Бывшая сотрудница агентства элитной недвижимости Kalinka Group после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина провела ночь в христианском храме в Аддис-Абебе, увидела Голубой Нил и самый большой каньон Африки.
Только когда трафик встречного транспорта стал зашкаливать, я сообразила, что началось правостороннее движение. Поспешно перестраиваюсь в нужный ряд, проехав уже три блок-поста. Ни на одном из них меня и не думали поправить. Движение здесь — полный хаос, и на обеих полосах в обе стороны мчатся байки, машины и тук-туки, лавируя между пешеходами, снующими между колесами. Я в Эфиопии.
Приграничный Мояле — город, который фактически разделен на две страны. Половина принадлежит Кении, половина — Эфиопии. Кенийский Мояле похож на арабский базар, где на каждом углу что-то продают и покупают, дотошные меняльщики денег пристают на каждом шагу, каждый второй приветствует тебя теплым словом и так искренне спрашивает, как твои дела, что каждому хочется ответить, а на одном небольшом пятачке стоят две большие мечети.
Эфиопский Мояле похож просто на базар! Но зато здесь появилась мобильная связь, все время теряющаяся в Кении, возвышается купол христианской церкви, а люди так же приветливы и всем хочется сказать «ай эм файн!»
Перестроиться на правостороннее движение в Эфиопии оказалось сложнее, чем на совершенно непривычное левостороннее в Намибии, когда мне впервые пришлось сменить полосу. Я опять путаюсь на поворотах и часто ловлю себя на том, что еду по встречной. Благо движение на трассах не отличается интенсивностью. Основное неудобство — гуляющие по дороге овцы и верблюды. Да еще и неожиданные «папуасы». Под колеса внезапно бросился странного вида человек, весь обросший, в теплой куртке и без штанов. Он пытался влезть на капот. Скорость небольшая, потому что я поднималась в горку. С какими намерениями он пытался совершить опасный трюк, я так и не узнала. Сдала было левым галсом, чтобы объехать непрошенного пассажира, но на него залаяла Грета, неудавшийся каскадер сиганул в кювет и умчался так, что засверкали его голые пятки. Позже друзья-автопутешественники просветили меня, что это распространенный в странах Африки тип дорожного мошенничества, когда «жертва» падает на дорогу с капота и туристам приходится откупаться за «причиненный ущерб».
Сделать остановку в любом месте для любых целей совершенно невозможно. Тебя тут же окружает множество любопытных глаз. Они будут изучать тебя издалека или облепят окна машины. Казалось бы, вот совершенно пустынная дорога, где нет ни души. Но через секунду из густых кустов появляются такие же любопытные глаза или подъезжает на мопеде какой-нибудь местный деревенский парень, завидев тебя за километр.
Эфиопские деревни красивые, хоть и простые с виду. Прячутся в зарослях пока еще скудной зелени или стоят в открытом поле только что скошенной сухой травы. Я пополнила свою фотоколлекцию стогов сена новой, невиданной раньше кладкой.
Деревенские дети заняты хозяйством наравне со взрослыми. Пасут скот, носят воду в канистрах, собирают дрова, готовят еду. Наблюдая за ними, вспоминаю невольно и свое детство, прошедшее в сибирском шахтерском поселке. Выросла я в местных трущобах, в щитовом бараке с удобствами на улице. Печное отопление, вода из колонки, каменный уголь и дрова — привычное дело с ранних лет. Сколько принес воды в дом, столько и вынес обратно.
На юге Эфиопии мало пригодной для жизни воды. Ее собирают, носят, возят разными способами, разным транспортом. Женщины ставят полные канистры себе на голову, демонстрируя изящную осанку. Дети сооружают с помощью веревок подобие рюкзака и несут на спине тяжелую ношу с живительной влагой.
В этих местах я встретила только одну реку, и то она была похожа на ручей. В большинстве своем это пересохшие русла, ожидающие сезона дождей. Но сухой климат здесь не везде. Чем выше рельеф, тем мягче воздух. От озера Абая и дальше на север Эфиопии природа становится сочнее и зеленее, а земля такая мягкая, рыхлая, жирная и плодородная, что возиться с ней — одно удовольствие. Здесь начинаются сельскохозяйственные районы. Август — время жатвы, сбора помидоров и других овощей. Свежая зелень в огородах умыта дождем и согрета солнцем.
Дожди льют, размывая и без того не идеальные дороги. Видимо, местные жители поддерживают их в плохом состоянии умышленно. Транспорт, следующий через деревню, обязательно застрянет в глубокой рытвине. Кто поможет подтолкнуть и вытащить машину? Конечно, предприимчивая молодежь, требующая плату за свои труды. Узнав во мне иностранку, меня пропускают без оплаты за проезд. Турист — это святое. Под радостные возгласы подростков и рев забуксовавших колес я проскочила искусственно созданную преграду.
Чем ближе подъезжаю к столице, тем современнее выглядят деревни. Низкие глинобитные хижины конусообразной формы сменились на более добротные высокие постройки. Эфиопский «коттедж по типовому проекту» выглядит так. Каркас сооружается из тонких, но прочных стволов деревьев, крышу покрывают профнастилом, стены обмазывают глиной. Чтобы построить хороший дом, здесь нужно только желание и трудолюбие, ведь строительные материалы находятся на расстоянии вытянутой руки. Деревья, используемые в строительстве, растут как сорняки, а глина буквально лежит под ногами. Бери и делай. Вот стоят рядом два, казалось бы, одинаковых дома. Но один сооружен на скорую руку, кое-как заляпан штукатуркой, лишь бы ветер не гулял по комнатам. Второй с аккуратными ровными стенами, расписными окнами и дверьми, обнесен нехитрым забором.