К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как принцип «Поплачь, и все пройдет» работает в офисе: 7 правил карьеры от директора по «Видео» «Одноклассников»

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Троллинг, закрытие проектов и другие особенности профессионального роста в IT-отрасли. Директор по продуктам «Видео», «Лента» и OK Live социальной сети «Одноклассники» Марина Краснова про карьеру в отрасли, которую принято считать исключительно мужской

Я должна была воплотить мамину мечту и стать переводчиком с английского языка, но решила связать свою жизнь с IT. Кстати, в начале моей карьеры знание языков мне отлично помогало понять, о чем говорят программисты, поскольку почти все технические термины пришли из английского сленга.

Мнение о том, что женщине сложнее профессионально расти и добиваться успеха в мужском коллективе, я считаю мифом. А IT – самая мифологизированная сфера. Женщин тут действительно немного, начиная с институтских скамеек. Когда я училась, в технических вузах на 10 парней приходилось всего 2 девушки. Может быть потому, что IT считается миром скучных цифр и серых кабинетов. Сейчас в штате крупных технологических компаний доля женщин составляет 30-40% , топов, конечно, несколько меньше. Например, на технических позициях в Apple женщин 23%, а в руководстве – 28%. Это не так уж и мало, и, на мой взгляд, глобальные изменения в командах – это вопрос времени.

Я убеждена, что мужчинам сложнее в любом бизнесе. У них есть свои неписаные правила, кодексы поведения, гордость и предубеждение, конкуренция, в конце концов. И в этом смысле у нас гораздо больше свободы для выбора линии поведения. Женщины отличаются более развитой интуицией и эмпатией, что помогает в принятии оптимальных решений. Нам гораздо легче пойти на компромисс, сказать «да, я не права» и проявить гибкость там, где мужчина уже встал на дыбы. Как в шахматах – отдать, чтобы приобрести ради выигрыша всей партии.

 

К «троллингу», особенно в IT-команде, нужно быть готовой всегда. Когда в 2012 году я пришла в команду «Одноклассников» на должность менеджера проектов, то попала под ежегодную круговую оценку персонала. И один из разработчиков заявил мне, что просто не может оценить мои профессиональные качества. Он заметил, что для девушки важно разве что умение быстро печатать и что печатаю я быстрее него и всех, с кем ему приходилось работать. И да, пожалуй, это круто. Было обидно, но я улыбнулась. Спустя полгода, когда мы отмечали первые рекорды по просмотрам видео на «Одноклассниках», коллега признался, что ему стыдно за ту шутку.

1. Брать ответственность и не бояться

 

Самый сложный барьер в развитии – это страх перед запуском своего проекта. Сложно взять проект и нести за него ответственность. И мужчины, и женщины одинаково этого боятся. У меня был случай, когда одно из крупных направлений в видео, в которое я верила, решили закрыть. Я, отбросив все дела, практически ворвалась к руководству и заставила поверить в будущее проекта, не побоявшись пойти наперекор руководству, экспертному мнению коллег. До сих пор не знаю, сработала ли моя искренняя уверенность, напор, здравый смысл или что–то еще, но проект оставили. Оказалось, не зря – мы попали в тренд, и сегодня все наши видеопродукты прекрасно себя чувствуют и до сих пор растут.

Иногда в случае неудач женщины начинают требовать к себе какого-то особого отношения и скидок, что тоже некорректно. Мужчины друг другу скидок не дают. И если ты не запустил проект в срок, то «поплачь, и все пройдет» не сработает – нужно отвечать за свои действия и провалы.

