К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Недружелюбная среда: как современные родители взаимодействуют с городом

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Социологи Лариса Шпаковская и Жанна Чернова о том, каким сегодняшние родители видят город, который их окружает, и кто делает его для них лучше

Жители города очень разные, и предполагается, что город должен быть удобен для всех. Американская урбанистка Джейн Джекобс приходит к выводу, что успешно функционируют те городские пространства, которые учитывают потребности всех горожан. С этой точки зрения четкое разграничение детских и взрослых пространств неминуемо становится источником конфликта и отчуждения.

Мы решили разобраться, как родители воспринимают город, и в 2011-2014 годах провели в Санкт-Петербурге интервью с 25 матерями и 10 отцами (представителями среднего класса), пять интервью с муниципальными депутатами, а также серию наблюдений социального взаимодействия в 360 городских пространствах разного типа: улицах, парках, общественном транспорте, торговых центрах, кафе, дворах, детских площадках.

Нас интересовало мнение родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно такие дети считаются достаточно беспомощными и требующими особого внимания со стороны взрослых. Маленькие дети также имеют специфические потребности, могут нуждаться в особом меню, специальных развлечениях, организации мест общего пользования, доступной для проезда с коляской городской среде и транспорте и многом другом.

 

Родители: взгляд на городское пространство

Петербургские родители критически оценивают городское пространство и считают его труднодоступным. Вопросы мобильности и доступности пространства более актуальны для матерей, чем для отцов, поскольку они проводят больше времени с детьми, чаще отвечают за их лечение и образование. Наибольшие сложности возникают при перемещении по городу с детской коляской: проблемой становятся крутые лестницы, бордюры, отсутствие съездов, пандусов и лифтов. Одна из участниц опроса, Валентина (стилист, 31 год, двое детей), обращает внимание на непродуманность современной жилой застройки: «Архитекторы, похоже, не знают, что у людей дети бывают. Мы живем в элитном доме. Тут такая лестница крутая сделана, чтобы просто в подъезд зайти. Я коляску туда-сюда тягаю каждый день. Есть съезды, такие полозья для колес. Они очень крутые и узкие, как будто для скалолазов сделаны».

 

Городское пространство в целом воспринимается как потенциально опасное из-за большого скопления людей: родители опасаются инфекций и эпидемий, которые, по их мнению, в таких условиях неизбежны. Городской шум и загрязненность воздуха также делают город опасным для детей с точки зрения экологии.

Перед лицом недружественной городской инфраструктуры матери ощущают себя «загнанными» в домашнее пространство. Они говорят о чувстве изоляции и одиночества. Для ориентированных на карьеру и культурное потребление горожанок материнство связано с резким изменением повседневности. Ольга (программист, 28 лет, двое детей), в момент интервью находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, говорит: «Когда у тебя появляются дети, ты оказываешься к ним постоянно привязана. Я больше не могу пойти по магазинам или в кино, не могу после работы встретиться с подругами. Для меня это было очень неожиданно».

Тем не менее матери-горожанки хотят свободно перемещаться по городу, встречаться с друзьями, посещать торговые центры, фитнес, косметические салоны, музеи – сохранять привычный для них образ жизни. «Я не хочу превратиться в клушу, такую мамашку с кошелкой в одной руке и коляской — в другой, которая постоянно трясется над своим чадом. Я хочу хорошо выглядеть, быть в курсе последних культурных событий, путешествовать, встречаться с друзьями. Я стараюсь вести активный образ жизни», — рассказывает Маргарита (юрист, 26 лет, один ребенок). Многие продолжают работать, и работа для них — это не только вопрос денег или финансовой независимости, но и важная сфера самореализации, карьерных и профессиональных амбиций.

 

А как же дети?

