По данным Grant Thornton, в 2017 году 23% позиций HR-директоров в мире занимали женщины — самый высокий показатель среди всех высших управленческих позиций. А недавнее исследование Russell Reynolds Associates показало, что в ста крупнейших по объему выручки компаниях США почти 60% позиций директоров по персоналу занимают женщины, при этом именно с такой топовой позиции люди реже всего вырастают до CEO компании.
По нашим оценкам, в России директор по персоналу в 80% случаев — женщина, как правило, с гуманитарным образованием, изредка с математическим, экономическим или техническим, выросшая в профессии или из административных должностей, или из агентств по подбору персонала. Эта статистика не слишком сильно отличается от стран Европы и США, где доля женщин — директоров по персоналу более 60%. В крупных государственных предприятиях число мужчин среди руководителей служб персонала немного выше, чем в среднем по рынку. Это связано с тем, что им зачастую приходится заниматься и GR — отвечать за взаимодействие с государственными органами, а иногда даже нести определенную политическую нагрузку. В среднем бизнесе женщин в службах персонала подавляющее большинство, в небольших компаниях их уже практически 100%. Образование у мужчин, занятых в области HR, часто тоже гуманитарное, вырастают они чаще всего из рекрутеров, но встречаются и выходцы из служб безопасности, и даже финансисты, правда, их не более 20–25% от общего числа. Например, в двух крупных российских компаниях на позициях директора по персоналу работают внутренние аудиторы.
Наши клиенты достаточно часто просят, чтобы у кандидата на вакансию директора по персоналу было математическое образование, — это помогает быть более вовлеченным в бизнес, выстраивать эффективную систему материальной мотивации, и в целом, по мнению многих владельцев бизнеса, математический склад ума — залог успеха. При этом женщины более востребованы на позициях менеджера или директора по персоналу, так как считаются более эмпатичными, способными выстраивать доверительные отношения с коллективом, развивать корпоративную культуру и оценивать потенциал сотрудников. А много ли вы знаете женщин-математиков? Даже в математических школах явно преобладают мальчики, но им карьера в HR далеко не всегда кажется привлекательной. Поэтому женщины из сферы HR с высшим математическим образованием пользуются большим спросом, и у них больше шансов стать первым лицом компании. Например, с 1 декабря 2017 года генеральным директором «Яндекса» была назначена Елена Бунина, которая с 2011 года занимала пост директора по персоналу. Она доктор физико-математических наук и профессор кафедры высшей алгебры механико-математического факультета МГУ.
Другой показательный пример — Софья Кадыкова, директор по персоналу Pfizer в России, тоже доктор наук, но в области экономики, которая с конца 2016 года по август 2017 года занимала должность генерального директора российского подразделения фармацевтической компании.
Я знаю еще одну женщину — генерального директора издательского дома «Вокруг света» Светлану Головатюк, начинавшую карьеру как рекрутер, а затем и директор по персоналу. Кроме этих трех героинь, я не могу вспомнить ни одного подобного примера в России.
Женщин на позициях генеральных директоров и так в нашей стране не более 30% от общего числа первых лиц, в крупных компаниях показатель даже ниже, а уж женщин генеральных директоров, выросших из HR, можно пересчитать по пальцам — это даже не метафора, по нашим экспертным оценкам, их менее 1%.
Иногда женщины HR-директора открывают свой консалтинговый бизнес. Но эта история достаточно редкая и не является серьезной тенденцией на рынке. Например, Виктория Петрова, бывший HR-директор металлургической компании «Русал», в какой-то момент решила создать небольшой бизнес по HR-консалтингу. А Елена Бородина, которая была директором по персоналу компании «Гута-Страхование», открыла бизнес в области карьерного консультирования.
Общая тенденция, впрочем, не меняется: на позициях первых лиц акционеры предпочитают видеть управленцев, выросших в коммерческом, операционном либо финансовом блоках, так как это подразумевает способность просчитывать стратегию и риски, а также более жесткий подход к эффективности бизнеса в быстро меняющейся среде. Служба персонала очень редко воспринимается полноправным бизнес-партнером, часто она является бэк-офисным подразделением, которое не всегда принимают всерьез.