Работающая мама и школьник на карантине: уроки выживания
Мой второклассник остался дома за два дня до того, как в Москве разрешили свободное посещение. Нет, я не перестраховщица (хотя мои родственники из Франции уже практически передавали сигнал SOS), у меня была очень обыденная причина: с расстройством желудка ходить в школу не очень сподручно. Поэтому я просто оставила его дома.
При этом все вокруг меня ждали, что же будет со школой. Когда появилось сообщение о «свободном посещении», наш родительский чат распух. «Мы будем ходить», — кричала одна сторона. «Мы остаемся, это правильно», — говорила вторая. «Ой, мы же отстанем, что же делать», — сомневалась третья.
И в этом лукавство нашей ситуации. Оставить решение за родителями — это показательно гуманистично, но это еще и самый простой способ переложить ответственность. Это в духе спора о нашей современной школе — кто, когда и за что отвечает. Тут явно отвечали родители. Удобный способ напомнить им обо всем. А еще полная неясность: вот ты оставишь ребенка дома, но компенсировать тебе это больничными же никто не станет? В нашем классе на занятия вышла в итоге треть детей.
Я оставила ребенка дома. Тем более, что наш офис ушел на удаленную работу. И искренне считаю важным, чтобы в период активного распространения вируса никто не шатался по городу и не чихал во всех смыслах на окружающих. Тем более, что я работаю весь день, а развоз ребенка по его музыкальным и спортивным школам у нас на бабушках и дедушках. Погружать их в этой ситуации в метро и такси мне казалось странным и безответственным решением (даже без напоминания властей, но они, кажется, только сегодня вспомнили о программе долголетия).
Сейчас идет последняя неделя перед каникулами. Никакого организованного дистанционного образования, конечно же, нет. Но мы получаем темы урока и домашние задания в дневнике Московской электронной школы. По ним и занимаемся. И спасибо нашему педагогу, которая на каждом уроке записывает короткие видео по основной теме и выкладывает их в общий чат. Это существенно облегчает жизнь.
Вот еше несколько советов по тому, как сделать жизнь на карантине удобнее и для себя, и я для ребенка:
- Подайте пример
Сложно объяснить семилетнему ребенку, что это не каникулы. Он, конечно же, с удовольствием бы выложил в ТикТок (которого у него нет) что-то формата «Я в школу не пойду» или «It’s corona time», но после трех дней споров мы как-то пришли к решению, что заниматься все же нужно. Что да, ситуация так себе и странноватая, но каждый выполняет свои обязательства. Я, например, работаю удаленно. А он удаленно учится. Мне кажется, пример родителя тут достаточно мотивирующий. В последние дни я работаю почти круглые сутки. Ребенок видит, что мы не просто легли дома на диван и включили Нетфликс. Мы работаем сейчас все даже больше.
- Ищите дополнительные материалы для занятий
Наш учитель помимо тем уроков и домашних заданий выложила в чат настоящую коллекцию: диктанты, математические задачи, чтение, — так что можно заниматься даже не четыре стандартных урока, а много больше. Но это, опять же, заслуга педагога. Если бы в моем распоряжении были бы только стандартные государственные электронные ресурсы, я бы немного растерялась. При этом я вижу рядом блистательные примеры организации учебы от частных школ. Настоящие полноценные уроки. Мне обидно, что мы столько говорили про электронную школу, но сейчас пока я не вижу всей ее мощи. Очень хотелось бы. Я прекрасно понимаю, как сложно переносить очное в удаленное. Но верю, что это возможно.
- Сделайте табличку в экселе
Я составила в Экселе ребенку график, распределила задания. И тихо радуюсь, что он только во втором классе. Не уверена, что я бы самостоятельно справилась бы с программой класса восьмого, например.
Вчера вышла новость о том, что с 21 марта школы закрываются. Период закрытия затронет каникулы и время после них. В чате была тишина. Я спросила в лоб: «Что мы будем делать». В ответ получила: «Ждем приказа». Приказа мы все ждали долго и тревожно, в соцсетях летали фейковые и устаревшие приказы. Сейчас мы уже знаем, что нам предстоит еще как минимум неделя «дистанционного обучения». Мы получили массу заданий.
Что хорошего? Как написала моя итальянская подруга: «Наконец, я могу провести время со своими детьми. Мне только нужны запасы Ксанакса».
Лайфхаки от школ и учителей
- Европейская гимназия рекомендует выбрать специальное приложение для дистанционного общения между учителем и учеником. Мы можете сами инициировать диалог в школьном чате и предложить воспользоваться приложением, если в вашей школе такой опции не предлагают. Вот несколько вариантов — Zoom, Google Classroom, Padlet.
- Новая школа предлагает вопспользоваться в качестве дополнительных источников информации образовательными онлайн-платформами, многие из которых сейчас открыли бесплатных доступ к своим материалам. Среди их рекоммендаций - Coursera, Twinkle, Foxford. Кроме того, 17 марта, в 19:00 школа устраивает открытую лекцию про иммунитет и прививки.
- В Хорошколе для общения с учениками решили использовать Skype для бизнеса. Там также советуют продолжать выполнять часть домашних заданий в обычных тетрадях, если это удобнее, а потом просто присылать учителю фотографии.
- Сервис онлайн-образования Яндекс.Учебник также советует использовать различные программы и приложения для видеоконференций и обратить внимание на виртуальные доски. Кроме того, там напоминают, что детям необходимо делать перерывы в работе за компьютером каждые 15 минут. Если школьники сидят перед компьютером в течение всего «урока», то есть 40 минут, — им обязательно нужно встать и размяться во время перемены, а не проводить ее у монитора. Сам Яндекс сегодня заявил, что строит платформу для полноценного дистанционного обучения, которая включает инструменты для проведения интерактивных видеотрансляций удаленно, а также видеоуроки от ведущих преподавателей по разным предметам. Сервис запустится 30 марта будет доступен по всей стране бесплатно. На первом этапе компания инвестирует в проект более 200 млн рублей.