Готовы к риску: как женщины заняли лидирующие позиции в индустрии беспилотных автомобилей
Тремя из 12 ведущих североамериканских компаний по производству беспилотных автомобилей (теперь к ним относится и Waabi, которая привлекла $83,5 млн в раунде серии А) теперь управляют женщины. Более того, две женщины во главе компаний, разрабатывающих автономные автомобили (генеральный директор Zoox Аиша Эванс и одна из генеральных директоров Waymo Текедра Макавана) — темнокожие.
«Я очень рада видеть, сколько женщин интересуются беспилотными автомобилями. Есть понимание того, какую пользу эта технология может принести людям, какие возможности она может открыть, — говорит Элисон Малек, которая покинула General Motors, чтобы в 2017 году основать стартап по производству автономных шаттлов May Mobility (а сейчас занимает пост исполнительного директора вашингтонской Комиссии по будущему мобильности). — Производство беспилотных автомобилей может привлечь более широкий круг талантов, поскольку [эта отрасль — то, чего] мы никогда раньше не делали».
Согласно исследованию, проведенному Women’s Business Collaborative, в феврале 2021 году женщины занимали примерно четверть руководящих позиций в компаниях по производству беспилотных автомобилей, тогда как в среднем в компаниях Fortune 500 и S&P 500 около 8,2% генеральных директоров были женщинами. В том же исследовании было обнаружено, что менее 1% генеральных директоров в опрошенных компаниях были небелыми женщинами. Примерно в 40% американских стартапов среди руководителей старшего звена есть хотя бы одна женщина, хотя только в 14% женщина занимает пост генерального директора, согласно опросу 2020 Women in US Technology Leadership, проведенному Silicon Valley Bank.
Уроженка Испании Уртасун, эксперт в области ИИ и преподавательница информатики в Университете Торонто, ранее была главным научным сотрудником программы Uber по разработке беспилотных автомобилей. В декабре 2020 года проект приобрела Aurora Innovation. Уртасун запустила новый стартап, Uber, Aurora и венчурная компания из Кремниевой долины Khosla Ventures стали его инвесторами.
Не тормозить: как бывшая сотрудница Uber получила $83,5 млн на производство беспилотников
На Малек, которая за время работы в May Mobility и на посту главы подразделения GM приобрела обширный опыт сотрудничества с венчурными компаниями, особое впечатление произвел раунд финансирования, который Уртасун провела для Waabi, — один из самых масштабных раундов среди всех стартапов по производству автономных автомобилей. «История Ракель уникальна, потому что она смогла продвинуть новую компанию, — говорит Малек. — Провести первый раунд — это самое сложное. Будет интересно посмотреть, окажется ли она успешной в будущем».
Сенегалка Аиша Эванс, опытный инженер и топ-менеджер Intel, заняла должность генерального директора Zoox в январе 2019 года после того, как годом ранее компания уволила основателя Тима Кентли-Клея. В 2020 году Amazon приобрел компанию, которая производит роботакси по индивидуальному заказу, за $1,2 млрд.
Текедра Макавана получила повышение, когда в апреле Waymo покинул CEO Джон Крафчик. В 2017 году Крафчик нанял Макавану, выпускницу юридического факультета Колумбийского университета и опытного топ-менеджера технологических компаний, на должность глобального директора по вопросам политики, затем она стала операционным директором. А теперь делит обязанности CEO с давним техническим директором Дмитрием Долговым.
Еще одной женщиной — лидером индустрии беспилотных автомобилей стала Кэрол Рейли. Она эксперт в области ИИ, которая в 2015 году стала соосновательницей стартапа Drive.ai. До 2018 года занимала пост президента компании, до 2019-го оставалась в совете директоров, пока компанию не приобрел Apple. Вместе с Уртасун Рейли недавно входила в жюри рейтинга Forbes «ИИ 50 2021: самые многообещающие американские компании в области искусственного интеллекта».
Интерес Рейли к беспилотному транспорту возник благодаря опыту работы в робототехнике и здравоохранении. «Я поняла, что эта технология может спасать жизни, когда узнала, что автокатастрофы — главная причина смертности среди молодежи», — говорит она. Кроме того, ее привлекала возможность применить свои знания в области взаимодействия людей и машин, а также робототехники, чтобы создать «первых роботов массового производства, которые будут использоваться постоянно».
Рейли считает, что отрасль более открыта к женщинам, поскольку глубокое обучение/ИИ — все еще относительно новая область, поэтому мужчины и женщины оказываются в равных или близких к равным условиях. «Женщины в этой области сами выбрали свой путь и достаточно амбициозны, так что момент оказался подходящим», — говорит она.
Мэри Барра из GM, единственная женщина на посту генерального директора ведущего международного автопроизводителя, руководила сделкой, в рамках которой в марте 2016 года компания приобрела стартап по разработке беспилотных автомобилей Cruise Automotive. Теперь дочерняя компания GM из Сан-Франциско входит в число производителей автономных машин с лучшим в мире финансированием: она привлекла в общей сложности $10 млрд от таких партнеров, как Honda Motor и SoftBank.
Лора Мэйжор занимает ключевой пост технического директора в Motional, компании по разработке автономных автомобилей из Кембриджа, штат Массачусетс, возникшей в 2020 году из совместного предприятия Hyundai Motor и Aptiv (последняя ранее приобрела стартап по производству беспилотных автомобилей nuTonomy).
Тот факт, что женщины-лидеры добиваются успеха в разработке беспилотных автомобилей, свидетельствует о качестве инноваций, которые привносят в отрасль «те, кем исторически пренебрегали», считает Бренда Дарден Уилкерсон, президент и CEO AnitaB.org. Эта организация стремится привлечь больше женщин в области, связанные с информатикой и технологиями, предоставляя гранты и награждая выдающихся женщин в IT Премией Эби. Дарден Уилкерсон ранее занимала пост директора отдела образования в области информатики и IT управления средних школ Чикаго
«Все эти женщины добились выдающихся достижений и набрались опыта в управлении компаниями и в исследованиях, — говорит Дарден Уилкерсон. — Они продемонстрировали готовность к риску и построили блестящие карьеры. Все они учились, задействуя важные навыки из своих прежних областей работы (юриспруденция, исследования, ИИ, робототехника), а также отточенный эмоциональный интеллект и понимание бизнеса — и в итоге заняли ведущие роли в новой индустрии. Для меня это абсолютно логично».
Перевод Натальи Балабанцевой