Вакцина против гендерных стереотипов: как работает женское менторство в России и мире
«Мы проходили менторство у женщин — CEO топовых американских компаний. Я была в Walmart. Представляете, на какой ноте я открывала для себя Америку и предпринимательство здесь? — вспоминает молодая предпринимательница Дарья Шаповалова, основавшая MercedesBenz Kiev Fashion Days и More Dash в 2017 году, которая приехала в США по программе женского лидерства MBA и проходила стажировку в крупнейшей ретейл-компании мира. — Мне очень повезло, поскольку все мои менторы-женщины продолжали помогать мне после того, как я решила приехать сюда заканчивать MBA. И я понимала, что мне, как девушке, где-то будет проще, где-то сложнее. Я строила компанию сначала в Европе, и там меня поддерживали как девушки, так и мужчины, независимо от гендера. И я знаю, что, если в руководстве любой компании есть женщина, этот продукт точно будет работать. Нужна же разная перспектива. Должны быть разные люди, над этим работают все американские HR».
Действительно, исследования показывают, что хороший наставник играет огромную роль в заинтересованности и мотивированности сотрудников: 68% миллениалов, планирующих оставаться на текущем месте работы более пяти лет, работают в паре с ментором, 81% удовлетворены полученным наставничеством и только 61% планируют уволиться в течение двух лет, пишет американский Forbes. И все это особенно важно для женщин.
Потому что, казалось бы, XXI век стал столетием победившего феминизма, женщины получили равные права, доходы и возможности. Но чем выше положение по карьерной лестнице, тем меньше там женщин — они выпадают на выполнение других социальных ролей, стремятся соответствовать общественным ожиданиям или не верят, что способны на большее. Гендерное неравенство не исчезло: при сохранении статус-кво человечество преодолеет гендерный разрыв в политике, экономике, здравоохранении и образовании только через 100 лет, подсчитали эксперты Всемирного экономического форума в 2019 году.
Одной из наиболее эффективных возможностей для продвижения женщин по карьерной лестнице становится наставничество и менторские программы, предлагаемые на корпоративном уровне.
Наставничество как часть карьерного роста
Согласно недавнему опросу Olivet Nazarene University, 75% наемных работников в США считают наставничество важной частью карьерного роста, у более половины опрошенных был ментор хотя бы раз за всю карьеру, еще у трети таковой имелся на момент опроса. Менторы помогают 57% сотрудников, работающих на начальных позициях, 35% — на средних и 8% — на топовых должностях. 82% мужчин имели наставников-мужчин, 70% женщин обучали женщины.
По данным Women Business Index, почти 80% предпринимательниц хотели бы иметь наставника для ведения собственного дела. Опрошенные называли в роли менторов успешных бизнесвумен — Наталью Касперскую, Лену Ленину, Ирину Хакамаду, Елену Батурину, руководителей крупных компаний — Романа Абрамовича, Олега Тинькова, Германа Грефа и зарубежных бизнесменов, например Илона Маска. Еще 17% женщин-предпринимателей сами готовы выступать менторами от бизнеса.
Среди успешных пар менти — ментор на слуху пока что мужские тандемы: Майкл Блумберг и Уильям Соломон, Ричард Брэнсон и Фредди Лейкер, Оливер Стоун и Мартин Скорсезе, Марк Цукерберг и Стив Джобс. В корпоративной сфере мужчины-руководители просто не предлагают женщинам возможности наставничества в той же мере, в какой они готовы дать их другим мужчинам, пишет Forbes.
Этому есть множество причин: скрытая предвзятость, страх перед обвинениями в домогательствах, особенно на волне движения #MeToo — реальность такова, что в «закрытых мужских клубах» женщинам порой перекрыты традиционные пути карьерного роста, которые возникают при индивидуальном наставничестве. Поэтому женщины, занимающие руководящие должности, могут использовать свою власть для поддержки младших коллег, создавая профессиональные сообщества с эффектом домино, просто потому, что, кроме них, никто этого не сделает.
Помощь знающего ментора может задать правильный вектор движения, рассказывает директор по маркетингу российского офиса TOUS Надежда Позднякова: «Я с радостью делюсь теми знаниями и инсайтами, которые получаю от своих наставниц и которые приобретаю с опытом, потому что вижу в этом высшую цель передачи знаний и воспитание следующих поколений. В современном бизнесе присутствует некое «сестринство», когда менторы и менти меняются местами и охотно делятся опытом. При нынешних стремительных переменах часто молодые выступают менторами для старших в диджитальных новшествах, а старшие — в более фундаментальных вопросах в силу большего профессионального и просто жизненного опыта».
