Будто в бронзе: как менялось отношение к загару и почему это больше не признак успеха
От мертвенной бледности к голливудскому загару
Стандарты красоты первой половины XIX века были радикальны по отношению к загару. Он ассоциировался с крестьянами и другими представителями трудящегося класса, тогда как бледная кожа буквально отражала привилегии аристократов — тех, кто в силу своего положения не работал в поле под палящим солнцем. Ирландская актриса и фаворитка короля Людвига I Баварского Лола Монтес писала в своей книге «Искусство красоты», опубликованной в 1858 году, о популярных в Богемии ваннах с добавлением мышьяка, которые придавали коже «прозрачную белизну». О токсичных свойствах вещества было хорошо известно — мышьяк успел заработать славу любимого оружия отравителей, но считалось, что в небольших количествах он не нанесет организму никакого вреда. Ванны с мышьяком были лишь верхушкой айсберга — для придания коже бледности его добавляли в лосьоны, кремы и пудры для ежедневного ухода.
Загар никак не вписывался в представления о красоте и во второй половине XIX века. В Европе набирало обороты декадентство, в Великобритании царил культ смерти и траура. Настоящая красота заключалась в бледности, заостренных чертах лица, худобе и лихорадочном румянце — по иронии, именно так выглядят внешние симптомы туберкулеза. Ежегодно «белая чума» уносила жизни тысячи людей по всей Европе, что никак не мешало романтизации заболевания. Считалось, что туберкулез поражает молодых аристократов и представителей творческой богемы, людей чувственных и романтичных. В погоне за «туберкулезным шиком» те, кому удалось избежать заболевания, старались имитировать его наличие хотя бы внешне — в ход снова шла токсичная отбеливающая косметика, перчатки и кружевные зонтики, укрывающие кожу от солнца. Русская художница Мария Башкирцева, жившая во Франции, вспоминала в своих дневниках: «Всякий старался казаться чахоточным или действительно воображал себя больным».
Золотые волосы: почему работа трихологов стоит сотни тысяч рублей и помогают ли они на самом деле
В 1882 году немецкий врач и микробиолог Роберт Кох открыл бактерию — возбудителя туберкулеза, после чего общество постепенно пришло к осознанию, что болезнь следует лечить, а не возводить в культ. Образ истощенных бледных аристократов на пороге смерти начал терять свою актуальность, но окончательную точку в истории бледности как модного тренда поставила модельер Коко Шанель. В 1923 году она отправилась в Канны, откуда вернулась заметно загоревшей. Загар стал логичным продолжением революционного стиля Шанель, создающей новый образ женщины — живой и раскрепощенной, в свободных брюках и кофтах-матросках.
С подачи Коко Шанель загорелая кожа быстро вошла в моду, и загар превратился в индустрию — пустующую нишу начали заполнять производители косметики. В 1928 году французский модельер Жан Пату выпустил первое средство для загара Huile de Chaldée, в 1935 году химик и основатель L’Oréal Эжен Шюллер разработал масло Ambre Solaire. Разработка Шюллера продавалась под лозунгом «Получите загар в пять раз быстрее и без ожогов», считается, что масло стало первым косметическим продуктом с солнцезащитным фильтром в составе.
Модная индустрия тоже начала подстраиваться под новый тренд и образ жизни под солнцем. В 1940-е годы Луи Реар (бывший автомобильный инженер, унаследовавший от матери бренд нижнего белья) заметил на пляжах Сен-Тропе женщин, которые подворачивали края своих купальных костюмов для полноценного загара тела. Так Реару пришла в голову идея раздельных купальников: 5 июля 1946 года он представил первую модель бикини в Париже. Свое название купальник получил в честь атолла Бикини, где за несколько дней до его парижской презентации прошло испытание ядерного оружия США.
В XX веке загар олицетворял и образ жизни Калифорнии с ее вечно молодыми серферами, и богемный стиль Французской Ривьеры, и сам Голливуд, по чьим авеню прогуливались знаменитости с бронзовой кожей и безупречными белыми зубами. Загар стал синонимом новой сексуальности и здоровья, и одержимость им продлилась до 1980-х годов. Очередная смена тенденций была неизбежна — врачи уже долгое время предупреждали поклонников загара об опасности длительного пребывания на солнце. Согласно статистике Национального института рака США, с 1980 по 1989 год среди американских женщин на 1,9% увеличилась смертность от меланомы из-за воздействия ультрафиолетового излучения солнца. По данным Австралийского института здравоохранения, на протяжении 1980-х годов в Австралии на 5% ежегодно росло число пациентов с меланомой.
