Никаких супервумен? Зачем крупные корпорации допускают в своей среде женские комьюнити
Восьмого марта 1908 года женщины Нью-Йорка прошли маршем через весь город, впервые заявив столь громко о необходимости равноправия полов. К мнению более 15 000 американок прислушался весь мир, и начиная с 1911 года Международный женский день уже отмечали в России, Франции, Германии, Австрии, Дании, Чехии. Сегодня идея женских объединений реализуется в том числе и на корпоративном уровне.
В 2006 году международная финансовая корпорация Citi, имеющая более 100 стран присутствия, запустила программу по созданию глобальной внутрикорпоративной площадки, из которой родился волонтерский проект, призванный поддерживать талантливых женщин и развивать их профессиональный потенциал, — Citi Women’s Network. Сейчас он представлен в 50 странах мира, в том числе в России.
«Мы не стремимся сделать из женщины супервумен. Сообщество Citi Women’s Network, наоборот, помогает ей стать самой собой», — говорит Эвелин Дучай, руководитель операционно-технологического департамента Citi в России, Украине и Казахстане. Полтора года назад вместе со своей коллегой, вице-президентом, главой департамента по работе с госорганами Citi в России Натальей Николаевой Эвелин возглавила российское подразделение Citi Women’s Network, в которое входят более 550 сотрудниц Ситибанка.
Глобальный проект женского сообщества задумывался 10 лет назад в нью-йоркской штаб-квартире Citi как неформальный форум по обмену опытом с коллегами на всех уровнях организации. Появление Citi Women’s Network Russia было логичным и долгожданным шагом для организации, в которой из 3000 сотрудников более 70% составляют женщины. В руководстве российского Ситибанка их почти половина.
Впрочем, чтобы изменить систему стереотипного отношения к женщине в целом коллективе, требуется поддержка самого высокого уровня, которую готовы обеспечить мужчины. В Ситибанке ее обеспечил главный управляющий Citi в России, Украине и Казахстане Марк Луэ. В интервью Finbuzz.ru он говорил: «Женщины сталкиваются в профессиональной деятельности с вопросами различий в заработной плате по сравнению с коллегами-мужчинами, сложностью нахождения баланса между работой и личной жизнью». Своим примером он демонстрирует другим представителям руководящего состава внимательное отношение к теме равных профессиональных возможностей в своих подразделениях.
Кстати, на глобальном уровне проект женского объединения поддерживает глава Citi в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Джим Коулз.
Женское комьюнити в российском подразделении банка работает интенсивно. Благодаря сильной волонтерской команде в 2016 году Citi Women’s Network Russia реализовал 40 мероприятий: от неформальных завтраков с менторами до обширных дискуссий с несколькими спикерами и концертных программ. Но, несмотря на разные форматы, задача остается неизменной — помочь женщинам преодолеть неосознанные стереотипы, обрести уверенность. Участницы встречаются в дружественной обстановке, знакомятся с коллегами из других подразделений и даже стран. «Это уникальная возможность услышать вдохновляющие истории женщин-руководителей. Иногда они в одиночку воспитывают детей или вынуждены решать другие проблемы помимо работы, но они никогда не сдавались и теперь готовы делиться рецептами своего успеха», — поясняет Николаева.
Нужно ли мужчинам неформальное сообщество, подобное Citi Women’s Network? «У мужчин оно формируется естественным образом, в то время как женщины в большей степени сконцентрированы на выполнении рабочих задач и не уделяют достаточно времени стратегическим вопросам, связанным с карьерой», — отмечает Николаева. Мужчины и женщины строят карьеру абсолютно по-разному, подчеркивает она. Поэтому вовлечение мужчин — важная часть реализуемой менторской программы для обмена профессиональными знаниями и опытом. Мужчины более активно отстаивают свои интересы на работе, они в целом более уверены в себе. Им легче поднять руку и сказать, что они справятся с той или иной задачей. Поэтому мужчины-менторы могут поделиться своим мировоззрением в отношении решений карьерных задач и вдохновить участниц программы на новые свершения.
Особое внимание Citi Women’s Network уделяет тайм-менеджменту и поиску баланса между работой и семьей. Дучай, многодетная мать, работающая в банковском секторе более 20 лет, добавляет: «В большинстве случаев женщина занята на двух работах: той, что составляет ее профессию, и второй, где она жена и мать. В нашем сообществе мы рассказываем, как очерчивать круг обязанностей и разделять их вместе с мужем».
Сегодня в Citi Women’s Network в России 550 участниц. Многие не обладают высокими амбициями, но стремятся знать больше и учиться новому. «Каждая участница Citi Women’s Network уникальна и ищет свой путь, — признается Дучай. — Качество, которое нас объединяет, — это стремление постоянно развиваться!»
Юлия Суркова, бизнес-коуч компании «Масштаб»:
«Женщинам требуется аффиляция (объединение с другими людьми). Поэтому сообщества, подобные Citi Women’s Network, помогают удовлетворять потребности в поддержке и одобрении, а также получать информацию и облегчать тревогу. Согласно теории социального психолога из США Леона Фестингера членство в группе удовлетворяет потребность в социальном сравнении. Это, в свою очередь, удовлетворяет потребность сравнения своих чувств, действий и взглядов с чувствами и взглядами других людей. То есть позволяет сделать вывод о «правильности», «целесообразности здесь и сейчас». В то время как для мужчин важны в первую очередь дух соревнования и состязание, женщинам важна сопричастность».