Каждый ребенок хочет стать большим как можно скорее, ведь у взрослых, как им кажется, такая интересная и легкая жизнь — они могут делать все, что захотят и не спрашивать разрешения. Очень важно дать детям четкое представление, что означают «возможности» и как они приобретаются. Чем раньше ребенок поймет разницу между поездкой в подмосковный санаторий и отдыхом в 5-звездочном отеле в каком-нибудь островном государстве, тем лучше. У всего есть цена, она заплачена, благодаря старанию, ответственности и труду родителей. Для восьмилетки поездка в «Дисней-Лэнд» и поход в «Макдональдс» из одного разряда — папа купит. Родители в стремлении дать все самое лучшее своим детям могут воспитать как избалованного, инертного подростка, так и ответственного и готового бороться с жизненными трудностями. Как же дать детям то, что приведет их к успеху в будущем?
Первые шаги
Постижение предпринимательства похоже на обучение ходить. Ребенок учится не благодаря наставлениям со стороны взрослых, а только на собственном опыте и ошибках. Важно, чтобы он уже в юном возрасте умел справляться с неудачами не только на бытовом уровне, но и учился проявлять зрелость в общении со сверстниками, в получении новых знаний и в эмоциональной сфере. Родители своим примером могут закрепить в сознании будущего бизнесмена, что любой результат требует усилий и падений здесь не избежать.
Иногда взрослые позволяют детям распоряжаться своими ресурсами как собственными, и это может привести к негативным последствиям. Хорошо, если ребенок понимает, что нужно приложить усилия прежде чем что-то получить, и осознает свою способность и готовность к достижению бесконечного ряда возможностей.
Игры с яблоками
Если принять во внимание, что яблоко от яблони недалеко падает, то чем раньше вы начнете объяснять своим яблокам, как устроен сад, как за ним ухаживать, а чего, наоборот, делать не надо, тем выше шансы снять лучший урожай. Это касается и семейных традиций и принципов ведения бизнеса. Дети копируют нас во всем, поэтому не удивляйтесь тому, что они с интересом включаются в ваши деловые переговоры.
Сложно всерьез вовлечь младшего школьника в добычу золота (зато как прекрасно можно объяснить устройства мира и цену всего на свете) или в производство удобрений, но вполне возможно в торговый или ресторанный бизнес, швейное или печатное дело.
Младший партнер
Вводя ребенка в курс дела, относитесь к нему не как к подчиненному, а как к младшему партнеру. Дайте ему больше свободы, больше возможностей совершать и исправлять ошибки. Пусть он пройдет их в 10-12-14 лет — это обязательно пригодится ему в будущем. Не ругайте ребенка за ошибки, он не должен бояться их, иначе страх перед рискованными решениями научит его двигаться только по самому понятному и легкому пути. Но в условиях современного рынка это скорее губительно для предпринимателя, чем полезно. Дайте ребенку почувствовать разницу между его участием в вашей работе и своим собственным делом. Пусть он сам придумает небольшой проект и вложит в него свои карманные деньги. Соглашайтесь на любые его идеи: фото и видео услуги, перепродажу редких футбольных карточек или миров в компьютерных играх, или домашнего задания по математике. Не вмешивайтесь, просто наблюдайте. К тому же никто не знает, что в конце концов из этого может получиться.
Так мой американский друг, свадебный фотограф, закрыл глаза на то, что его 11-летний сын потратил все свои сбережения на покупку нового Canon 60D, объяснив это тем, что будет принимать заказы на съемки в школе и зарабатывать на них. Отец был уверен, что камера будет разбита или потеряна через пару дней. Каково же было его удивление, когда через полгода у сына не было ни свободного дня: заказы от одноклассников и их друзей, а также родителей, школьные мероприятия, соревнования между районными баскетбольными командами и прочее. В итоге, школьные фотографии 2017 года были заказаны не у профессионального фотографа, а у 12-летнего ученика. Правда, камера спустя время все же разбилась, но тогда уже имелись деньги на новую и не только.
Любая ошибка — это положительный опыт. Главное — не мешать и не сбивать с толку своей сверхзаботой. Направляйте в нужное русло, поощряйте и поддерживайте любые начинания, а если они заведомо губительны, то мягко объясните, как поступили бы вы. Уважение к труду (в том числе родителя) формируется только через понимание потерь и цены успеха. Помогите детям создать первоначальный капитал, пусть они управляют им — решают, во что вложить, что закупить или какой вид товара или услуги создать. Потеря или, наоборот, успех позволит в будущем просчитывать свои решения на шаг вперед.
Поставщики радости
Дети очень любят хвастаться и любят, когда их хвалят. Помогайте им получать реальный результат труда и обязательно делиться им с другими. Представьте: ребенок приносит в школу ту вещь, которую он сам создал, и эта вещь не типичная игрушка, сделанная на кухне, а что-то необычное, учитывающее вкусы и интересы сверстников. Например, тетради с изображением всего класса на обложке, или предложение по выпеканию бесплатного именинного торта в день рождения каждого одноклассника на вашем «совместном предприятии», или бесплатный поход в кино, кафе, парк развлечений для всех желающих на заработанные вашим юным предпринимателем деньги, или участие в благотворительном детском проекте. Помимо того, что ребенок почувствует настоящий успех (только он обязательно должен быть заслуженным, а не то, что вы просто дадите денег на поход в кино), так еще и его популярность в обществе вырастет мгновенно. Не оставляйте результаты труда ваших детей между вами или наедине с ними самими, сделайте их поставщиками радости — в школе, в кругу друзей, для людей, которые нуждаются в этом. Быть может создание радости — это и есть самый главный предпринимательский навык, который всем нам так необходим.
Плюсы раннего привлечения ребенка к собственному бизнесу и развитие у него предпринимательских навыков:
— Только через совместный опыт родитель достоверно может понять, в чем сильные и слабые стороны его ребенка. Быть может, вашему сыну или дочери совсем не подходит то дело, которым вы занимаетесь, и в продолжателях которого его видите. Лучше понять это, когда вам 40 лет, а не вашему наследнику. Вы же хотите помочь ему достичь успеха, а не провалиться.
— Даже если с сильными сторонами все в порядке, удостоверьтесь (или сделайте так), чтобы преемнику понравился семейный бизнес, чтобы он стал ему близок, что он полюбит его в будущем. Только через это принятие ваш бизнес может стать бизнесом ваших детей. В настоящем и будущем.
— Через бизнес и участие в деятельности родителей с раннего возраста ребенок усваивает и понимает самые важные вещи: ему никто и ничего не должен, все имеет цену и она бывает очень разной, он всего может добиться сам. В его жизни возникают такие понятия как действие, решение, слово, ответственность, качество, успех, неудача, прибыль. Чем раньше ребенок эти правила и концепции усвоит, тем легче он будет оперировать ими в жизни.
— Ребенок должен понять, что вес в обществе (пускай на начальном этапе и детском) человеку придают его навыки и умения — наблюдать, создавать, доводить до конца, получать результат, выстраивать отношения, продавать свои продукты и услуги. Также важно, чтобы ребенок осознал, что если он создает уникальный продукт или услугу, то именно это особенно ценится, ведь это больше нельзя получить нигде, кроме как у него.
— И даже если у вас нет никакого собственного бизнеса, и вообще вы учитель музыки или домохозяйка, развивайте навыки предпринимателя у ваших детей, ведь именно предпринимательское мышление научит их решать нестандартные задачи и получать от этого выгоду. А еще, воспринимать любые жизненные трудности всего лишь как вызовы, которые нужно преодолеть. И на следующей попытке обязательно добиться успеха.