- Разговор по душам: как выпустить на свободу женские карьерные амбиции
- Жизненный урок: у кого учатся современные женщины-лидеры
- Путь истинный. 5 признаков хорошего бизнес-наставника
Вакцинация против вредных стереотипов
Какие возникают преимущества, когда женщина работает в паре с ментором одного с ней пола? Как показало исследование психологов Массачусетского университета в Амхерсте Ниланджаны Дасгупты и Тары Деннехи, девушки, изучающие инженерное дело, чувствовали себя более уверенными в своих способностях, профессионально вовлеченными, мотивированными и менее тревожными, когда с ними работала женщина-ментор. Год, проведенный студентами в общении с наставниками, давал и долгосрочные результаты — студентки реже бросали учебу и охотнее искали работу инженеров в будущем.
Почему? Ответ вообще не связан с успеваемостью: фактические оценки не имели никакого отношения к шансам студентов остаться в инженерии. Причина успеха в ощущении востребованности и уверенности в своих силах, считают исследователи.
Как комментирует сама Дасгупта: «Люди — социальные существа. Сами по себе наши способности не определяют, остаемся ли мы в игре или покидаем поле. Колоссальную роль играет не просто талант, но и понимание, что вокруг свои люди, ощущение общности. Сколько блестящих женских умов было потеряно для естественных и физико-математических наук, потому что там не было комфортного для женщин пространства!»
Для студенток инженерных специальностей женское наставничество оказалось подобно социальной вакцине — как прививка подготавливает иммунную систему к борьбе с инфекциями, так и хорошие наставники прививают сознание против пагубного воздействия стереотипов. Это критически важно в переходные периоды жизни, когда накатывает очередная волна неуверенности в своих силах. Даже если студентки не сталкиваются с такими явными проблемами, как домогательства, сексистские шутки или снисходительное отношение преподавателей, перед ними возникают завуалированные препятствия, например восприятие ряда профессий как традиционно мужских. Женщины, находясь в меньшинстве, обнаруживают себя посторонними элементами в чужеродной и порой враждебной среде.
Вспомним, что еще 15 лет назад, в 2005 году, президент Гарвардского университета Лоуренс Саммерс заявил на одном из выступлений, что малое число женщин в высших академических кругах обусловлено их неспособностью достичь успеха в естественных науках и математике наравне с мужчинами в силу своей генетической предрасположенности. Высказывание Саммерса оскорбило коллег-женщин, вызвало большой скандал, стоив ему поста. А в 2007 году президентом Гарварда становится женщина (к тому же не его выпускница) — впервые за историю университета, основанного в 1636 году. Два этих события можно считать точкой перелома в отношении к гендерному равноправию в таких областях, как образование и наука.
Интересный факт: в описанном выше исследовании Массачусетского университета женщины-менторы не оказывали повышенной социальной и эмоциональной поддержки — участники оценили наставников мужчин и женщин как одинаково добросовестных, отзывчивых и доступных. По всей вероятности, мужчины просто не могли выступать в качестве образцов для подражания, ролевых моделей и оттого не были способны катализировать ощущение общности и единения.
Магия ролевой модели и борьба с неуверенностью
Исследование KPMG доказывает важность ролевой модели — ее пример придает женщине уверенность в том, что она тоже справится с ролью лидера. Вообще уверенность — атрибут, который женщины называют ключом к успеху. А его отсутствие — то, с чем борются в течение всей своей карьеры.
Хотя девять из десяти работающих женщин считают, что их собственная настойчивость ускоряет путь к лидерству, но они также в подавляющем большинстве согласны с тем, что женщины-коллеги, правильные ролевые модели и профессиональные сообщества играют решающую роль в продвижении женского лидерства. Компаниям необходимо проводить регулярные встречи менее опытных женщин со старшими наставницами — это подстегнет мотивацию первых к профессиональному развитию. По данным KPMG, 67% женщин получили самые важные уроки лидерства от других женщин, а 82% считают, что общение с женщинами-лидерами поможет им продвинуться по карьерной лестнице.
