Веселая вдова: лучшая роль Мишель Пфайффер — женщина, которая неудачно спланировала свою смерть
Фильм «Уйти не прощаясь», экранизация одноименного романа Патрика Де Витта, минувшей осенью закрывал престижный Нью-Йоркский кинофестиваль, а на днях картину представят перед виртуальной публикой Берлинале. После премьеры мнения кинокритиков разделились: новая картина Азазеля Джейкобса — редкий фильм, который либо любят, либо ненавидят, но равнодушных нет. В эпоху осознанного потребления и «нового пуританства» тонкий и саркастичный фильм о диве-вдове, которая спускает деньги налево и направо, казалось бы, не отвечает духу эпохи и социальной повестке. Отказавшись от реальных требований времени, фильм создает свой собственный эксцентричный мир — это поведение, к слову, свойственно и главной героине фильм, Фрэнсис Прайс.
После ликвидации всех активов Фрэнсис оставляет свой таунхаус в Нью-Йорке. Укутанная в меха, кашемир и шелка, она вместе с сыном, котом и увесистой сумкой с наличными отправляется на корабле в Париж, где собирается жить в простаивающей квартире подруги. Ее бесхребетный сын Малкольм, которого в книге любовно называют «горой американского мусора» (в исполнении Лукаса Хеджеса, «Манчестер у моря», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») — бездельник, который, судя по всему, ни дня ни работал в своей жизни, обручен с девушкой Сьюзан (Имоджен Путс), но перед отъездом так и не решается сообщить о помолвке своей матери, хотя и боготворит ее.
Впрочем, его можно понять. Его мать — светская львица, воле и харизме которой трудно не подчиниться. Фрэнсис — героиня не нового времени, но позапрошлого века: она эксцентрична до мозга костей. По ночам в темноте она точит ножи, потому что ей «нравится звук», а днем может с легкостью заткнуть за пояс пройдоху-арт-дилера. Она никогда не теряет самообладания, даже если ее настойчиво игнорирует официант в ресторане — просто достает из сумки свой парфюм, обрызгивает цветы в вазе, после чего поджигает букет. Не пасует даже перед таможней: чтобы перевезти кота через границу, подсыпает тому снотворного (как говорится, во время съемок фильма ни один кот не пострадал) и запихивает, словно шарф, в сумку поверх стопок с евро — выходка, которую бы оценила женщина-кошка, знаменитая героиня Пфайффер в «Бэтмен возвращается». Она остра на язык и не дает себя в обиду, ведет беседы с бездомными и осекает полицейских.
При этом Фрэнсис намеренно игнорирует невыносимую реальность бытия. На протяжении семи лет она жила на средства, оставшиеся после смерти мужа, ведя себя как остроумная героиня трагикомедии, чья судьба предопределена: «Какой у меня был план? Я думала, что умру до того, как деньги кончатся. Но я все не умирала и не умирала». В Париже ее и без того эксцентричная жизнь принимает сюрреалистичный оборот — оказывается, что в коте по кличке Маленький Фрэнсис живет дух ее умершего супруга, а квартиру населяют случайные знакомые.
Как ни странно, в сюжет и героев Джейкобса и ДеВитта легко поверить. Каждая сцена и каждый диалог в этой трагикомедии нравов идеально отточены, каждая (без преувеличения) реплика Фрэнсис — крылатая фраза. В киномире Азазеля Джейкобса, как и картинах Уэса Андерсона, сюрреализм и абсурдность происходящего становятся глотком свежего воздуха среди непрекращающейся меланхолии 2020 и 2021 годов, а безупречная актерская игра Мишель Пфайффер впечатляет даже самых недовольных кинокритиков.
Выставив новую планку для номинации «Лучшей актрисы», Мишель Пфайффер сыграла главную роль в своей карьере. Конкуренцию ей в погоне за Оскаром-2021 может составить только Фрэнсис МакДорманд с ее «Землей кочевников» (в прокате с 11 марта). Но имеет ли значение статуэтка, когда Мишель Пфайффер сыграла именно ту роль, по которой ее будут помнить? Женщине-кошке не в обиду.