К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Уже не модно. Как одежда перестала быть средством самовыражения

Фото Spencer Platt / Getty Images
Фото Spencer Platt / Getty Images
«Мода равно типичность», — считают молодые люди 20 лет, новое поколение потребителей, и в своем гардеробе ограничиваются минимумом универсальных вещей. Что ждет модный рынок?

В США в 2017 году закрылось порядка 2000 розничных магазинов одежды. Это на порядок больше, чем в самый разгар кризиса в 2008 году. Неутешительную картину можно наблюдать и на российском рынке. За последние пять лет в торговых центрах регулярно происходит ротация марок: уходят одни, приходят другие.

Причина не только в замедлении роста экономики, высоком курсе валют (в России). Ретейлеры не выдерживают гонки технологий, не могут быстро адаптироваться к смене покупательского поведения и конкуренции с крупными игроками или наиболее продвинутыми в области технологий и маркетинга компаниями.

Впрочем, потребительский рынок стал наиболее чувствителен и к демографическим явлениям. Крупные бренды активно готовятся к встрече с новым поколением — поколением Z, которое уже в самое ближайшее время станет основным налогоплательщиком и начнет диктовать правила игры.

 

Смена поколений происходит каждые 20 лет — в истории смена поколений была естественной, всегда была преемственность. Новое поколение с оглядкой смотрело на старое. Технологический прогресс, социально-экономические и экологические проблемы полностью изменили этот процесс. Такого разрыва между поколениями история никогда не знала.

Представители поколения Z воспитываются и развиваются в совершенно новых условиях, где нет границ, где гаджеты — это не просто новая реальнось, а повседневность. По статистике, в США 98% подростков ежедневно выходят в онлайн-пространство, а 38% в нем пребывают постоянно. Социальные сети, мессенджеры стали новым видом коммуникации между детьми и подростками.

 

Если каких-то 10-15 лет назад любой уважающий себя молодежный бренд считал необходимым открыть магазин в престижном торговом центре, то сегодня куда важнее активное присутствие онлайн. Подростки уже больше не рассматривают торговые центры как место для проведения досуга и совершения покупок. Еще в 2000-е в торговых центрах проводилось много мероприятий с участием звезд, проводились показы мод. Все это делалось с целью привлечения молодой аудитории. Сейчас, конечно, торговые центры развивают это направление, но все же всем понятно, что подростки променяли торговые центры на соцсети. В то же время на Западе (скоро это придет и в Россию) одежда для подростка перестает быть средством самовыражения. Подростки становятся менее чувствительными к знаменитым брендам.

Да и тратить на одежду они стали куда меньше, чем тем же миллениалы. По статистике, молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет предпочитают больше тратить на еду, покупку гаджетов, товары для красоты. В последнем исследовании Accenture говорится, что для нового поколения одежда перестала быть таким важным способом самовыражения, каким она была и есть для прежних поколений, например, для поколения Y, или миллениалов. Не удивительно, что теряет свою мощь маркетинговая сила бренда.

Мой сын-подросток не устает повторять, что мода — для большинства, или мода равно типичность, если следовать правилам статистики. Нормальные люди так больше не выражают свою идентичность.

 

Важны ли бренды

Журнал New York Magazine даже дал определение этому явлению — нормкор. Нормкор — это когда ты не стремишься быть ярким и увешанным брендами, а выбираешь удобство, практичность, тщательно подобранные туалеты меняешь на стритстайл.

Естественно, модная индустрия активно реагирует на надвигающиеся изменения. Кто бы мог подумать, что в ассортименте таких марок, как Chanel и Dior появятся обычные кроссовки, а коллекции изысканных и скроенных по фигуре нарядов дополнятся мешковатыми свитерами, шапками-бини, футболками, худи, бейсболками, шлепками.

В то же время усиленно растет рекламный рынок. В конкурентной борьбе большие компании вынуждены все больше и больше инвестировать в маркетинг, искать новые каналы и способы продвижения своих товаров. Ситуация осложняется тем, что новое поколение прекрасно разбирается в маркетинге, и его не так просто мотивировать на покупку. Пока основные бюджеты идут в продвижения в глянцевых изданиях. Но уверена, что в течение пять лет все может изменится. Даже такой мастодонт, как Hermes держит руку на пульсе и в прошлом году запустил собственный интернет-магазин.

Но самое интересное, что изменилось и отношение к репутации бренда. На первый план вышла этическая сторона. Новый потребитель уже смотрит не на историю компании, не на количество магазинов и то, как много известных людей носит одежду этой марки. В фокусе его внимания — экологичность, забота о природе, ответственное потребление.

Less is more — становится девизом Z. В условиях экономической нестабильности и надвигающихся климатических и демографических изменений лучше купить меньше качественной одежды на все случаи жизни, чем забивать шкафы хитами-однодневками, многие из которых наденешь всего пару раз.

 

Чего же ждать от рынка моды во времена перемен? Как известно, самые мощные скачки в развитии моды происходили после важных исторических событий. Разительные перемены случились с модой после Первой Мировой войны, открыв путь Эльзе Скиапарелле и Коко Шанель. Сразу после Второй мировой войны появился New Look Кристиана Диора, когда после страшных лет голода и разрухи покупательницы откликнулись на подчеркнутую женственность и роскошь моды.

Сегодняшние перемены открывают дорогу молодым и амбициозным маркам, которые смогут предложить новые технологии и играть по правилам будущего времени. И возможно, лет через 10 мы увидим нового Кристиан Диора или Эльзу Скиапарелли.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+