Активная позиция родителей и их стремление к мобильности отнюдь не означают желание отделиться от ребенка — отдать его бабушке, в детский сад, школу, на продленку или няне. За ней стоит совершенно новое понимание детско-родительских отношений. Родительство становится предметом выбора, сферой самореализации. Оно подразумевает удовольствие и радость от общения с ребенком, желание не только вкладывать в детей силы и ресурсы, но и личностно вместе ребенком развиваться. Многие родители ориентированы на построение «хороших», гармоничных детско-родительских взаимоотношений, которые складываются «здесь и сейчас». Они хотят проводить больше времени с детьми. Выходные дни и отпуска воспринимаются как возможность для общения и совместного досуга. Родители планируют свой отдых с учетом потребностей детей.

Да и работа больше субъективно не отделена от дома непреодолимой стеной. Матери ищут удаленную работу или мечтают о возможности взять ребенка с собой в офис. Офис с детским садом, коворкинг для мам или кафе в торговом центре с детской комнатой — вот идеал рабочего места для современной городской жительницы с ребенком. Кроме того, родители далеко не всегда довольствуются медицинскими и образовательными услугами по месту жительства. Они выбирают в большей степени отвечающие их потребностям услуги – и нередко это означает выбор в пользу платных аналогов. Ради этого они готовы перемещаться, путешествуя вместе со своими детьми.

Кто поможет горожанке? 

Новые потребности городской мобильности осознаются не только самими родителями, но также городскими властями и бизнесом. Наше исследование показало, что последние программные официальные документы свидетельствуют о чувствительности власти к идеям нового родительства. Они декларируют поддержку ответственного отцовства, необходимость создания условий для совмещения женщинами работы и заботы о ребенке, улучшение городской инфраструктуры с точки зрения учета потребностей семьи. Декларации, впрочем, остаются декларациями. Например, опрошенные нами муниципальные чиновники не знали о программе UNISEF «Город, доброжелательный к детям», некоторые принципы которой вошли в Концепцию семейной политики Санкт-Петербурга на 2012—2020 годы – да и о самой концепции тоже.

 

Наиболее видимым проявлением государственной заботы о родителях и детях становится строительство детских площадок – как способствующее пропаганде «семейного образа жизни и семейных ценностей». Некоторые муниципалитеты проводят семейные праздники или мероприятия по патриотическому воспитанию детей и подростков. Горожане эти усилия властей замечают и часто приветствуют, но сожалеют, что они не приводят к изменению общих принципов организации городской среды в направлении ее большей доступности для родителей с детьми.

Бизнес более открыт к новым потребностям родителей-горожан. Стремясь привлечь как можно больше клиентов, торговые центры, кафе и рестораны предлагают детское меню, организуют игровые комнаты. Новые стандарты обслуживания привносят международные торговые сети и рестораны быстрого питания. Однако и российский бизнес не отстает и даже предлагает свои идеи. Например, некоторые рестораны приглашают на детские кулинарные мастер-классы. Фитнесс центры предлагают специальные программы занятий для мам с детьми, появляются салоны красоты, танцевальные студии и парки развлечений, ориентированные на совместный досуг и потребление. Наши наблюдения показывают, что в банках, аптеках, магазинах можно обнаружить детские игровые уголки. Из 360 объектов, в которых проводилось наблюдение, 182 - пространства, созданные бизнесом, и в 114 из них имелось детское оборудование.

Общий тренд изменения городских пространств поддерживают учреждения культуры. Например, музеи становятся не только терпимее к маленьким посетителям, но и запускают специальные детские экспозиции, экскурсионные и образовательные программы.

Современные родители — активные горожане, выдвигающие требования к качеству городской инфраструктуры. Для них важна доступность и проницаемость городского пространства. Они прекрасно замечают барьеры, которые задает специфика жилого фонда, улиц, городского транспорта, и формируют запрос в отношении публичных мест, пригодных для совместного пребывания с детьми. Город постепенно меняется, разворачиваясь лицом к семье, но прагматика бизнеса в большей степени соответствует потребностям  в дружественной семьям среде, чем действия городских властей, которые «благоустраивают» подведомственную им территорию.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости