«Полю все равно, какого я пола»: почему индийские женщины протестуют из-за аграрной реформы
2 февраля певица Рианна написала у себя в твиттере: «Почему мы об этом не говорим? #FarmersProtests» и добавила ссылку на материал CNN о протестах в индийском Нью-Дели, сопровождавшихся столкновениями с полицией. Буквально через пару часов ее поддержала Грета Тунберг, которая выразила в своем микроблоге солидарность с протестующими и поставила тот же хештег. А топовый американский видеоблогер Аманда Черни разместила у себя в Instagram (где у нее более 25 млн подписчиков) фото трех индийских женщин и написала: «Мир наблюдает. Не нужно быть индийцем, или пенджабцем, или жителем Южной Азии, чтобы понимать, что происходит. Все, что нужно, — это быть неравнодушным к проблемам гуманности. Всегда требуйте свободы слова, свободы прессы, базовых человеческих и гражданских прав — на собственность и достоинство для людей труда». Речь о массовых протестах индийских фермеров, немалую роль в которых играют женщины.
Как начались протесты
В сентябре парламент Индии принял пакет из трех законов, призванных реформировать аграрный сектор в стране. Премьер-министр страны Нарендра Моди назвал происходящее «переломным моментом» для индийского сельского хозяйства. Эксперты реформу одобрили, однако оппозиция назвала ее антифермерской, а сами фермеры стали массово против нее протестовать.
Аграрный сектор в Индии действительно малоэффективен: давая работу более чем половине населения, он приносит всего лишь 18% от ВВП страны. Причины известны давно: на внутреннем рынке сельхозпродукции слишком много регуляций и мало частных инвестиций. Новые законы призваны решить обе проблемы. Согласно им, фермеры теперь смогут в том числе сами договариваться с покупателями о ценах.
Но аграрии совсем не обрадовались такой свободе. До сих пор они продавали большую часть своего урожая на государственных торгах, где были уверены, что получат не меньше фиксированной цены (такая система в Индии называется «манди»). Теперь же земледельцы опасаются, что крупный бизнес — например, ретейлеры или пищевики — начнет диктовать им свои, более жесткие закупочные условия, разорит их и лишит земельных наделов. Теоретически у фермеров должен будет остаться выбор между «манди» и прямыми продажами. Но они боятся, что на практике его не будет.
«Это смертный приговор для бедных и малоземельных фермеров, — процитировало BBC слова индийского фермера Сухдева Сингха Кокри. — Цель заключается в том, чтобы отдать сельскохозяйственный рынок на откуп корпорациям. Они хотят отнять нашу землю. Но мы не позволим им этого сделать».
Массовые протесты примерно под такими лозунгами вспыхнули в ноябре и продолжались всю зиму, несмотря на то, что она в этом году выдалась в Индии аномально холодной. Тысячи негодующих фермеров не только устраивали митинги и шествия, но и перекрывали дороги по всей стране, а также разбили палаточный лагерь на окраине Нью-Дели, который попыталась разогнать полиция. 26 января, на День Республики, протесты в столице возобновились с новой силой: демонстранты ворвались в Красный форт (Лал-Кила), объект Всемирного наследия ЮНЕСКО и один из исторических символов индийского государства, и подняли в нем флаги фермерских профсоюзов. 200 участников штурма были задержаны. В последующие несколько дней протесты переросли в жестокие стычки с полицией. В некоторых пригородах индийской столицы был отключен интернет.
Таких крупных акций протеста в Индии не было с момента обретения ею независимости в 1947 году, есть погибшие. Озабоченность происходящим выразили лидеры других стран, в частности, США и Канады. Генсек ООН Антонио Гутьерреш призвал власти страны уважать право граждан на мирный протест.
- «Земля диктует свое»: истории четырех женщин, развивающих экофермерство в Пуэрто-Рико
- «Будешь плохо учиться, пойдешь работать дояркой». Истории женщин, которые строят бизнес на малой родине
- Как молодой юрист оставила Москву и уехала под Брянск руководить фермой и пастбищами в 5000 Га
День женщины-фермера
По данным некоммерческой организации Oxfam, женщины в Индии производят 60-80% всей еды и 90% молочных продуктов. Средняя индийская фермерша работает в каждый сезон урожая по 3300 часов, в то время как средний фермер — только 1860 часов. На «феминизацию» индийского сельского хозяйства работает урбанизация: все больше мужчин уезжают на заработки в мегаполисы, оставляя своих матерей, жен и дочерей работать на фермах. Получать образование в городе отправят тоже скорее всего сына, а не дочь.
При этом женщины в Индии владеют только 13% фермерской земли: в подавляющем большинстве случаев она передается по наследству от отца к сыну. Это не только лишает фермерш прав и позволяет пренебрегать их мнением при принятии решений. Если такая женщина совершит самоубийство (а в 1995-2020 годах это сделали почти 300 000 индийских фермеров обоего пола), ее семья не получит от государства компенсацию, поскольку земля зарегистрирована не на ее имя. А если руки на себя наложит муж, ей, с высокой вероятностью, будет непросто доказать свое право на «его» землю.