В 1981 году австралийская организация по борьбе с раком Cancer Council Victoria запустила кампанию «Slip! Slop! Slap!», в рамках которой она просвещала жителей Австралии и Новой Зеландии о риске рака кожи из-за чрезмерного пребывания на солнце. Чайка Сид, выбранный маскотом акции, призывал людей носить головные уборы, одежду с длинным рукавом и пользоваться солнцезащитными средствами. Освещение проблемы рака дало свои плоды — интенсивный солнечный загар вышел из моды, уступив место умеренности и здоровому подходу. XXI век стал эпохой осознанности, которая прослеживается во всем: от нашего отношения к работе до ухода за собой. Сегодня об опасности солнечных лучей пишут глянцевые журналы, а индустрия красоты предлагает сотни средств с солнцезащитными фильтрами. SPF-косметика стала ключевой частью бьюти-рациона — она обеспечивает безопасность кожи, препятствует фотостарению и развитию рака. По прогнозам, к 2024 году глобальный рынок солнцезащитных средств может достигнуть $17 млрд. Ежегодно спрос на SPF-косметику растет летом — в период наиболее высокой солнечной активности, но специалисты советуют защищать кожу от солнца вне зависимости от времени года.
Влияние солнечного излучения на кожу
Границ атмосферы Земли достигают три вида солнечного излучения: видимый свет, инфракрасные и ультрафиолетовые (UV) лучи. На кожу человека воздействует именно ультрафиолет, два вида лучей которого, UVA и UVB, доходят до поверхности Земли. «UVB-излучение обладает высокой энергией. С одной стороны, оно напрямую отвечает за синтез витамина D3, с другой — влияет на канцерогенез (процесс зарождения и развития опухоли), — рассказывает основательница клиники «Эстелаб» и член ASLMS Юлия Чеботарева. — UVA-излучение проникает глубоко в кожу, повреждает кровеносные сосуды и коллагеновые волокна. За счет образования активных форм кислорода этот вид лучей повреждает клетки, что приводит к преждевременному старению кожи».
«UVB-лучи вызывают ожоги и покраснения кожи, — добавляет врач-дерматолог и основательница клиники интегральной медицины Professional Алена Саромыцкая. — Загар появляется благодаря лучам UVA-спектра, они же вызывают веснушки и пигментацию кожи».
Поддельная радость: как бренды борются с контрафактной косметикой с помощью блокчейна
SPF для защиты кожи
В косметических формулах воздействию ультрафиолета противостоит фактор защиты от солнца, известный как SPF. Самый низкий фактор — 4–6, средний — 15–20, высокий — 30–50. Потребителям свойственно заблуждение, что SPF-маркировка показывает, сколько времени человек может провести на солнце, но это не совсем верно — фактор защиты зависит от количества ультрафиолета, получаемого кожей. «SPF-15 означает, что 1/15 часть ультрафиолета достигает кожи. SPF-50 блокирует примерно 98% UV-лучей», — объясняет ведущий эксперт Erborian Марианна Никитина.
Руководитель медицинского департамента компании Sesderma Russia & CIS Евгения Решетникова рассказывает, что интенсивность UV-излучения, достигающего кожи, определяется временем суток и года, географическим положением и погодными условиями. «Существует также ряд других факторов, которые влияют на количество солнечной энергии, воздействующей на кожу человека: фототип самой кожи, количество нанесенного солнцезащитного средства и частота его повторного применения. Люди со светлой кожей быстрее получают солнечный ожог, чем люди со смуглой кожей. Если человек проводит много времени в воде или занимается физической активностью, SPF-средство быстрее смывается, из-за чего требуется частое повторное нанесение», — объясняет Евгения Решетникова.
Состав SPF-средств
В составе SPF-косметики встречаются два вида солнцезащитных фильтров: минеральные и химические. Минеральные фильтры, которые также называют «экраны», работают на поверхности кожи и отражают солнечные лучи. В качестве «экранов» используют диоксид титана и оксид цинка: первый обеспечивает высокую защиту от излучения UVB-спектра, второй — одинаково хорошо отражает и UVB-лучи, и UVA-лучи. «Минеральные фильтры надежны и безопасны. Они не накапливаются в эпидермисе, не вызывают аллергических реакций. Их можно рекомендовать детям», — рассказывает косметолог и ведущий тренер бренда Institut Esthederm Наталья Полякова. У «экранов» есть незначительные минусы в применении — они оставляют белые следы на коже и нуждаются в частом повторном нанесении.