«Страх отвержения: я обращусь, а мне откажут, и я таким образом подтвержу подсознательные негативные стереотипы или подозрения в отношении самой себя. Все та же неуверенность, что мешает женщинам достигать карьерных высот, как показывают нам исследования, мешает и просить поддержки», — рассказывает проректор бизнес-школы «Сколково» профессор бизнес-практики Светлана Миронюк. Интересное наблюдение: такой же первичный страх отвержения испытывают не только менти, но и сами потенциальные менторы, женщины-лидеры, которые часто руководствуются парадоксальной установкой — не предлагать себя в качестве ментора: «Как? Я выйду и скажу: «Давайте дружить? Давайте я побуду вашим ментором? Сама себя я предлагать не буду, соглашусь только, когда ко мне обратятся». Эти психологические барьеры с обеих сторон сильно тормозят развитие женского менторства.
«Я этого достигла»: что российские предпринимательницы считают своими личными победами
В этом смысле чрезвычайно важную роль играют организации — корпоративные платформы, институты или клубы, которые помогают преодолеть барьер опасений потенциального отвержения и значительно усиливают успех менторства. Программа корпоративного или клубного менторинга срабатывает как своего рода Tinder в поиске партнера, чтобы «смэчить», соединить с другим, так нужным тебе человеком и в идеале помочь найти уникальную химию — когда ментору интересно личностно вкладываться в менти, а менти получает видение своего развития и уникальный опыт и экспертизу.
«Менторство подобно клею внутри организации. Оно скрепляет людей более тесными и глубокими отношениями, нежели отношения штатного расписания, — уверена Светлана Миронюк. — В женском менторинге психологическая и профессиональная поддержка находятся на равных, в мужском скорее доминирует профессиональная. В женском менторинге есть еще один фактор, который часто недооценивается и находится в тени, — это социальный капитал».
Ментор-женщина не только подталкивает коллегу вперед, передает и объясняет ей свой опыт, навыки и паттерны поведения, которые приводят к карьерному и профессиональному успеху, но и помогает ей выстраивать профессиональные связи и отношения, рассказывает Миронюк. «В первой в России женской обучающей программе FLOW в школе «Сколково» этой весной мы будем учить женщин-лидеров принципам менторства и тому, как правильно строить свой социальный круг», — говорит она.
Феномен двойного прессинга
Социальные стереотипы, подавляя уверенность в себе, влияют на интеллектуальные способности. Американские ученые предложили группе девушек решить математические задачи, при этом некоторым из них сообщили заранее, что мужчины справляются с ними лучше, так как они более склонны к точным наукам. В итоге эти участницы эксперимента хуже выполнили задания в отличие от тех, кого не проинформировали о превосходстве мужского мозга.
Женщины испытывают двойной прессинг, поскольку должны быть уверены в себе внутренне, но еще и внешне вынуждены соответствовать многим критериям — это тяжелый груз. Рассказывает партнер EY и руководитель программы «Деловые женщины» София Азизян: «Если вам с детства внушают, что вы на вторых ролях, что ваша главная функция — это функция матери, жены, и только за это хвалят, будь у вас хоть пять бизнесов, это не может не сказываться. Женщин судят и по внешности. Даже очень известные женщины, которые выступали на наших мероприятиях, переживают, не станет ли отсутствие макияжа или прическа поводом для обсуждений, который затмит все остальное».
Этот феномен двойного прессинга точно описала бывший генеральный директор Сhanel Морин Шике: «Я чувствовала, что меня используют из-за красоты, но при этом я сама не могу использовать ее в работе, а только реальные качества (ум, характер, мнение и вкус).
На меня, как, подозреваю, и на многих других женщин, такое отношение оказывало двойное негативное воздействие: я чувствовала, что нужно работать намного больше, чем любому мужчине, чтобы мои достижения признали и я могла занять свое место. При этом крайне внимательно относиться к физической привлекательности, чтобы она не затмевала профессиональный авторитет. Мне приходилось балансировать на тонкой грани: оставаться открытой и дружелюбной, замечать флирт и, возможно, даже отвечать на него, чтобы не производить впечатления высокомерной и враждебной особы, но неизменно демонстрировать серьезность и сосредоточенность. Как будто это так просто».
К психологическому давлению добавляется искусственно созданная, отретушированная и растиражированная в Instagram глянцевая картинка предпринимательницы: она совмещает успешный бизнес, воспитание пятерых детей без няни и спорт. Такие истории способны деморализовать многих женщин, отмечает София Азизян: «Мы обратили внимание, что вклад женщины-ментора, способной поделиться опытом неудач и трудностей, которые стоят за успехом, оказывается более ценным. Успех как айсберг, но чтобы добраться до вершины, надо преодолеть и невидимую его часть».
