис, растительное масло. Многие гватемальцы, особенно в деревнях, живут за чертой бедности. Пандемия усугубила и без того печальное положение сельчан. А вот такая помощь — очень кстати.
В западной части гватемальского высокогорья живут представители коренной индейской народности киче. Киче относятся к этнической группы майя и говорят на своем древнем языке. В переводе «киче» значит «лесные люди». Половину территории Гватемалы занимают горы, большая их часть покрыта лесами. Неудивительно, что самая крупная этническая группа индейцев так зовется. Для традиционной культуры киче киче типичны ручной труд, лепная керамика и узорчатое ткачество, огородничество и животноводство.
На дорогах и лесных тропинках можно часто встретить женщин, занимающихся заготовкой дров: в горах холодные ночи. Дети постарше помогают по мере сил, иногда свыше меры. Малыши, закутанные в пестрое покрывало-накидку, дополняют нелегкую ношу своих матерей. Но какие же яркие наряды у индейских женщин! И тяжелый труд нисколько не искажает материнские улыбки.