«Химические фильтры более комфортны в использовании, — говорит ведущий эксперт бренда L'Occitane Ирина Галушко. — Они плотно сидят на коже, незаметны и сочетаются с макияжем, так как сохраняют защитные свойства при нанесении тональной основы». Химические фильтры поглощают энергию ультрафиолета и преобразуют ее в тепло — иными словами, обезвреживают, чтобы излучение не нанесло вреда организму. К этому виду фильтров относятся мексорил, авобензон, тиносорб и оксибензон. В отличие от безопасных минеральных фильтров химические могут вызывать аллергические реакции, поэтому их не рекомендуют использовать людям с аутоиммунными заболеваниями кожи: атопическим дерматитом или псориазом.
«Помимо минеральных и физических фильтров, существуют и другие разработки, которые защищают кожу от UV-излучения. Например, патент Bioderma Cellular BioprotectionTM активирует естественные защитные механизмы, защищает клетки кожи и борется с ее преждевременным старением», — рассказывает врач-косметолог, кандидат медицинских наук и эксперт бренда Bioderma Ксения Эллинская.
Как подготовиться к лету
Одно из основных правил подготовки кожи к летнему сезону подразумевает отказ от агрессивных косметических процедур и компонентов. «Пилинги, кислоты, ретинол и инъекционные методы обычно направлены на интенсивное обновление кожи — они способны повысить ее чувствительность к солнцу, — рассказывает Марианна Никитина из Erborian. — Это касается кожи после любых травм и ожогов. Обновленная кожа более тонкая, и солнце для нее гораздо опаснее».
«Нарушение эпидермального барьера меняет защитные свойства кожи, а значит, восприимчивость к воздействию солнечных лучей становится выше, — добавляет Ксения Эллинская. — Это также способствует более интенсивному проникновению средства в кожу, что может стать причиной возникновения дерматита».
При выборе SPF-средства следует обращать внимание на несколько деталей. Американская академия дерматологии советует выбирать косметику с защитой широкого спектра, которая будет одновременно противостоять воздействию UVB-лучей и UVA-лучей. Облегчить выбор SPF-средства поможет знание фототипа кожи — светлокожим людям требуется косметика с более высоким фактором защиты, чем смуглым и темнокожим.
Общие рекомендации по нанесению солнцезащитной косметики, составленные Американской академией дерматологии, предписывают взрослому человеку использовать около 30 г SPF-средства. Его следует наносить на сухую кожу за 15 минут до выхода на улицу и обновлять каждые два часа при нахождении на активном солнце. Ирина Галушко из L'Occitane добавляет, что в повседневной жизни хватит и одного повторного нанесения. «В условиях города обновлять защиту даже раз в день может быть довольно проблематично. В таком случае на помощь приходят спреи, кушоны и пудры с SPF, которые можно наносить поверх макияжа. Эти средства не являются самостоятельной защитой, так как нанести их в необходимом количестве невозможно, но идеально подходят для обновления защитного слоя», — говорит Ирина.
Алена Саромыцкая из клиники Professional отмечает, что идеальный летний уход должен включать не только SPF-косметику, но и антиоксидантную. «Солнцезащитные средства — это первая линия обороны для защиты кожи от агрессивного воздействия солнца, но от свободных радикалов они защищают не полностью, — объясняет Саромыцкая. — Включение в программу ежедневного ухода и высокоэффективных антиоксидантов, а также SPF-косметики помогает сократить и предотвратить появление видимых признаков старения кожи».
Красота изнутри: как пандемия поставила вопросы здоровья на первое место
Когда следует использовать SPF
По данным Всемирной организации здравоохранения, самый высокий уровень UV-излучения наблюдается в летние месяцы около полудня, когда солнце находится в зените. Зимой солнце менее активно, но это не значит, что ультрафиолет не может нанести коже вреда. В зимнее время года воздействие UV-лучей может усиливаться, так как 80% из них отражается от снега. Значительно слабее ультрафиолетовое излучение отражается от воды (около 10%) и от песка (около 15%).
Юлия Чеботарева из «Эстелаб» объясняет, что воздействие ультрафиолета также зависит от вида излучения. «UVB-лучи обладают высокой энергией. Этот спектр легко проникает сквозь воду, однако фильтруется облаками и оконными стеклами, — объясняет Юлия. — У UVA-лучей низкая энергия, но они достигают Земли круглый год и способны проникать сквозь облака и стекла».
«В осенне-зимний период, когда открыто только лицо, использовать крем с высоким фактором защиты нет необходимости. Оптимальный вариант — средства для совершенствования кожи с SPF 20–25, — говорит Марианна Никитина. — Но в целом SPF необходимо наносить каждый раз, когда вы выходите на улицу».