Вообще со слезами отдельная история. Женщин довольно часто обвиняют в чрезмерной эмоциональности. Но у всех есть эмоции, и кстати, мужчины тоже любят «всплакнуть» в свойственной им манере – перейти на личности, вспыхнуть, повысить голос, вставить крепкое словцо. Если говорить про общие деловые встречи, то слезы, конечно, недопустимы, но при личном общении ничего плохого в эмоциях нет – наоборот, это говорит об открытости и честности в выражении своих мыслей, и это тоже путь к росту. Иногда «поплачешь» вместе с коллегой над проблемой, и это помогает быстрее любого swot-анализа найти выход из ситуации и придумать классное решение.

 

2. Искренность и неравнодушие

Чтобы происходило развитие команды и отдельных специалистов, сотрудники должны любить общаться друг с другом и сами пользоваться теми продуктами, что они делают. В нашем случае: не любишь смотреть видео, не любишь стримить, вести прямые трансляции в интернете – уходи из команды.

3. Дать право на ошибку – себе и команде

Долгое время я считала, что публичное признание своей ошибки означает недопустимое проявление слабости, и тратила усилия на поиск новых весомых аргументов в свою защиту. С опытом пришло понимание, что согласиться с правильным чужим мнением – это и есть сильная позиция, которая экономит время и дает возможность другим критиковать тебя открыто, а не за спиной.

Более того, руководитель задает настроение и правила игры в команде, и если признает свои ошибки сам, то и для других это перестает быть проблемой. Команда перестает переживать «если я ошибусь — мой начальник меня накажет», и постепенно уходят барьеры в творчестве.

 

4. Не зацикливаться и не пытаться все сделать «идеально»

У меня был проект, где мы мотивировали пользователей размещать определенный контент. Идею я сначала долго вынашивала, выдумывая, что нужно пользователям, затем долго подбирала идеальное решение, запустила и не увидела интереса аудитории. Потом искала, придумывала новые способы мотивации, снова пробовала. Но безрезультатно – пользователям данный контент не был интересен, просмотров и постов было мало.  Друзья и коллеги сначала аккуратно, затем уже прямо сказали «Марина, это не взлетит». Погоревала, закончила борьбу и закрыла проект. Сделала вывод: нужно раньше получать обратную связь от пользователей и, если есть такая возможность, корректировать направление по итогам. А если идея не взлетает, то чем раньше бросишь и переключишься на другую, тем быстрее сделаешь прекрасный продукт. И этому я научилась в «Одноклассниках», раньше я не умела так делать.

5. Быть красивой

Часто встречаю мнение девушек, что, работая с мужчинами, особенно с технарями, нужно отказаться от женственности и именно таким образом сохранить дистанцию и личные границы. Однако в офисе все хотят видеть ухоженных и симпатичных людей. Намеренно облачаясь в тугие хвостики, мешковатые джинсы и засаленный свитер, мы, опять же, теряем чувство собственного достоинства. На работе нужно чувствовать себя комфортно – переживания и о слишком ярком макияже, и о его отсутствии одинаково мешают рабочему процессу. «Я не накрашена, поэтому сегодня не буду проводить митинг с разработчиками и гендиректором» – это как минимум странно.

 

6. Работать в команде сильных

Ищите, приглашайте в команду ребят сильнее и профессиональнее себя. Это дает больше свободы в принятии решений и творчества каждого в команде и в итоге повышает ее эффективность. Это озарение случилось со мной в одну из участившихся ночей моего бодрствования – я размышляла над задачей, плохо выполненной сотрудником. Постоянный контроль и доделки за слабыми – это путь в «пробуксовку» на месте. Если вся команда растет, выполняя все более сложные задачи, то и ты растешь вместе с ней, высвобождая свое время для новых направлений и возможностей.

7. Просто работать

Вообще меня всегда смущали эти инструкции — «Как построить карьеру в X и как получить повышение?» Некоторые ждут повышения так же, как ждут предложения руки и сердца: сядут у окошка, ждут, а все не зовут. Мое мнение — нужно просто заниматься делом профессионально и с удовольствием, не отслеживания отработанные часы и перечитывая статьи про work-and-life balance. А слава тебя найдет и догонит.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+