Одним выстрелом: почему Chanel отказывается от натурального меха
На прошлой неделе мир облетела новость: компания Chanel отказывается от использования натурального меха и кожи экзотических животных. Президент Бруно Павловски объявил, что клиенты больше не увидят в коллекциях изделия из крокодила, ската, ящериц и змей. Креативный директор дома Карл Лагерфельд, который не скупится на смелые и едкие высказывания, поспешил сделать важное дополнение: это решение было принято не под влиянием всевозможных обществ охраны животных. По словам маэстро, оно «витало в воздухе».
Многие эксперты назвали это решение настоящей революцией в мире моды. Однозначно этот шаг не останется незамеченный, и скоро примеру старейшего французского дома моды последуют остальные.
На сегодняшний день бренд Chanel входит в список самых дорогих компаний мира по версии Forbes и оценивается в $8 млрд. Бессменный креативный директор Карл Лагерфельд считается одним из самых продуктивных и талантливых дизайнеров в мире высокой моды. Несмотря на почтенный возраст (маэстро в этом году исполнилось 85 лет), он умудряется на протяжении 35 лет удерживать бренд Chanel в авангарде высокой моды.
Решение отказаться от использования натурального меха уже давно приняли такие компании, как Stella McCartney, Giorgio Armani, Bottega Veneta, Kate Spade, Ralph Lauren. Но если отказ, например, Стеллы Маккартни, чья мать Линда была известной защитницей животных, выглядел естественно и гармонично, то заявление Chanel всколыхнуло модный рынок. Этот старейший французский дом моды много пережил на своем веку и не привык оглядываться на мнение других. На протяжении долгого времени Карл Лагерфельд уверенно отбивался от оппонентов, заявляя, что странно слышать обвинения в использовании натурального меха в мире, где «едят мясо и носят обувь, аксессуары и даже одежду из кожи».
И Vogue туда же
Обсуждение необходимости «ответственного потребления» уже давно вышло из камерных кабинетов ученых и общественных активистов в широкие массы. Не смогла не отреагировать на этот тренд и бессменный редактор американского Vogue Анна Винтур, одна из главных поклонниц Chanel и любительница роскошных мехов и дорогих кожаных изделий. Десять лет назад ее любви к мехам не смог помешать нашумевший скандал, когда перед показом Chloe активист общества защиты животных запустил в нее пирог с заварным кремом. Более того, после произошедшего Анна Винтур не стеснялась позировать в тренче из змеиной кожи и пальто из кожи питона. И вот в прошлом году Винтур выступает за отказ от натурального меха и призывает к использованию так называемого экомеха, который производится из шерсти овец.
Дальше больше — целый номер пропаганде отказа от натурального меха посвящает французский Vogue. На обложке номера Жизель Бундхен позирует с детенышем кенгуру в руках и шубе из экомеха.
По соображениям этики
Казалось бы, что тут такого — старейший дом моды сделал большой шаг, приняв подобное решение? Времена меняются и высокая мода меняется вместе с ними. Миллениалы и представители поколения Z все чаще отдают предпочтение брендам одежды, поддерживающих принципы ответственного потребления и защиты окружающей среды. Именно им в скором времени придется решать серьезные проблемы экологии, перепроизводства и перенаселения. «В последние три года становится все сложнее и сложнее найти правильную этику», — признавался Бруно Павловски.
Впрочем, дом Chanel не был бы домом Chanel, если бы в таком громком и важном заявлении не оказалось бы скрытых смыслов. Больше всего заявлению дома моды удивились поставщики. Не скрывал своего разочарования и удивления Энрико Кьеза, директор миланской компании Italhide, давнего партнера Chanel. «У меня не было никаких указаний со стороны Chanel», — заявил миланский поставщик.
Более того, по сообщениям Business of Fashion, с сайта компании исчезла знаменитая сумочка Chanel Boy Bag из аллигатора. Но изделие, как уверяют эксперты, исчезло вовсе не из-за новой политики Chanel, а по причине плохих продаж. Причем такие бренды, как Hermes или Louis Vuitton вовсе не собираются отказываться от использования крокодиловой кожи.
В начале 2000-х около 10% выручки всего рынка люксовых сумок приходилось на изделия из кожи экзотических животных. В погоне за увеличением прибыли ведущие игроки стали массово скупать фермы по производству сырья. Такой шаг позволял не только контролировать качество сырья и обеспечивать бесперебойность поставки, но и экономить на расходах. Например, Hermes купила фермы в Австралии, Луизиане и Кэрнсе. LVMH приобрела 51% акций поставщика крокодиловых шкур Heng Long.
По сообщениям Business of Fashion, Chanel выбрала другой путь и решила закупать сырье у разных поставщиков, в результате, по мнению экспертов, не смогла должным образом контролировать качество поставок, и начала выдавливаться из этой ниши более сильными игроками.
Миллениалам нравится этичный подход к производству. В этом смысле компания Chanel осталась верна себе. Как известно, основательница бренда Коко Шанель построила славу собственного дома моды на мифах и легендах, которые сама и создавала. Ее примеру последовало и нынешнее руководство, представив в самом выгодном свете и в русле популярных общественных тенденций собственные коммерческие ошибки.