Женщины слишком много думают о последствиях и готовятся к прыжку, хотя уже полностью к нему готовы. В этом смысле ментор оказывается источником импульса, дающим «волшебный пинок», который порой не могут дать родственники, считает София Азизян: «Когда я вышла с первым ребенком на работу, мне очень многие друзья и близкие говорили: «Сын будет няню мамой называть». Конечно, это порождает чувство вины. И женщина упрекает себя при любом раскладе: чувство вины работающей женщины равно чувству вины женщины неработающей. А кому-то может быть даже выгодно женщину контролировать в привычных рамках: не имея собственного успеха за плечами, люди рационализируют свои неудачи, обрекая на стагнацию других. И если вы сознательно окружаете себя успешными целеустремленными людьми, которые хотят в своей жизни чего-то добиться, вы идете вверх, стремитесь к их уровню».
О том, что женщинам в карьере мешают не только объективные, внешние, но и внутренние препятствия, пишет операционный директор Facebook Шерил Сэндберг в бестселлере «Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству». Многие женщины склонны недооценивать свои успехи, мужчины, напротив, переоценивают собственные достижения. При трудоустройстве или повышении женщины полагают, что должны на 100% подходить под должностные требования, мужчин вполне устраивает 60% соответствия их компетенций новой позиции. Причиной профессионального успеха женщины склонны видеть тяжелый труд, везение и поддержку других людей, а не способности и умения. «Внутренние барьеры редко обсуждают и часто недооценивают, — пишет Сэндберг. — На протяжении всей моей жизни мне постоянно приходилось слышать о неравенстве на рабочих местах и о том, как трудно совмещать семью и карьеру. Но о том, каким образом женщина сама мешает собственной самореализации, заговаривают очень редко. Однако наши внутренние барьеры заслуживают гораздо большего внимания, в том числе и потому, что они находятся в сфере нашего влияния. И в наших силах сломать их сегодня, сейчас».
В 2013 году Сэндберг запустила движение LeanIn.Org, охватившее 35 000 общественных групп и 2 млн человек в 150 странах. Его цель — побудить женщин помогать друг другу, искореняя миф о том, что они соперницы и злейшие враги. Так, LeanIn.Org сняла видео с участием успешных женщин: актрис Эммы Уотсон и Керри Вашингтон, звезды тенниса Серены Уильямс. Они благодарили женщин-коллег и наставников, поддержавших их в карьере. Эмма Уотсон считает своим ментором режиссера Софию Копполу. «Она поддержала мою работу и заставила меня поверить в то, что я могу сделать больше». А на фоне кампании #MeToo Шерил Сэндберг начала движение #MentorHer, призывающее мужчин стать наставниками коллег-женщин и предлагающее подробную информацию о том, как быть хорошим ментором.
- Дамы вперед: как Шерил Сэндберг борется за права женщин
- «Жизнь, которую я не выбрала бы по своей воле». Признания Шерил Сэндберг после смерти супруга
- Группа поддержки: как создать свой женский совет директоров
Десятилетие женщин
Первая волна установления гендерного равенства в западных странах уже прошла. Теперь она затронула и азиатские государства. Например, мы стали замечать на некоторых естественных специальностях в Китае примерно равное соотношение обучающихся юношей и девушек, притом что еще 10–15 лет назад наблюдалось абсолютное доминирование мужчин, рассказывает Светлана Миронюк. «В России этой волне около пяти лет, и развивается она очень похоже на то, как росла популярность филантропии и благотворительности. Лет 15 назад масштабная благотворительность по большому счету была уделом известных одиночек, людей с очень высоким социальным нравственным камертоном, таких как Чулпан Хаматова и Дина Корзун, если брать пример «Подари жизнь», которые делали это по велению сердца, и профессионалов-медиков вместе с ними. Но поскольку таких примеров становилось больше, все больше публичных, популярных, известных людей пришли в системную благотворительность, стали для многих ролевыми моделями, то участие в волонтерских проектах, фондах, в помощи другим людям стало новой социальной нормой», — говорит она.
Время женщин. Как компании заботятся о сотрудницах и что им это дает
По мнению Миронюк, то же самое происходит с женским менторством: на наших глазах оно становится частью корпоративной культуры компаний, по-хорошему модным и популярным. Женское менторство еще не институционализовано внутри компаний, пока остается инициативой, а не стало политикой — этот процесс мы только начинаем наблюдать. В России у менторства есть культурные корни, не чуждые нам, — советское наставничество со всеми его плюсами и минусами.