Женщины опасаются, что отсутствие гарантий со стороны правительства в отношении ценообразования приведет к увеличению гендерного разрыва в сельском хозяйстве: курс на «усиление конкуренции» предполагает, что все участники рынка обладают равными возможностями, однако в отношении женщин это далеко не так — работая больше, они получают меньше. «Основанная на гендере дискриминация преследует индийских женщин-фермеров на каждом шагу», — говорит Мариам Дхавале, активистка Всеиндийской демократической женской ассоциации.
Нельзя сказать, что с этим совсем ничего не пытались сделать на государственном уровне. В 2011 году профессор М. С. Сваминатан, «отец зеленой революции в Индии», предложил парламенту проект закона «О наделении женщин-фермеров правами», однако он так и не был принят из-за недостатка политической воли. Кроме того, государство постановило отмечать 15 октября «День женщины-фермера» — но без реального наполнения правами это не более чем красивый символ.
В такой ситуации неудивительно, что «невидимые» индийские фермерши с самого начала играли в протестах против аграрной реформы огромную роль. Во-первых, подменяя протестующих мужчин, они взвалили на себя двойную нагрузку на фермах. Во-вторых, сами активно участвовали в акциях. Они либо устраивают сидячие забастовки с сотнями участниц, либо выезжают на акции протеста, зачастую предпринимая многочасовые поездки на автобусах. Их действия координируют объединения, созданные ранее для защиты прав женщин-фермеров. Женщин из сельской местности активно поддерживают горожанки.
«Мои сыновья возглавляют здесь (в одном из пригородов Нью-Дели. — Forbes Woman) протесты, и я должна их поддержать. Когда вернусь в деревню, буду заниматься домашними делами и работать на ферме, а также ухаживать за больным мужем», — сказала журналистам активистка одного из таких объединений, 59-летняя Харшдип Деол. «Профессия земледельца не определяется полом. Наши поля дают урожай одинаково независимо от того, возделывают их женщины или мужчины. Многие мужчины-фермеры протестуют здесь. Почему мы должны сидеть дома?» — рассказала 53-летняя Мандип Каур, фермерша из Лудхианы. Она проехала 300 км до лагеря протестующих, провела в нем ночь и вернулась домой. «Но я еще приеду. Мы должны заботиться как о наших домах, так и о нашей борьбе. Я полила поля перед тем, как сюда приехать. Земля выдержит, пока я не вернусь домой». «Неважно, адвокат вы, учитель или фермерша, занятая сельским хозяйством, — теперь это движение каждой семьи», — заявила юристка Харсимран Каур, чьи родители — фермеры из Пенджаба.
- Минобороны Индии возглавила первая женщина со времен Индиры Ганди
- Миллиард взаймы: как построить успешную компанию на микрозаймах для Индии и Африки
- Пять лет власти между арестами: как Аун Сан Су Чжи сначала отбила Мьянму у военных, а потом вновь потеряла все
Невозможность компромисса
Кампанию, начатую Рианной и Гретой (кстати, буквально на днях в ходе протестов арестовали известную индийскую последовательницу Греты Тунберг — почти столь же юную Дишу Рави), поддержало немало западных селебрити. Мина Харрис, юристка и племянница нового госсекретаря США Камалы Харрис (у которой есть, как известно, и индийские корни), активно поддерживает протестующих у себя в твиттере.Одними только словами поддержки селебрити не ограничиваются: так, известный игрок в американский футбол ДжуДжу Смит-Шустер пожертвовал $10 000 на медицинскую помощь нуждающимся индийским фермерам.
Власти Индии запустили в соцсетях контркампанию. Пример показал министр внутренних дел страны Амит Шах, опубликовавший 3 февраля твит с хештегами #IndiaAgainstPropaganda и #IndiaTogether. «Никакая пропаганда не подорвет единство Индии! Никакая пропаганда не помешает Индии достичь новых высот», — написал он. Эту кампанию поддержали многие индийские звезды, включая известного болливудского актера Акшая Кумара, певицу Лату Мангешкар и бадминтонистку Саину Нехвал. Западные издания пишут, что их действия координировали SMM-щики правящей Индийской народной партии.
С начала зимы состоялось уже девять раундов переговоров между правительством Индии и лидерами протестного движения. Результатов эти переговоры так и не дали. Власти готовы отложить вступление законов в силу на 18 месяцев, но фермеров такой вариант не устраивает: те намерены добиваться их полной отмены.
1 февраля на фоне ожесточенных столкновений демонстрантов с полицией в Нью-Дели премьер-министр страны Нарендра Моди впервые публично высказался на тему протестов. Он назвал штурм Красного форта «оскорблением» национальной святыни и пообещал продолжать аграрную реформу. Критику со стороны международного сообщества в Нью-Дели расценивают как «неприемлемое вмешательство во внутренние дела Индии», прислушиваться к мнению Рианны или Греты Тунберг не собираются тем более.
Обе стороны настроены решительно, и перспектива компромисса пока не просматривается. Похоже, что конфликт продолжится.