«Дом с прислугой»: то ли триллер, то ли черная комедия о кукле, которая превращается в младенца
Сериал «Дом с прислугой» рассказывает о живущей в Филадельфии семейной паре Тернеров. Дороти — успешный тележурналист, Шон — востребованный шеф-повар. Супруги пытаются справиться с потерей новорожденного сына и по совету психотерапевта покупают реалистичную куклу-ньюборна. Проблема в том, что очень скоро Дороти и присоединившаяся к семье молодая няня Лиэнн начинают безоговорочно верить в то, что младенец живой. Первый сезон сериала вышел в ноябре 2019 года на Apple TV+, международная премьера второго сезона — 15 января. Создатели уже объявили о продлении сериала на третий сезон.
Сюжет первого сезона построен на таинственном превращении куклы в ребенка, которое можно было бы объяснить психологическим механизмом замещения, если бы не странное поведение няни — она то ли тоже верит в реальность младенца, то ли эту реальность конструирует. Второй сезон начинается с того, что Дороти обретает ясность восприятия, видит в кроватке куклу, пытается понять, куда делся ее сын, и звонит в полицию. «С ее глаз спадает пелена, и это словно открывает для нее новый мир, который до этого был скрыт в тумане ее путаного сознания», — рассказывает исполнительница главной роли Лорен Эмброуз.
«Фрагменты женщины»: на Netflix вышел тяжелый, но важный фильм о том, как пережить потерю ребенка
Все это станет испытанием и для отношений Дороти и Шона. Последний — довольно противоречивый персонаж: с одной стороны, он винит себя в том, что после рождения сына сосредоточился на карьере и не оказывал жене достаточно поддержки, что косвенно стало причиной гибели ребенка, с другой — кажется, устал от постоянных изматывающих скандалов, и рядом с Дороти его держит только жалость к ней. Актер Тоби Кеббелл играет сломленного и пребывающего в смятении мужчину: он может голыми руками разделать угря (чрезвычайно натуралистичная сцена из первого сезона), но не способен указать на дверь няне, которая потворствует нездоровым фантазиям жены и, кажется, ведет какую-то странную игру.
О том, что стоит за этой игрой, как раз и расскажет второй сезон. «Няня ребенка возвращается, и мы узнаем ее подноготную. Во втором сезоне Лиэнн и Дороти по-настоящему сталкиваются друг с другом», — комментирует Эмброуз. Собственно, оригинальное название сериала — Servant, «Слуга» — делает фокус именно на фигуре няни.
Русское название, напротив, обращает внимание на пространство, в котором происходят все эти странные события, — и в этом даже есть что-то пророческое. Из-за локдауна почти все съемки сериала проходили в доме героев в Филадельфии, все актеры находились в добровольной рабочей изоляции. Герои тоже практически не покидают дома, и это накаляет атмосферу недоверия между ними — похоже на то, с чем столкнулись многие семьи на карантине. Это позволило создателям проекта охарактеризовать его как «ситуационный триллер».
Однозначно определить жанр сериала сложно — это и триллер, и детектив, и хоррор (неслучайно среди продюсеров и режиссеров значится мастер запутанных историй М. Найт Шьямалан). «Я вынуждена была сниматься в совершенно диких сценах, — рассказывает Эмброуз. — Думаю, «Дом с прислугой» — это также и семейная драма: мы видим, как Тернеры пытаются справиться с бедой, которая на них обрушилась. Сериал проходит по краю многих жанров, затрагивая целый спектр различных тем».
Среди этих тем — психическое здоровье женщин, послеродовая депрессия, потеря ребенка. Столкнуться с любой из этих проблем может каждая женщина независимо от личной и профессиональной успешности, достатка, состояния здоровья, но, пожалуй, только сейчас о них начали говорить с экранов. Эмброуз признается, что роль сломленной матери погибшего ребенка далась ей непросто: «Очевидно, это очень сложная ситуация — Дороти переживает самые ужасные вещи, с которыми только может столкнуться мать. У сценаристов очень интересная точка зрения на эту проблему, с которой сталкивается семья Тернеров, и на ту травму, которую эти люди проживают вместе. Дороти воспринимает потерю ребенка как свой провал, больше всего на свете она хочет быть хорошей матерью. Думаю, она и есть хорошая мать, несмотря на странности ее поведения».
Все это, впрочем, не помешало создателям сериала добавить в сценарий мрачные шутки. Вкупе с сюжетом, который иногда ставит зрителей в тупик и вызывает ощущение абсурдности происходящего, и героями, которые порой ведут себя откровенно странно, это превращает шоу в черную комедию. Сам Найт Шьямалан в одном из интервью признался, что давно заметил: там, где он пытается напугать зрителя, зритель смеется — и решил не пытаться быть серьезным. «Я люблю черный юмор, наслаждаюсь им, это то, что заставляет меня хихикать. В моем новом фильме его много до безумия. Надеюсь, люди поймут, что смеяться над ним можно», — говорит режиссер «Дома с прислугой». Мрачный юмор, атмосфера ужаса и удачные актерские работы делают проект достойным внимания.